Николай Крючков

В советское время большинство зрителей не так много интересовались личной жизнью артистов. Да и где это можно было узнать? Разве что в журнале «Советский экран», которые долго выписывала моя мама и я прочитывал. Но это было далеко не во всех семьях. Да и особого желания копаться в грязном белье артистов не было.  Многие из известных актеров ассоциировались с героями фильмов, в которых они играли.  А сейчас все обо всех можно узнать.  И даже то, что не хотелось бы знать.

Работая над материалом об артистках,  сыгравших героинь в фильме «Небесный тихоход», с удивлением узнал,  что вскоре после завершения съемок фильма два актера, исполнявшие главные роли – Николай Курочкин и Алла Парфиньяк, стали мужем и женой.  В браке появился сын, но союз не продлился долго. Николай был любитель пропустить стопку одну-вторую, это очень не нравилось его  жене Алле, и супруги развелись.  Но вот, что Николай Крючков был зятем известного хоккеиста ЦСКА Бориса Александрова, я знал давно, когда фамилия этого хоккеиста вовсю гремела на катках Европы и Северной Америки.

Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.

Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».

Родился Николай Крючков 24 декабря 1910 года в Москве. Он всегда считал себя живучим, и это соответствовало истине. Его жизнь — это сплошное преодоление и борьба за выживание. Николай родился в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой. Когда женщина была на седьмом месяце беременности, она пошла в погреб, подвернула ногу и упала. Погреб был глубоким, темным и сырым, она начала кричать, но ее не слышали. В это время у нее начались схватки, и мальчик родился недоношенным. Он был тощий, маленький и синюшный. Думали не выживет, но Коленька начал хорошо есть и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком своих родителей, но выжить удалось только ему одному.

Отец умер очень рано, здоровье мужчины подорвал тяжкий труд, война и революция. Николай практически не знал, что такое детские шалости и забавы, потому что девятилетним пацаном уже работал на том же предприятии, что и вся семья. Когда ему исполнилось 14, мама настояла, чтобы он пошел учиться. Он сдал документы в ФЗУ, по окончании которого должен был стать гравером-накатчиком.

Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности. Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.

Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.

В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.

Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.

С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.

Настоящим успехом пользовалась новая работа Крючкова – картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.

В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.

В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.

В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков.

Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».

После войны Николай Крючков получил главную роль в фильме «Свет над Россией», в основу которого легли воспоминания матроса Рыбакова. В 1948-м вышла картина «Три встречи», с участием актера Крючкова. В фильме шел рассказ о том, как живут люди в первые послевоенные годы. После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.

После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.

В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении на Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля. В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову.

В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить. В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому. В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.

В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.

В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.

В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград». Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.

В жизни актера было четыре официальных брака. Первой женой Николая Крючкова стала актриса Мария Пастухова, в браке с которой родился сын Борис. Второй раз актер женился на Алле Парфиньяк, и стал отцом сына Николая.

В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м. Женщины не стало спустя 3 месяца после бракосочетания, она попала под машину и погибла прямо на руках у мужа. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.

Через 2 года после трагедии в личной жизни артиста наступили перемены. Он женится в четвертый раз. Женщину звали Лидией, она работала помощником режиссера на киностудии, и была намного моложе Николая. Их семья была крепкой и счастливой, они прожили вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста родилась дочка Эльвира. Она-то и стала женой хоккеиста ЦСКА и сборной СССР Бориса Александрова. Когда дочь вышла замуж, Николая Крючкова можно было часто видеть на матчах ЦСКА.  Внука Крючкова звали Алан.  Почему родители дали такое имя мальчику, я не смог узнать.

В перестроечный период началось гонение на все, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете.

Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни.

Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
1932 — Горизонт
1935 — У самого синего моря
1939 — Трактористы
1939 — Станица Дальняя
1941 — Свинарка и пастух
1941 — В тылу врага
1949 — Звезда
1955 — Дело Румянцева
1959 — Жестокость
1961 — Годы девичьи
1964 — Женитьба Бальзаминова
1965 — Дайте жалобную книгу
1968 — Далеко на западе
1978 — Бархатный сезон
1985 — Битва за Москву
1993 — Ангелы смерти

И в заключение алаверды про зятя Николая Крючкова хоккеиста Бориса Александрова.

Начну статью о Борисе Александрове строками, которые ему посвящены:
На наш хоккей мы — как на праздник,
Идем, предчувствием горЯ.
Ведь есть у нас один проказник,
Кудесник шайбы, богомазник
Со славой, мчащей за моря!..

В Казахстане хоккей всегда пользовался у публики значительной популярностью, но, несмотря на это, местная сборная никогда не хватала звезд с неба, регулярно занимая последние места в групповых этапах первенств планеты.

