О совпадениях, любви и смерти

  Бывают в жизни такие удивительные, немыслимые совпадения, которые надолго остаются в памяти, в мыслях, заставляют снова и снова возвращаться к ним и размышлять, и анализировать, и всё равно не находить ответа на самый, казалось бы, простой (а может, самый сложный) вопрос: почему?

Взять биографию Фета. Почти детективная история, требующая отдельного разговора. Поэт. Великолепный, непревзойдённый чудесный лирик, чьи стихи навсегда остаются в памяти  и их можно твердить с утра до вечера: "Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть..", "Сияла ночь. Луной был полон сад", Чудная картина, как ты мне родна!" И много-много других, мелодичных, глубоких, проникающих в душу стихотворений. Почти все они стали замечательными романсами.Душевность, тонкость, нежность, восхищение красотой мира и человека.

А с другой стороны: целеустремлённость, карьеризм, расчётливость, практичность,хозяйственность.И женился он на сестре своего друга, знаменитого  литературного критика В. П. Боткина, по расчёту, из-за денег.Кстати, отец В. П. Боткина, известный московский чаеторговец,  мог бы гордиться, да, я думаю, что и гордился, своими детьми и внуками. Сыновья: один - критик и литературовед, друг не только Фета, но и всех выдающихся литераторов своего времени, другой - врач-новатор, учёный, в честь которого названа больница в Москве. О потомках Петра Кононовича Боткина можно написать эпопею, но сейчас речь не о том.

 Фет женился на Марье Петровне Боткиной, и брак этот был счастливым, она заботилась о нём, во всём поддерживала, и была вполне счастлива своей участью. Фет глубоко ценил свою жену. Чувствуя приближение смерти, он услал её из дома под каким-то предлогом, предварительно поблагодарив её за всё,и умер. Не хотел, чтобы она видела его смерть.

  И все же любовь, настоящая, всеобъемлющая, незабвенная, была в жизни Фета. Мария Лазич. Для меня она остаётся символом вечной, великодушной, самоотверженной любви.

  Познакомился он с ней , когда служил в кавалерии, пытаясь получить потомственное дворянство. В херсонском захолустье было чудом познакомиться с младшей дочерью генерала Лазича, красавицей Марией.С Фетом Марию объединяла любовь к поэзии, к искусству, она прекрасно играла на рояле (её игру хвалил сам Ференц Лист!), познания её были обширны в разных областях.  Между Фетом и Марией вспыхнуло горячее чувство. Но Фет, не имея никакого состояния, не мог взять в жёны бесприданницу. Он прямо сказал об этом девушке, потому что частое присутствие Фета в доме Марии уже вызывало пересуды.Но она была согласна на всё, пересуды её не страшили, она была готова довольствоваться беседами с любимым человеком. Кончился их роман тем, что полк, где служил Фет, перевели в другое место. Он даже не сразу узнал о её страшной кончине.
 Смерть Марии была поистине ужасающей. Случайно загорелось легкое кисейное платье, она в испуге выбежала на балкон, где пламя охватило ей с ног до  головы. Спасти Марию не удалось. Четверо суток она провела в ужасающих муках, её последние слова были :"Это не Фет виноват, а я." До сих пор литературоведы не знают, было ли это самоубийство или несчастный случай.
 Марии Лазич были посвящены лучшие стихи Фета, до самой смерти он писал о ней, называл её своим alter ego. Одно из самых известных стихотворений, шедевр русской поэзии, написанный без единого глагола: "Шёпот, робкое дыханье, трели соловья" -посвящено ей, как и многие-многие его шедевры.

                Ты отстрадала, я ещё страдаю,
                Сомнением мне суждено дышать,
                И трепещу, и сердцем избегаю
                Искать того, чего нельзя понять.

 До конца своих дней Фет не забывал Марию Лазич.

  Вернёмся к нашему времени. В 1998 году на экраны вышел сериал по роману Н. С. Лескова "На ножах". Интереснейший русский роман, написанный в лучших традициях нашей литературы.  Одну из главных ролей в сериале сыграла прекрасная актриса Елена Майорова. В фильме есть сцена, где Майорова несколько раз повторяет строчку из стихотворения Фета:
              Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Оно тоже посвящено Марии Лазич. Это последняя роль Майоровой, она даже не успела её озвучить, потому что трагически погибла. Абсолютно так же, как погибла Мария:
загорелось платье, загорелись волосы, спасти её было невозможно.
  Почему такая страшная смерть объединила двух прекрасных, выдающихся женщин, пусть и живших в разных веках, но оставшихся в нашей памяти?
              Не жизни жаль с томительным дыханьем.
              Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
              Что просиял на целым мирозданьем,
              И в ночь идёт, и плачет, уходя.


Рецензии