Марта

МАРТА
Рассказ
1.
Цепок плен памяти.
Каждый помнит свое детство и по прошествии многих лет наиболее яркие страницы тго далекого времени  иногда как молния вспыхивает в нашем сознании.И порой эти воспоминания  долго не отпускают вас, цепко держат в своем пьянящем плену прошлой жизни.
В моей памяти наиболее часто вспыхивает один эпизод из далекой моей школьной юности.
И чем дольше я живу, тем почему-то все ярче и детальней всплывает в памяти этот эпизод, взывая настоящую бурю противоречивых чувств и эмоций.

2.
Учился я тогда в седьмом  классе в одной из школ небольшого городка.
В начале учебного года  в нашем классе появился новый ученик.
Звали его Слава, раньше я его не знал.
До этого он жил и учился в одном из интернатов  областного центра.
В его облике и характере не было ничего выдающегося, напротив был он обычного вида, среднего роста, худощав, кареглазый с прядями русых, почти всегда нечесаных волос.
Он не обладал ни силой, что ценилось нами в то время у ребят моего круга. совсем не умел драться, и не умел поддержать беседу на интересные для ребят темы: о кино, школе, своих "крутых" похождениях и конечно же девочках. 
Говорил он тихо, неуверенно, иногда коверкая некоторые слова, нередко проглатывая их окончания .
Авторитетом у одноклассников он не пользовался.
Да и характер у него был не "пацанский".
Он беспомощно и безобидно улыбался в ответ над словами и действиями ребят, подшучивавшими или подсмеявшихся  над ним.
Впрочем, ребята всегда  это делали незлобно, как что-то обыденное, вошедшее в их привычку.
Многих одноклассников раздражало то, что он категорически отказывался покурить с нами в туалете, то есть"курилке", как мы называли между собой туалет  для мальчиков.
На переменах межу уроками он почти всегда один стоял у окна в коридоре, глядя в окно,  о чем-то думая или оставался в классе, часто один , продолжая сидеть за своею партою.
Одним словом он был из тех ребят. которых называют "тихонями".
От одноклассников он получил  прозвище "Сява".
Некоторые называли его "Сявка".
Жил он на одной со мной улице, через несколько домов от меня.
Жил он с  матерью, которая работала техничкой в конторе какого-то государственного учреждения.
Умом он явно не блистал.
Учился он слабо-перебиваясь с трудом  на слабую тройку.
Да и эту тройку  учителя ставили ему порой из сострадания и жалости что-ли, думаю что где-то там в глубине своей души жалея его.
Их также устраивало,  что он  тихо, как мышка, вел себя на уроках, никогда не срывал их.
Да и не был он лентяем, он внимательно слушал на уроках учителей, дома уроки учил, но обладал  каким-то необъяснимой косноязычностью: он что-то мямлил себе под нос  отвечая у доски урок, нервно перебираясь с ноги на ноги, лицо его при этом то покрывалось бледностью, то наоборот вспыхивало каким-то нездоровым румянцем.
Видимо учителя, будучи педагогами, понимали, что "не по зубам" ему школьная наука  в силу его умственных способностей, склада психики, и педагогической запущенности.
Я  в  то время был определенным  авторитетным среди одноклассников, качался с помощью гантелей, занимался в секции бокса, да и учился я не  плохо, дома почти всегда готовил домашние уроки, не жадничал давая бескорыстно списать домашние задания одноклассникам.
Да и Сява частенько списывал у меня "домашку".
Как-то неожиданно само-собой я взял Сяву под защиту ,  иногда помогал ему в подготовке домашних занятия, а  на контрольных старался переслать ему "шпору" с решением заданий.
Поскольку мы жили  на одной улице со мной, мы часто шли с ним в школу и возвращались с нее домой.
Ни с кем Сява  не дружил, ребята считали  его скучным и неинтересным.
Стоит ли говорить, что и среди девчат он вниманием не был уделен.
Да и я, если сказать честно, относится к нему с некоторым высокомерием, иногда даже пренебрежем. за что мне сейчас стыдно и неудобно за себя.

3.
Как-т в один  весенний  день мы вместе с Сявой, после уроков шли вместе домой.
На  повороте на нашу улицу, из придорожных  кустов вдруг  выкатился пушистый комок, маленький рыжий щенок .
Он дрожал от холода и жалобно повизгивал.
Увидев нас он сразу же пошатываясь, смешно переваливаясь  с бока на бок, направился к Сяве.
Сява остановился, присел и  взял щенка  на руки, а тот сразу стал смешно  издавать звуки похожие на  всхлипывание ребенка после плача, как бы жалуясь на свою нелегкую щенячью жизнь и прижался к Сяве.
Это выглядело очень трогательно и в какой-то степени забавно и мы с Сявой невольно рассмеялись.
Так до самого Сявиного дома щенок оставался на его  руках .
Мать была против того чтобы Сява оставил собаку дома.
Я сам слышал, как  она кричала во дворе дома: "Куда ты ее притащил, нам еще собаки в доме не хватало, самим жрать дома нечего, а тут еще корми твою собаку"!.
Но Сява проявил неожиданное  для его характера упорство и в конце концов настоял на своем и мать сдалась и разрешила ему держать собаку в сарае.
Собачка оказалась сукой.
Назвал он ее Мартой.
Закончился учебный год, быстро пролетели летние каникулы.
1 сентября я Сява перешли в восьмой класс.
Марта за лето подросла и стала красивой, ладной, собачкой, незлобной и ласковой.
Да и Сява как то изменился , стал жизнерадоснее что-ли.
Она и Сява  привязались друг к другу
Марта  всегда была   ним, обычно если на улице увидишь кого либо из них, будь твердо уверен, что и другой где-то рядом.
Марта всегда провожала Сяву в школу и каким то чудесном образом приходила примерно за полчаса час до окончания занятий и терпеливо ожидала его во дворе школы.
И дождавшись хозяина она весело с лаем. смешно виляя своим хвостиком, бежала к нему на всех парах.
Ее знали, без преувеличения, почти все ученики школы.
А младшеклассники всегда стремились погладить ее, поделится остатком своего школьного обеда, специально припасенного для этого

