Немного о истории

Нет другой такой науки, занятия которой приносили бы столько обиды, как история.
Обиды не тому, кто её пишет, но тому, кто её изучает.
Изучая историю ты становишься свидетелем событий, которые повторяются от эпохи к эпохе, от века к веку. Предательство, цинизм, коррупция, взяточничество, стяжательство, войны, заблуждения толпы и преследование науки - всё это повторяется вновь и вновь.
Стоит только человеку наивно возомнить, будто он живёт в эпохе культуры и просвещения, как реальность тут же бросает его в зловонную яму, в которой он живёт.
Мы начинаем войны, оправдывая их тем, что возвращаем завоёванное, что стремимся поддержать дружественный народ (а друзья должны помогать друг другу), что в стране царствует произвол и всякий, у кого ещё есть сердце, должен помочь угнетённому народу и дать им шанс на светлое будущее.
Мы не только найдём оправдание любой войне, не только её оправдания, но и доказательства. Войну во Вьетнаме оправдывали попыткой остановить коммунизм (хотя здесь были личные интересы крупных чиновников США), первую войну в Персидском заливе развязали из-за видео, где показывалась жестокость иракских солдат, а позже СМИ США привели доказательства фальсификации этого видео. Мир быстро забыл об этом и вторая война в персидском заливе не заставила себя долго ждать. Никто не нашёл химическое, биологическое или атомное оружие. Никто не принёс извинения стране, лежавшей в руинах.
В начале ХХ века империи воевали за свои территории и оправдывали жестокость своими амбициями, целями и предназначением свыше. Мало кто помнит, но первые концентрационные лагеря были созданы Британией в ходе англо-бурской войны. Колонии переходят от одного государства к другому, мелкие конфликты вспыхивают не на одном материке, а во всех колониях и в результате империи начинают понимать, что удержать захваченные государства не получится. Но империя на то и империя - у неё есть амбиции, ресурсы и славная история завоеваний. Если не хватает солдат и пороха удержать захваченные земли, в ход пойдёт хитрость.

То, на что способна империя ради удержания власти (де юре государство не принадлежит, но де-факто остаётся в зависимости - современный вассал XXI века) в регионе говорит одна история: в конце XIX- начале ХХ века Британская империя вызвала в Индии искусственный голод, погибло свыше 20 миллионов людей. Нацистской Германии такое и во сне не виделось. И это не говоря о разорительной экономической политике, которую Британия вела в Индии начиная с XVIII века. А мы главным злодеем всех времён до сих пор называют Гитлера.

Так вот, империи теряли завоёванные некогда территории, рождались новые государства. И тут на смену военной силе приходит политическая хитрость. Чтобы удержать влияние в новых государствах и сделать их зависимыми от большого и сильного соседа, создаётся то, что моя тётя-историк, Агапова Валентина Фёдоровна, назвала буферной зоной. Империи, долго живя в колониях, знали внутренние междоусобицы, периодически провоцировавшие конфликты. Империи брали этот конфликт, разжигали его и всё, что оставалось делать - это поддерживать то одну, то другую сторону этого конфликта. Государство из-за междоусобиц не развивалось и находится в позиции вечного просящего перед соседом.
Буферная зона в реальности представляла собой тлеющие угли. С обеих сторон приходили одни и те же официальные лица, говорившие одно и то же. Они подбрасывали в угли хворост, напоминая, что именно этот народ/религия/род должен быть здесь главенствующим а затем раздували пламя финансовыми вливаниями и поставками вооружения. Правительства молодых государств за бесценок отдавало свои ресурсы ради ружей и пуль. И вскоре империи увидели, на сколько это эффективно - ведь в новых войнах умирали не её подданные, а местные жители стран. Впрочем, жизнь солдата никогда не ценилась. К чему беспокоиться о солдатах? Ведь солдат - это вечный возобновляемый ресурс, требующий минимальных вложений (не элитный солдат, а рядовой солдат срочной службы. Ты не хотел, тебя обучили не по твоей воле - но ты уже кое-что должен, так что будь добр вернуть, когда тебя попросят).

Ценность человеческой жизни противопоставляют землю, справедливость, ресурсы, историю. Жизнь становится разменной монетой  в игре, в которой никто не спрашивает твоего мнения.
Мы живём в демократии, где с первых мгновений рождения мы  уже должны своему государству.
Мы живём в демократии, которую не интересует личное мнение каждого.
Мы живём в мире, где любят говорить о свободе. И зачастую ты можешь требовать её. И даже получить. Но получив свою свободу, ты лишишься благ общества - каких-то льгот, субсидий, перспективы в карьере.
Ты становишься перед выбором - подчиняйся или скитайся.
На самом деле всё честно.
Но давайте тогда перестанем играть в лицемерие и говорить о демократии.


Рецензии