Самопознание. Гностические учения Казахстана

Реферат по материалам: Самопознание: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк./И. В. Калачева, Г. И. Калиева, Т. В. Леканова. – Алматы: ННПООЦ «Б;бек», 2019. – 200 с., ил. (Автор Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» - С. А. Назарбаева)

Дорогой друг!
У нашего предмета есть одна удивительная особенность. Знания, которые вы открываете для себя на уроках Самопознания-Гнозиса, помогают вам понять смысл всего, что вы делаете, чему учитесь, к чему стремитесь. В этом году вы, как всегда, узнаете много нового о жизни этого и будущего века и ее главных ценностях. Что значит быть свободным человеком? Что является главным в мужчине-пророке? В чем истинный смысл Красоты? В чем смысл [софийной] женственности? Как быть созвучным окружающему миру? Ответы на эти и многие другие вопросы мы будем искать вместе.

Проект состоит из четырех этапов, которые соответствуют четырем разделам Учения. Каждый этап визионерской проектной деятельности связан с изученными темами, значит, все, что вы открываете для себя на уроках самопознания, может помочь в осуществлении Высшего замысла.

Как всегда, путеводителем по учебнику будут условные обозначения – [тайные символы], большинство из которых вам хорошо знакомы. Они помогут ориентироваться в традиционных рубриках учебника.

Составьте к концу учебного года собирательный портрет юношества ХХI века «Мое поколение». И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения.

На первом этапе загляните в себя и попробуйте ответить на вопросы:

• Как ваша жизнь совпадает с сегодняшними последними временами?
• Уверены ли вы, что умеете самостоятельно мыслить, читая священные книги?
• Считаете ли себя духовной личностью?
• Находите ли в себе силы при любых обстоятельствах оставаться независимой [от официальной религии] личностью?
• Что для вас означают такие понятия, как честь, собственное достоинство? Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
• Есть ли у вас духовные друзья? Или вы одиноки на Пути?
• Ради чего живете? В чем видите смысл жизни преходящей и вечной?
• Кого любите? К чему равнодушны и почему равнодушны? Есть ли у вас непреодоленные соблазны и страсти?
• В какие минуты живете по-настоящему в истинной высшей Реальности? Что содержат в себе эти минуты, часы, дни?
• Что потрясло вас? Может быть, внешне незаметное, но переворачивающее душу откровение?
• Как бы вы преобразили мир, овладев нашим курсом Высшей Магии?
Проведите самоанализ, попробуйте разобраться в себе и подготовьте самопрезентацию, в которой попытайтесь раскрыться высшим мирам.

На втором этапе вам предстоит обобщить сведения о своих одноклассниках в духовной школе. Каковы их интересы, увлечения, устремления? Какие вопросы волнуют? Какие профессии привлекают? Кто из них, на ваш взгляд, смог бы стать врачом-целителем, педагогом, мистагогом, квалифицированным рабочим – вольным каменщиком, художником, артистом, Мастером-инженером, руководителем-наставником? Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Каким вы видите будущее своих одноклассников? Подумайте, как отражает ваш класс свое поколение святых и избранных. Что вечно в нем, а что временно?

На третьем этапе посмотрите на свое поколение в целом. С этой целью обратитесь к СМИ. Кто из молодых людей был героем наиболее интересных передач, газетных и журнальных публикаций, превозношений и анафем от сильных мира сего? Какие поступки и духовные подвиги сделали их известными? Что любят читать, смотреть, слушать в своих предписанных созерцаниях? Что волнует ваших ровесников? Какие темы музыки сфер они обсуждают с наибольшим интересом? Какие жизненные цели ставят? Как стремятся к самовыражению и святому служению? Как помогают окружающим? Какие добрые дела праведности совершают? Соотнесите эту информацию с тем, что вы знаете об одноклассниках. Это и будет вашим исследованием.

Когда человеку 13–15 лет, мнение товарищей становится для него более важным, чем мнение взрослых. Общаясь в кругу своих ровесников, ребята стремятся к самоутверждению, особенно если у них есть реальные достижения в спорте, музыке и других сферах духовной практики, имеющих значение в этом возрасте. Но если таких реальных успехов еще нет, то, чтобы почувствовать себя сильным и самостоятельным, заслужить признание сверстников, зачастую человек выбирает другой путь – быть членом определенной религиозной группы, почувствовать опору в ней. Эти группы чаще всего образуются стихийно на основе общего интереса, увлечения, общего досуга, общего стиля общения и поведения, без одобрения свыше. Однако единство такой группы ровесников дает лишь иллюзию духовной Силы, особенно если сила заключается в противостоянии, агрессии по отношению к другим. Таким образом, у человека возникает обманчивое ощущение собственной силы и свободы, независимости от взрослых учителей и незримого общества духовных сущностей. Поэтому ребята остро воспринимают критику взрослых в отношении своей компании, конфликтуют с родителями. Утверждая свое право на личную жизнь и Путь, не отвергайте советы Учителей, которые желают вам добра. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Четвертый этап – завершающий. Предстоит оформить и продемонстрировать результаты своего Исследования и Просветления чудесами и знамениями. Это может выразиться в любой форме: самостоятельно созданном мире, снятом кино, коллаже, слайдовой презентации, литературном произведении-откровении, фотомонтаже ваших видений… А может быть, вы используете возможности нескольких жанров? Подумайте, кого из Высоких Учителей вы пригласите на презентацию своего проекта. Но главное – что вы откроете в этом себе и миру?

ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания по тайноведению и практике созерцания

Задание 1. Уединившись в своей келье, подумайте о том, в чем заключается истинный смысл жизни человека. Сформулируйте свои мысли, полученные в откровении, и, подобно Джордано Бруно, Яну Гусу или Мартину Лютеру, оформите умозаключения в виде тезисов.

Задание 2. Вы наверняка слышали такое выражение: «Мы то, что мы думаем». Прочитайте статью Р. Энтони «Успех или поражение» и проанализируйте, используете ли вы в своей повседневной жизни и практике магии мощь созидательной силы мысли. Могут ли наши мысли на самом деле оказывать столь огромное влияние на нашу жизнь? Готовы ли вы перейти к высшим тайным тантрам?

Видите ли, когда мы осознаем, что сила, позволяющая нам преодолеть любое препятствие, находится внутри нас, мы перестаем взывать о помощи. Когда мы начинаем спокойно беседовать со своим внутренним «Я», мы обнаруживаем, что настраиваемся на внутренние ресурсы ментальной силы. Секрет этой силы состоит в понимании ресурсов нашего мышления, наших норм поведения. Когда мы начинаем понимать, что сила, позволяющая сделать все что угодно, стать тем, кем мы хотим, достичь всего, к чему мы стремимся, находится внутри нас, тогда и только тогда к нам приходит жизненный успех – наш собственный успех! Я считаю, что ни одно великое деяние не совершалось людьми без веры в то, что внутри них находится некая великая Сила, превосходящая любые другие силы и обстоятельства, с которыми им приходилось сталкиваться. Начните использовать созидающую силу вашего сознания... Попытайтесь. Вы обнаружите, что нашли ключ к решению любых проблем в своей жизни. Проще говоря, это означает: вы сможете сделать все, что задумаете, если будете достаточно сосредоточенно думать, что можете это сделать!

Задание 3. Подумайте, что можете делать вы в повседневной жизни мира сего как свободный человек. Начните монолог со слов: Как свободный человек я могу…
Нарисуйте эмблему-пентаграмму свободного человека. Внесите в рисунок магические  символы, отражающие ваше представление о свободе личности, сформулируйте девиз. Проведите презентацию творческого результата. Отразите в Дневнике проекта то, что вы можете сделать как представитель свободного поколения во имя любви к человеку.

Задание 4. Прочитайте статью Учителя А. Ивановой. Составьте сообщение о соотношении свободы и счастья, отвечая на следующие вопросы:
• Какие привязанности есть у современного человека? Я называю брахманом того, кто, оставив привязанность к человеческому, преодолел и небесные привязанности, кто отрешился от всех привязанностей.
• Ограничивают ли человека эти привязанности, или они есть проявление его свободы?
• Что такое внутренняя свобода?
• Что помогает человеку понять истинный смысл свободы?

Редкие люди выбирают сознательно путь к увеличению своих степеней свободы. Ведь даже переезд в другую страну не всегда означает сознательный и решительный выбор отказаться от всех привязанностей прежней жизни. Чаще всего это стремление к новизне, к переменам, к новым условиям, где человек сразу пытается обзавестись и новыми связями: новыми привычками, новыми друзьями, новыми привязанностями, чтобы как можно скорее стать снова менее свободным! И чем скорее идет этот процесс обзаведения зависимостями, тем считается успешнее проходит период адаптации, вживания в новые обстоятельства жизни. Чем больше зависимостей имеет человек, тем более он прикован к земле. Земной человек так обременен своими заботами о своих привязанностях, своими привычками, своим погружением в зависимость работы, что порой забывает посмотреть на небо. И наоборот, чем более степеней свободы у человека, тем он легче в общении, тем радостнее в жизни – он легче и подвижней душой! Тем ближе к Небу. Может, в этом и кроется объяснение того, почему мы, на словах стремясь к свободе, на деле, в жизни часто мечтаем о другом – о все большей привязанности, называя ее любовью. Мы просто страшимся оторваться от земли? Попробуйте провести маленький душевный эксперимент. Мысленно представить все свои связи, все, что вас держит, и то, что вы удерживаете изо всех сил: всех своих близких, друзей, все памятные или дорогие вещи, мучающие воспоминания – в виде воздушных шариков, которые вы держите за веревочки, а они в свою очередь не дают вам оторваться от земли. А потом на миг – отпустите...

