Трудно быть леди

               
                «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русск. пог.)

           Утро, рассветает, надо вставать… В комнате дубак, натягиваю на себя пушистый халат, включаю отопительные батареи, прикрываю окно, бреду в ванную. После гигиенических процедур уже бодрым шагом следую на кухню, где тоже зарываю  форточку. Ночью в квартире холодно, чтобы крепче спалось. Выпиваю маленькую таблетку – ОТ давления (потому что надо), наливаю большую кружку кофе – ДЛЯ давления (потому что хочется), направляюсь к компьютеру. Первым делом почта – что там пишет дочь? В Австралии давно белый день, и дочь сообщает, что в данный момент работает дистанционно с клиентами (она психолог), а вечером – встреча с коллегами. «Привет мамуля. Сегодня собираемся на обед. Конечно, это скучно, так как мне приходится притворяться что я как все и говорить на скучные темы. Постараюсь не отличаться» - сообщает она мне. Чёрт возьми, что же такое – пятнадцать лет безвыездно за границей, а так и не стала своей? Спрашиваю её – в чём разница между НЕЙ и ИМИ? И моя ВЫСОКОУЧЁНАЯ дочь не может найти ответа… Признаюсь, меня очень занимает этот вопрос – почему МЫ и ОНИ такие разные? Почему ОНИ так не любят НАС? Пытаюсь найти ответ в литературе – не получается. А на днях  в библиотеке взяла маленькую книжку Харпера Ли  «Убить пересмешника», когда-то уже прочитанную, и… думаю, что нашла ответ.
              В книге описывается жизнь маленького жаркого американского городка Мейкомб в штате Алабама.  Все живут на глазах друг у друга, люди очень разные, хорошие и плохие, и всё обо всех известно – никаких тайн. Все жители – католики, баптисты, протестанты и методисты - по воскресеньям непременно расходятся по своим приходам и выслушивают большие проповеди своих духовных наставников, как правильно жить, как вести себя достойно.
             Даже  самые маленькие дети, намытые, начищенные, накрахмаленные, часами томятся в душных, жарких помещениях, не смея пикнуть – с этого начинается их воспитание. Томятся мужчины в цилиндрах и в застёгнутых сюртуках, нельзя даже пуговицу расстегнуть, обливаются потом.  Томятся женщины в шляпах и перчатках, затянутые в корсеты с утра до вечера. Женщина без головного убора и без корсета, да при том на людях? Это же революция! Но все терпят – таков обычай и почти единственное развлечение в городке. Впрочем, женщины ещё время от времени по очереди приглашают соседок на чай – у каждой свой круг общения. На улице жара за сорок градусов, но они сидят на верандах, в корсетах и шляпах, угощаются горячим чаем и печеньем, обсуждают городские новости, и поглядывают вокруг. И на других верандах сидят в это время - так заведено. Всё обставлено очень чопорно и благопристойно.
              Позже, когда подростковая энергия у их маленьких детей начнёт бурно вырываться наружу, давление на них в семье и в городе станет ещё жёстче. Когда-то давно группа шестнадцатилетних мальчишек, куражась и шумя, въехала  на центральную площадь на автомобиле ЗАДНИМ ХОДОМ, испугав пару куриц. Это событие сочли  неслыханным! Городскими властями решено было мальчишек сослать в некое заведение на перевоспитание! А одного мальчика Артура отдали отцу на руки – тот обещал, что больше жители города НИКОГДА не услышат о его сыне.
              Зная жёсткий характер мужчины, ему поверили и отдали мальчика. Отец-методист (вера особенно жёстко подавляющая инакомыслие) так и сделал – прошло уже 26 лет после ТОГО события, а жители больше ничего не слыхали, не видали Артура. Только потому, что со двора  не вывозили гроб с его телом, горожане знали – парень живой, хоть без выхода сидит в родительском доме, не видя солнечного света, почти сошедший с ума. Такова была расплата за подростковую шалость!
             Приходим к выводу: наказанные дети не столько мятежники, сколько жертвы. Юная, страстно стремящаяся к самовыражению личность ограблена обществом, лишена возможности раскрыть свою индивидуальность,одарённость,своё"я" и в чём-то социально полезном, потому что НЕЛЬЗЯ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ.
             Главные герои книги – дети господина Аттикуса, местного адвоката, Лиза и Джек. Мать у них умерла, поэтому хозяйством занимается негритянка Кэлпурния. Время  событий – 1935 год. Рабство отменили 80 лет назад, но чёрные по-прежнему подвергаются всяческой дискриминации, и хоть права их декларируются Конституцией, как равные с белыми, но совершенно не соблюдаются. Это считается в порядке вещей.
              Лиза и Джек, слушая долгие проповеди духовных наставников – как люди должны вести себя по отношению друг к другу, удивляются, что все эти правила  не касаются негров. А те настолько забиты, что тоже воспринимают это как должное. Живут чёрные отдельно за свалкой в нечеловеческих условиях, их дети не ходят в школу - это тоже в порядке вещей. А что они почти бесплатно работают на белых на плантациях и в каждой семье – так что из того? Так было заведено всегда!
             На самой свалке живёт одна большая семья изгоев-белых, они кое-как пробавляются тем, что перебирают выброшенный хлам, грязные и вшивые, дети не учатся, друзей у них нет. И матери  нет. По-моему, отец «забавляется» со своей старшей девятнадцатилетней дочерью (там про это мутно написано). И вот эта дочь, чтобы покрыть свой грех, обвинила негра Джима Робинсона в насилии над собой!