Однако и у этой страны есть хоккеисты, которых можно отнести к категории первоклассных мастеров. Одним из них, несомненно, является Борис Александров. Человек, которого Всевышний наградил незаурядным талантом и трудолюбием. К сожалению, он прожил чрезвычайно короткую жизнь и не успел сделать всего, что запланировал. Но тот вклад, который он внес в великую игру под названием хоккей, попросту нельзя обойти вниманием.

Появившись на свет в 1955-ом году, он практически с самого детства проявлял повышенный интерес к спорту. Однако до четырнадцатилетнего возраста у него не было возможности шлифовать хоккейное мастерство, потому что в его родном Усть-Каменогорске в ту пору ещё не успели открыть ледовый дворец. Как только это знаменательное со всех точек зрения событие, наконец, произошло, он незамедлительно записался в секцию к тренеру Юрию Тархову. Наставник уже тогда видел, что будущая звезда явно выделяется на фоне остальных сверстников и пророчил ему впечатляющую карьеру.

Неудивительно, что уже в 16-летнем возрасте вундеркинда заметили представители "Торпедо", который считался местным грандом. Но это было лишь началом его стремительного пути к признанию.

Когда в восточный Казахстан для участия в товарищеских матчах приехал ЦСКА, главный герой данного материала понял, что это тот шанс, который он не может себе позволить упустить. Молодой парень, которому тогда не исполнилось и двадцати, играл чрезвычайно вдохновенно и забросил шайбу в ворота легендарного Владислава Третьяка. Его самоотверженность, настырность и желание бороться за шайбу в каждом эпизоде настолько впечатлили тренера "армейцев" Анатолия Фирсова, что уже в 1973-м году он позвал его в столицу.

Переезд дался ему нелегко, но от таких предложений мало кто из начинающих хоккеистов мог отказываться. Ещё через два года состоялся дебют Александрова в составе команды СССР, игравшей тогда против традиционно неуступчивой чехословацкой дружины.

Мальцев об Александрове :
"Я провел с ним совсем немного матчей, мы контактировали только в сборной. Могу сказать одно — он был самобытным, непредсказуемым. Он мог сделать такое, что другой никогда бы не сделал.
Он был человеком с творческим умом, который мог творить на площадке".

Он довольно-таки легко освоился как в клубе, так и в сборной, регулярно забрасывая красивые шайбы в ворота соперников. Даже скауты из Северной Америки сумели по достоинству оценить высокую квалификацию игрока, ведь ЦСКА включал его в заявку на контрольные матчи против различных клубов НХЛ. Что касается "красной машины", то там наивысшим достижением спортсмена стал яркий триумф на Олимпийских Играх-1976 в австрийском Инсбруке.

Но как только его клуб начал тренировать Виктор Тихонов, у него в карьере пошла черная полоса. Ведь суровый наставник, обладавший диктаторскими замашками, привык к тому, что его беспрекословно слушались. Александров же, будучи от природы свободолюбивым человеком, отказывался признавать какие-либо авторитеты и, тем более подчиняться их воле во всех жизненных ситуациях.

В данном случае, что называется, нашла коса на камень. Этот бескомпромиссный конфликт с легендой тренерского цеха, разумеется, оказывал крайне негативное воздействие на психологическое состояние Бориса Викторовича. Например, в принципиальном противостоянии со "Спартаком" он без всяких на то оснований проявил грубость по отношению к Валентину Гурееву, сильно толкнув его на борт.

Такое несдержанное поведение привело к тому, что любимчик спартаковских болельщиков получил сильное сотрясение мозга и отправился в больницу. Тот эпизод вызвал большой общественный резонанс, и многие требовали надолго дисквалифицировать армейского форварда. Вскоре он покинул ряды ЦСКА.

Недолго поиграв за СКА и "Спартак", он вернулся в родное "Торпедо", где провёл семь сезонов, наслаждаясь любовью фанатов. Потом он даже проявил себя в Европе за "Милан" и "Ференцварош", но перед тем, как окончательно повесить коньки на гвоздь, он опять вернулся в родной клуб. Неудивительно, что руководство торпедовцев предложило ему возглавить команду. Параллельно с этим он работал со сборного Казахстана.

Александрова не стало в 2002-ом году. Ему было всего 46 лет...

Достижения :
Чемпион Олимпиады в Инсбруке 1976 года (3 игры, 2 шайбы).
Чемпион СССР 1975, 1977, 1978,
Серебряный призёр чемпионатов СССР 1974, 1976, в составе ЦСКА и 1981 в составе «Спартак» (Москва)
Бронзовый призёр чемпионата СССР 1980 в составе «Спартак» (Москва).
Финалист Кубка СССР 1978.
Участник Кубка Канады-76 (5 игр, 2 шайбы).
В сборной СССР (1975-77) — 19 матчей, 4 шайбы.
В сборный Казахстана (1995) — 4 матча, 2 шайбы.


Рецензии