Смерть генсека

Так получилось, что хорошо запомнил момент, когда узнал про уход из жизни Леонида Брежнева, открывшего череду смертей на самом верху государства. Про два других "ухода", Андропова и Черненко, последовавших вскоре, написать ничего не могу, они в моей памяти совершенно не отложились.

А всё дело в том, что первое сообщение о смерти "дорогого Леонида Ильича" превратилось в короткий спектакль, где была и сцена, и зрительный зал (на самом деле конференц-зал НИИ) и “зрители”, научные сотрудники Амурского комплексного научно-исследовательского института, в котором работала «солянка» из геологов, физиков, химиков, экономистов, даже астрономы туда затесались из так называемой Широтной астрономической станции, существующей близ Благовещенска задолго до создания АмурКНИИ.

11-го ноября 1982-го года, только на другой день, как потом выяснилось, после сего печального события, уже ввечеру, мы сидели в конференц-зале и слушали выступление с трибуны учёного секретаря института Владимира Дьяченко. О чём говорил будущий губернатор Амурской области (см. рассказ «Губернаторская картошка»), разумеется, я забыл уже через пару часов, но хорошо помню, что произошло тогда. Внезапно, - я сидел рядом с входной дверью и видел этот проход от начала до конца,- дверь распахнулась и в зал решительно вошёл стоящий на низшей ступени научной иерархии Академии Наук СССР стажёр-исследователь Дима Бурканов. Он молча, но тоже решительно  дошёл до оторопевшего Дьяченко,  оттеснил его от трибуны и таким же, наверное, траурным тоном, как когда-то матрос-партизан Железняк, сказавший примерно в таком же возрасте, как и Дима, что «караул устал!», сообщил собранию: «Товарищи, только что из Москвы пришло сообщение, что скончался Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, в стране объявлен траур!».

Смещённый, было, с поста ведущего собрания Владимир Дьяченко снова взял бразды правления в свои руки и по его команде все мы встали в скорбной минуте молчания. Потом были соответствующие моменту речи, заседание было свёрнуто, а мы пошли по домам переживать утрату.

Там мы обнаружили, что впервые в истории на «голубых экранах» чёрно-белых телевизоров вместо анонсированных передач и фильмов дирижёры перед оркестрами машут своими палочками и балерины танцуют "Лебединое озеро" и другие балеты. В связи с этим вспомнилось следующее. В квартале от моего дома, в сторону Китая, буквально в двухстах метрах от государственной границы СССР, на углу улиц Ленина и Кузнечной, находилась телемастерская. Телевизоры в то время были не то, что нынче, которые многие годы работают без сбоев (наш дачный Samsung, например, теперь уже «цифру», исправно показывает ровно двадцать лет), они ломались с периодичностью в год-два-три и наш "Таурас" был не исключением, по его экрану "пошёл снег", мешающий нам наслаждаться классической музыкой и балеринами в белых пачках.

И была тогда такая совершенно забытая сейчас практика вызова телемастера на дом: телевизоры в то время были весьма громоздкими и тяжёлыми, словно пудовые гири, проще ведь было, чтобы "Магомед пришёл к горе", чем тащить эту "гору" в мастерскую. И вот, значит, стою я в очереди человек в пять-шесть, чтобы записаться на вызов мастера на дом и слышу, как парень лет восемнадцати говорит приёмщице заказов, что в их доме сломался телевизор и вместо показа фильмов и других программ, из него льётся какая-то совершенно непонятная музыка, танцуют балерины, в общем, происходит то, что совершенно их не интересует.

Тут вся изумлённая очередь начала наперебой растолковывать парню причину сего неисполнения программ, и он ушёл что-то бормоча под нос. Сообщённая информация, что умер Брежнев, его не сильно взволновала, больше всего, и это было видно, он был опечален тем обстоятельством, что он не может теперь смотреть телевизор, а музыка ему была "глубоко до лампочки", хотя, конечно, он должен быть удовлетворён, что телевизор его вполне в порядке.

10.02.2021 г. Миасс


Рецензии
Мне вот что запомнилось: Л.И.Б. и моя мама умерли в один день: 10 ноября, ОН в 1982 году, а мама - в 2003 г. В день похорон Генсека, больше всего, запомнилось: очень красивый гроб, из особо дорогих пород дерева, становятся два амбала здоровенных(блин! даже на деревенских похоронах гроб в могилу опускают четверо мужчин, на верёвках или рушниках длинных), а тут - два амбала! Здоровья у них явно не хватило, рушники вырвались из их рук, и гроб кааак гробанётся об бетонное дно могилы! Мы, чисто полностью, офигели! Дело было после обеда, в "Новостях", а уже вечером всё было аккуратно вырезано. Тогда моя любимая тёща, мама Тома, она для меня была второй мамой, сказала: - Это - очень плохой знак! Быть беде впереди! - Она внезапно скончалась по дороге в магазин, инсульт, мы в это время с Людмилкой пытались обосноваться в Орловской области, не хотели жить в Латвии (30 октября 1991 года), ничего у нас не получилось, похоронили маму Тому, вернулись в Латвию. а через год примерно, в августе 92 г., уехали в Беларусь... Р.Р.

Роман Рассветов   08.03.2023 00:53     Заявить о нарушении
Я как-то читал какого-то очевидца, что это был не удар гроба о дно могилы, а гром от выстрела пушек, но у меня у самого создалось тогда впечатление, что это именно гроб грохнулся, не удержанный могильщиками.

Геннадий Ботряков   08.03.2023 09:44   Заявить о нарушении
Это совершенно точно! Р.

Роман Рассветов   08.03.2023 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.