             Городок  был потрясён: чёрный покусился на белую? Что же это будет, если негры забудут своё место? (Теперь мы это видим). А всего пятнадцать лет назад, в 1920 году,  ещё существовал Ку-Клус-Клан, когда негров без суда и следствия вздёргивали на верёвку и за грехи помельче! Теперь же, в 1935 году, обвиняемого приходится  судить. Назначают ему и адвоката – это Аттикус. Надо же соблюсти формальность, хотя и так ясно – негру крышка!
          Брат с сестрой, дети Аттикуса, наблюдают весь процесс подготовки к суду, а потом сам суд. Места им среди белых не нашлось, и они взобрались на галерею к чёрным, где им почтительно уступили место. Горожане этим возмущены - сидеть рядом с чёрными??? Их отец искренне хочет разобраться – было ли насилие? А его, оказывается,  не было! Девушка оговорила несчастного двадцатипятилетнего Джима, имеющего жену и троих детей. Взрослая девушка, совершенно лишённая общения с ровесниками, сама приставала к нему со словами «Хоть с негром поцеловаться!» Тот сопротивлялся, в таком положении их увидел отец девушки. Со стороны отца, возможно, ревность, со стороны девушки – желание скрыть свой позор, что она, белая, забыла своё «высокое» при всей низости их семьи положение!
            И честный адвокат Аттикус доказывает невинность негра! Он говорит прочувствованную речь перед ДВЕНАДЦАТЬЮ присяжными из числа горожан, чтобы они приняли правильное решение. Всем слушателям – а собрался весь городок, ясно – парень невиновен! Но признать это НЕВОЗМОЖНО! Пять часов длится суд, ещё пять часов длятся распри между присяжными – какое решение принять? Раньше, если дело касалось негра, всё обвинение проходило за пятнадцать минут – ясно же, что виновен! А тут впервые весь день не расходятся горожане… Но нельзя, нельзя ведь, чёрт возьми, оправдать негра, хоть и невиновного! Такого ещё НИКОГДА не бывало! И присяжные всё же выносят приговор – СМЕРТЬ! Негр погибает, но что-то незаметно начинает меняться в городке…
              Дети Лиза и Джек возмущены лицемерием горожан, а оно повсюду. Не любишь соседей, возмущаешься, что они теперь называют их отца «чернолюб», что один из них даже плюнул Аттикусу в лицо за защиту негра? А отец заставляет детей скрывать свои чувства, почтительно относиться ко всем, здороваться и улыбаться – и сам это делает с теми, кто его теперь презирает. Это и значит быть леди и джентльменом! - объясняет он своим детям.
               Тринадцатилетний Джек за то, что сумасшедшая старуха-соседка громко поносила на всю улицу их семью, сбил прутом все цветы камелий в её садике перед домом! Так отец сам привёл детей к старухе, заставил извиниться, а соседку попросил назначить наказание. Та потребовала, чтобы дети каждый день целый месяц приходили к ней, и читали по два часа. Они приходили, хоть им было страшно. Через пятнадцать минут у старухи на коляске начинали закатываться глаза, она теряла сознание, у неё текли слюни, но она заставляла продолжать исполнять эту провинность, умирая на глазах маленьких детей! Заставляла весь месяц, каждый день, нечестно подводя часы и увеличивая время чтения на пять, а то и на пятнадцать минут! И умерла при детях! Исполнять своё слово - это значит, быть леди и джентльменом! - объяснял отец.
               Нет, не лицемерию учил Аттикус – он учил своих детей пытаться понять другого, влезть в его шкуру, а уж потом рассуждать – прав ли человек? Это и значит, быть леди и джентльменом! – учил он их.
               Конечно, мы привыкли к сердечным, дружеским, искренним и откровенным  встречам с только приятными нам  людьми  –  это совсем другое дело. Мы не станем встречаться и лебезить с неприятными и враждебными нам знакомыми, и всячески дадим им понять, что не приемлем их поведения и образа мыслей, но правильно ли это? Мы многое терпим в отношении несправедливого к нам порой государства, и совершенно нетерпимы друг к другу! Хорошо ли это?
               Быть леди и джентльменом… Вроде бы – лицемерие и ханжество? А скольких бы конфликтов в обществе и между людьми удалось избежать, если бы мы хоть и неискренне, но чаще улыбались друг другу?.. Так что, моя любимая дочь, иди на встречу со своими коллегами, воспитанными совсем по-другому, старайся понять их точку зрения, влезть в их шкуру, и улыбайся! СТАРАЙСЯ БЫТЬ ЛЕДИ, хоть тебя этому никогда не учили! И учи этому своих девочек... Ведь нам, ей-богу, есть, чему учиться!

              Вот что мне ответила дочь. "Прочитала твой рассказ. Да, здесь общество конечно продвинулось в плане уважения к чёрным, но нас по прежнему высшие классы пытаются делить и стимулировать вражду, чтобы мы между собой спорили а не смотрели на причину (кто управляет нами - марионетками). Рабство по сей день существует, только оно повсеместное. Люди в долгах как в шелках - все бегают как белки в колесе - выплачивают проценты капиталистам, которые эти деньги просто печатают..."

              На фото моя дочь Лена с дочерьми Синди и Эмили. Она закончила факультет информационных технологий в Казахстане, и 7 лет училась на психолога в Австралии. Закончила магистратуру, и теперь снова куда-то поступила учиться. Вот - учится и западному этикету, где всё немного показное, где нет сердечных отношений, и где каждый - сам по себе.., ... 
             


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.