Немного о истории
Обиды не тому, кто её пишет, но тому, кто её изучает.
Изучая историю ты становишься свидетелем событий, которые повторяются от эпохи к эпохе, от века к веку. Предательство, цинизм, коррупция, взяточничество, стяжательство, войны, заблуждения толпы и преследование науки - всё это повторяется вновь и вновь.
Стоит только человеку наивно возомнить, будто он живёт в эпохе культуры и просвещения, как реальность тут же бросает его в зловонную яму, в которой он живёт.
Мы начинаем войны, оправдывая их тем, что возвращаем завоёванное, что стремимся поддержать дружественный народ (а друзья должны помогать друг другу), что в стране царствует произвол и всякий, у кого ещё есть сердце, должен помочь угнетённому народу и дать им шанс на светлое будущее.
Мы не только найдём оправдание любой войне, не только её оправдания, но и доказательства. Войну во Вьетнаме оправдывали попыткой остановить коммунизм (хотя здесь были личные интересы крупных чиновников США), первую войну в Персидском заливе развязали из-за видео, где показывалась жестокость иракских солдат, а позже СМИ США привели доказательства фальсификации этого видео. Мир быстро забыл об этом и вторая война в персидском заливе не заставила себя долго ждать. Никто не нашёл химическое, биологическое или атомное оружие. Никто не принёс извинения стране, лежавшей в руинах.
В начале ХХ века империи воевали за свои территории и оправдывали жестокость своими амбициями, целями и предназначением свыше. Мало кто помнит, но первые концентрационные лагеря были созданы Британией в ходе англо-бурской войны. Колонии переходят от одного государства к другому, мелкие конфликты вспыхивают не на одном материке, а во всех колониях и в результате империи начинают понимать, что удержать захваченные государства не получится. Но империя на то и империя - у неё есть амбиции, ресурсы и славная история завоеваний. Если не хватает солдат и пороха удержать захваченные земли, в ход пойдёт хитрость.
То, на что способна империя ради удержания власти (де юре государство не принадлежит, но де-факто остаётся в зависимости - современный вассал XXI века) в регионе говорит одна история: в конце XIX- начале ХХ века Британская империя вызвала в Индии искусственный голод, погибло свыше 20 миллионов людей. Нацистской Германии такое и во сне не виделось. И это не говоря о разорительной экономической политике, которую Британия вела в Индии начиная с XVIII века. А мы главным злодеем всех времён до сих пор называют Гитлера.
Так вот, империи теряли завоёванные некогда территории, рождались новые государства. И тут на смену военной силе приходит политическая хитрость. Чтобы удержать влияние в новых государствах и сделать их зависимыми от большого и сильного соседа, создаётся то, что моя тётя-историк, Агапова Валентина Фёдоровна, назвала буферной зоной. Империи, долго живя в колониях, знали внутренние междоусобицы, периодически провоцировавшие конфликты. Империи брали этот конфликт, разжигали его и всё, что оставалось делать - это поддерживать то одну, то другую сторону этого конфликта. Государство из-за междоусобиц не развивалось и находится в позиции вечного просящего перед соседом.
Буферная зона в реальности представляла собой тлеющие угли. С обеих сторон приходили одни и те же официальные лица, говорившие одно и то же. Они подбрасывали в угли хворост, напоминая, что именно этот народ/религия/род должен быть здесь главенствующим а затем раздували пламя финансовыми вливаниями и поставками вооружения. Правительства молодых государств за бесценок отдавало свои ресурсы ради ружей и пуль. И вскоре империи увидели, на сколько это эффективно - ведь в новых войнах умирали не её подданные, а местные жители стран. Впрочем, жизнь солдата никогда не ценилась. К чему беспокоиться о солдатах? Ведь солдат - это вечный возобновляемый ресурс, требующий минимальных вложений (не элитный солдат, а рядовой солдат срочной службы. Ты не хотел, тебя обучили не по твоей воле - но ты уже кое-что должен, так что будь добр вернуть, когда тебя попросят).
Ценность человеческой жизни противопоставляют землю, справедливость, ресурсы, историю. Жизнь становится разменной монетой в игре, в которой никто не спрашивает твоего мнения.
Мы живём в демократии, где с первых мгновений рождения мы уже должны своему государству.
Мы живём в демократии, которую не интересует личное мнение каждого.
Мы живём в мире, где любят говорить о свободе. И зачастую ты можешь требовать её. И даже получить. Но получив свою свободу, ты лишишься благ общества - каких-то льгот, субсидий, перспективы в карьере.
Ты становишься перед выбором - подчиняйся или скитайся.
На самом деле всё честно.
Но давайте тогда перестанем играть в лицемерие и говорить о демократии.
Свидетельство о публикации №221020900472