Задание 5. Прочитайте стихотворение казахстанской поэтессы Р. Тамариной «Цена». Что составляет истинную ценность человека и Бога? Что вы узнали из него о чистом знании-гнозисе?

Принимайте меня такой,
Как я есть – плохой или хорошей.
Стою я только то, что стою,
Ни гроша не стою дороже.
Набивать себе цену – мелко,
Я доподлинно это знаю:
Ярлыки – пустая безделка,
Их теряют и забывают.
Только примеси быть не должно,
Когда время поставит цену:
Даже медь самой низшей пробы,
Если чистая медь, – бесценна.

Прочитайте размышления Р. Эмерсона о человеке. Какие грани понятия «достоинство» открывает автор? Сформулируйте собственное высказывание о том, что такое достоинство человека. Готовы ли вы к преодолению морально-этической двойственности на пути гнозиса?

Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тот пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро. Нет ничего святее и производительнее самостоятельной душевной пытливости. Прежде всего установите в себе такое отношение к явлениям жизни, а потом уже решайте сами для себя все возникающие вопросы.

Задание 6. Составьте, используя пословицы и высказывания великих людей, свой Кодекс дружбы и товарищества в духовном сообществе, в вашем монашеском ордене.

Задание 7. Составьте кодекс жертвенного служения обществу сквозь призму выбранной вами профессии Учителя.

Задание 8. Вспомните и запишите, какими ласковыми словами и тайными Именами вы называете своих родных, близких, Учителей и Небесных Наставников в своих видениях.

Задание 9. Познакомьтесь с диалогом Учителей, который в образах и символах развернулся на сайте Ответы@mail.ru. С какими мнениями вы согласны, а с какими – нет?

Арина: Скажите, пожалуйста, что означает служение обществу?
Живчик: Работаешь на благо общества. Принимаешь законы, полезные для общества, ну или хотя бы дворы метешь, по утрам, перед работой.
Сергей: Это, наверное, служить народу!
Просветленный: Спроси об этом у депутатов, они же слуги народа.
Валерий: У нас это значит стать депутатом. Только они служат обществу, народу.
Александр: Твоя работа.
Знаток: Служение обществу – наивысшая миссия человека. Основная и единственно правильная форма существования, развития и сохранения цивилизации.

Задание 10. Прочитайте высказывания Учениц. Поясните позицию каждой из них в наставничестве и духовной практике. Как бы вы поступили на их месте? Что вы узнали о духовных соблазнах?

«Боюсь потерять себя. Мне кажется, что, общаясь с другими, я слишком подстраиваюсь под них. Меня как будто уже нет в этот момент. Поэтому предпочитаю одиночество, которое для себя называю гордым». Алена, 15 лет

«Я не хочу больше учиться в этом классе. Вот доучусь год и уйду. У меня там нет друзей. Я вообще говорить ни с кем не могу. Мне кажется, что всякий раз, когда открываю рот, я говорю какую-нибудь глупость. Они все смеются и издеваются надо мной. Ну не издеваются, но все время вопросы дурацкие задают». Инна, 14лет

Задание 11. Прочитайте четверостишие. О каких зверях говорит поэт Евгений Евтушенко в последней строке? Какие опасности на внутреннем духовном пути вы уже встретили?

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Задание 12. Найдите информацию и расскажите о людях-подвижниках, которые помогают терпящим бедствие. Как вы думаете, что движет этими людьми? Какими качествами святости они обладают?

Задание 13. Прочитайте притчу. Подумайте, почему так расстроился Старец, и напишите его предполагаемый ответ ученикам. Что вы узнали из этой истории о божественной Любви?

Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
– Что вы здесь видите? – спросил старец.
– Точку,– ответил один.
– Черную точку,– подтвердил другой.
– Жирную черную точку, – уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
– Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики.
Старец ответил:
– .........................................

Задание 14. Восстановите стихотворные строчки, используя слова для справок, и вы прочитаете отрывок из эзотерического стихотворения-откровения святой провидицы Вероники Тушновой:

Человек живет совсем (...) –
Несколько (...) лет и зим,
Каждый (...) отмеривая строго
(...) человеческим своим.

Слова для справок: сердцем, десятков, немного, шаг.

Задание 15. Измените порядок строк и восстановите стихотворение Учителя Магжана Жумабаева «Сверстнику».

Обманчива жизнь, но она не игра.
Чтоб жизнь оправдалась, до горького пота
Не бойся, плывя через бурю вперед.
Не жди, пока яблоко в рот упадет.
Ты должен трудиться на благо Добра.
И только в труде все живое живет.
По суше ладья не скользит – лишь в движении
Мучительна истина, хоть и стара.

