Переписка с бывшей учительницей-11 26. 07. 2002 г

         Прочитав следующую строку из письма Ольги Ульяновны от 26 июля 2002 года: "16 июля застрелился Рекотов", я дальше читать не смог. Для меня это была огромная трагедия, хотя Валентин Фёдорович не являлся моим родственником.
        Он во время нашего проживания в селе Малиновка  возглавлял местный колхоз "Родина". При чём - довольно долго. Почему же я был потрясён известием о гибели этого человека?
         После смерти моей любимой бабушки Евдокии в октябре 1967 года мои родители, отметив годовщину со дня её смерти, собрались выехать из села в город. Прежде чем решить, куда ехать, им необходимо было официально выйти из колхоза. Мама работала дояркой, папа- трактористом. В начале 1969 года они подали в правление колхоза соответствующее заявление. Но решать этот вопрос оно не имело права. По уставу это делало общее собрание колхозников. Оно состоялось весной того же года.
         В августе этого, двадцать первого года, исполнится ровно полвека, как я проживаю в российском городе Тольятти. А ведь мог бы оставаться и в украинском селе Малиновка. Если бы не Рекотов.
         Отец мой до самой своей смерти в 2006 году рассказывал  о том собрании колхозников. Когда зачитали их с мамой заявления и поставили вопрос на голосование "Кто "За", в помещении клуба не поднялось ни одной руки. Отец был в шоке. Он вспомнил, как его прадедушка рассказывал ему о крепостном праве. Начал мысленно делать параллели с тем далёким временем. Но вдруг слово берёт, находящийся в президиуме общего собрания председатель колхоза. Отец его слова от волнения не запомнил, но запомнил "лес рук" после его речи.
          Когда я в университете на юридическом факультете в 1980-х годах изучал "Колхозное право", он взял у меня учебник и перечитал его. Убедился, что даже спустя более полвека крепостное право напоминало о себе. «Как это так, - возмущался он, - я добровольно вступил в колхоз, а выйти из него добровольно не могу. Многие из колхоза хотели бежать. Поэтому мне и завидовали. А  «Чёрную зависть» никто не отменял». Если бы не Валентин Фёдорович, пахать бы мне в колхозе до самой пенсии».
          Со слов бывшей учительницы, у Рекотова до того трагического случая был инсульт. Со временем беда миновала. Но появилась депрессия. Он уже не работал председателем, а трудился лаборантом на мельнице. В тот печальный день, в шесть часов утра он взялся чистить охотничье ружьё. А дальше... никто не знает, что произошло: то ли несчастный случай, то ли самоубийство.
         Одним словом, тогда я письмо от Ольги Ульяновны до конца так  и не дочитал. По понятной причине.

09.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год


Рецензии