4.
Как.то в один из осенних дней мы с Сявой вместе вышли после окончания уроков на крыльцо школы,
Сява приготовил для своей любимицы половинку котлеты от школьного обеда.
Но Марты на обычном для нее месте возле школьного крыльца. не оказалось.
"Марта, Марта"! громко позвал он.
В ответ раздался радостный лай и с другой стороны улицы, из кустов выскочила Марта и побежала на зов хозяина.
В это время  из соседнего двора выехала машина "Волга" и резко дав газу двинулась по дороге.
И я с ужасом увидел, как маленькое тельце Марты от удара бампера машины поднялось вверх и беспомощно вылетело на тротуар. 
Машина даже не замедлила свое движение и умчалась по дороге уносясь от здания школы.
Мы с Сявой бросились к беспомощно распластавшейся на бровке тротуара Марте.
Она была еще жива.
Крови на ней не было.
Марта взглянула на Сяву , попыталась вильнуть хвостом и тяжело и  глубоко задышала,  слабо жалобно взвизгнув испустила дух.
Сява взял собачку на руки, стал теребить ее:"Марта, Марта"!
И вдруг, от куда-то у него изнутри вырвался вначале тихий стон, который повторился еще раз, а затем какой то дикий нечеловеческий крик .
Затем он упал на землю и зарыдал.
Я смотрел на его ходуном ходящие подрагивающие плечи и не знал что делать. я впервые в жизни испытал настоящий шок.
.Вокруг нас собралась толпа учеников. Дети стояли молча, какая-я девочка тихо заплакала.
Из школы вышла учительница литературы Ванда Васильевна, и, узнав , что произошло-попыталась успокоить Сяву.
Но Сява не обращал ни на кого внимания - он замолк , лежал молча на земле.
Я попытался поднять его. но он снова, как мешок с песком падал на асфальт и чтото мычал нечленораздельное.
Ванла Васильевна послала одну из учениц за школьным медиком.
Та попыталась растормошить Сяву, успокоить его, попыталась дать ему таблетку валидола, а  затем убедившись в безнадежности этого вернулась в школу и вызвала "Скорую помощь".
Карета "Скорой помощи" появилась быстро.
Сяву с трудом удалось подвести и посадить в эту машину.
Еще  долго не расходились ученики, обсуждая происшедшее.
Я положил тельце Марты в свой мешочек для сменной обуви и в странном состоянии, ранее неведанном мною, какой.то прострации пошел домой.
Примерно часа через три  ко мне пришел Сява.
Был он какой-то другой, чем всегда. какой-то тихий даже для себя  , говорил тихим голосом.
Под глазами его были опухлости, а справа на лбу был наложен пластырь.
Я посочувствовал ему и отдал тельце Марты.
Похоронил он ее у себя во дворе возле сарая, откуда-то привез на тележке на ее могилу  большой булыжник

5
С тех пор Сяву, как будто подменили.
Стал он еще тише и задумчивей, чем был.
Он мог прервать разговор на середине беседы, замолчать и молча отойти в сторону, где пребывал погруженный в свои какие-то мысли.
Да отношение к нему ребят заметно изменилось и даже резко уже кто  его обидной кличкой Сява. Почти все ребята стали звать его, кто Славой, кто Славкой.
И учителя к нему  еще более "подобрели", даже несколько девочек стали общаться с ним , чего раньше не было никогда и даже представить такое невозможно было.

6.
Как-то незаметно пролетело время.
Закончился учебный год.
После окончания восьмого класса я пошел в девятый.-Слава уехал к своему отцу  куда-то в Белоруссию.
После того, как закончил школу, я поступил в институт, окончив которого  переехал жить в другой город.
Больше я Славу не видел.

7.
Как-то, много лет спустя, я снова приехал в отпуск в свой родной городок.
Проходя возле дома, где раньше жил Слава со своей матерью , я зашел в его бывшую квартиру,
В квартире этой проживала  какая-то незнакомая женщина с ребенком.
На мои расспросы она ответила, что живет в квартире уже несколько лет. о прежней хозяйке квартиры она знает только то , что она умерла.
Что касается Славы, она сказала, что он приезжал  вместе со своим  отцом на ее похороны.
Где он сейчас и чем занимается ей неизвестно.
Выйдя на двор дома я увидел, что булыжник поставленный  на могилу Марты, по-прежнему лежит у сарая, так же на том же месте.
Я  постоял несколько минут возле него, выкурил сигарету, вспомнил свои школьные годы, своих товарищей по школе , Славу и конечно-же и  Марту.
Затем, отбросив окурок в сторону и пошел по своим делам.
Жизнь продолжалась .


Рецензии
Очень душевный, печальный и трогательный рассказ.
Понравилось!

Анжелла Князева   19.02.2021 11:15     Заявить о нарушении