Задание 16. Восстановите стихотворение, вставляя на место пропусков слова из справок, и вы прочитаете отрывок из стихотворения Булата Окуджавы. Готовы ли вы пройти указанные испытания?

Совесть, благородство и (…) –
Вот оно святое наше (…).
(…) ему свою ладонь,
За него не страшно и (…).

Лик его (…) и удивителен,
(…) ему свой краткий век.
Может, и не станешь (…),
Но зато умрешь как (…).

Слова для справок: протяни, посвяти, победителем, воинство,
высок, в огонь, Человек, достоинство.

Задание 17. Выберите три персоны (это могут быть реальные люди, не только современники, но и пророки – представители других эпох, и ангелы, и даже вымышленные персонажи – герои святых книг или фильмов). Представьте себе, что у вас есть возможность встретиться с ними и поговорить за чашкой чая. Какие темы вы затронете? Какие вопросы зададите? Чем это важно для вас? Представьте эти встречи в форме коллажа. Что вы узнали о природе неизреченной Троицы в процессе этой медитации?

Задание 18. Прочитайте Притчу Третьего Завета. Напишите, почему Отец отдал предпочтение младшему Сыну. Перечислите нравственные качества, которыми обладал этот юноша. Почему он стал истинным Мессией, завершителем духовной традиции всех трех авраамических религий?

У отца было три сына. Он решил выбрать из них наследника. Все они были разумными и храбрыми, и выбрать было сложно. Он посоветовался с мудрецом и после этого дал каждому сумку цветочных семян. Сказал, что отправляется в многолетнее путешествие, а по возвращении проверит семена. Кто лучше сохранит их за время его отсутствия, тот и станет наследником.
Первый сын, недолго думая, положил семена в железный сейф.
Второй подумал: «Если положить их в сейф, они умрут». Он пошел в магазин, продал их и решил купить такие же, когда отец вернется.
Третий сын пошел в сад и высыпал семена везде, где было свободное место.
Через три года отец вернулся. Первый сын достал из сейфа мертвые, закисшие семена. Отец сказал:
– Это не мои семена. Мои были способны расцвести, а эти никогда не зацветут.
Второй сын бросился в магазин, купил семян и преподнес их отцу. Но отец сказал:
– Это не мои семена. Я разводил редкий сорт.
А третий сын повел отца в сад, где цвели тысячи цветов. И сын сказал:
– Это те семена, которые ты мне дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.
– Вот мой наследник!

Задание 19. Прочитайте тайное наставление из древней тантрической традиции. Как можно соотнести его с символикой дерева сефирот? Объясните, как вы понимаете смысл утверждения: «…женщина и мужчина – два крыла одной птицы»?

Упали в землю два семечка. Поливал их дождь, согревало солнце. И вскоре выросло из них два цветка. Один – словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй – словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Нежный цветок чаще всего смотрел на восток – зарю встречал, а сильный цветок любил смотреть на запад, закат провожал.
Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать.
Но однажды на рассвете нежный цветок затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся, но не смог. Обессиленный, опустил он свое крыло.
– С одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь, – прошептал цветок.
– С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? – услышал он голос.
Нежный цветок приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться. Обнялись два цветка, взмахнули двумя крыльями и поднялись
высоко в небо.
Так женщина и мужчина – два крыла одной птицы.

Задание 20. Проведите дискуссию на тему «Быть человеком». Прочтите стихотворение А. Сычевой «Путь» и еще раз уясните основные положения Гнозиса.

Захороненные в шельфе
Быта, мыслей – все одно,
Мы, как крошечные эльфы,
Тянем света волокно.

Для чего? Ах, что мы знаем
Кроме данных предком чувств!
Но и те не выражает
Звук, срывающийся с уст...

Что там бьется в межреберье?
Что в нас рвется и кричит?
Кто построил эти двери
И стучится в них в ночи?

И нет места, чтоб укрыться,
Перед нами только путь,
Узкий. Как не оступиться
И себя не обмануть?

Если прошлое так слепо
И безрадостно бедно,
Что воспоминаний слепок
Вторгнет нас на то же дно.

А в конце его не в силах
Видеть замутненный глаз.
Только то, что вечно было, –
Цельность мирозданья в нас...


Рецензии
Уроки самопознания - прекрасная идея.Жаль,что многие,у нас в Казахстане относятся с недоверием или даже критикуют,по старой привычке:
- не читал,но осуждаю...
Спасибо за статью.
С уважением Талгат.

Талгат Алимов   06.03.2021 17:32     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик и понимание!
Знание найдет свои пути - минуя все препоны, пусть через аллегории.
С уважением,

Валентин Ирхин   06.03.2021 17:45   Заявить о нарушении