Трижды Г

 

(Хотел про ГГГ писать, однако, увлёкся,
про СПКТБ писаться начало. Но и ГГГ никуда не денется)

Первое знакомство состоялось когда я был ещё  военпредом.  Осень конца семидесятых, аж прошлого века.
Наташа с маленькой Катериной в декретном отпуске  у родителей. Я один на немудреном хозяйстве.

  Звонок в дверь. На пороге Валерка Черноусов и какой-то незнакомый хмырь семитской наружности. Валерка, он зам главного инженера СПКТБ при заводе по общим вопросам, проще - завхоз, представляет напарника. Григорьев Георгий Георгиевич, новый главный бухгалтер СПКТБ.  Командировка у них в Москву.

До вокзала от меня пять минут хода, до отправления поезда больше часа. Зашли время скоротать, точнее, выпить на дорожку - у Васильева всегда есть. Это уж точно. Сам я, в отличие от Валерки уже давно не пью, но бар в стенке Великолуцкой, - недавно приобрели и собрали , - пустым не бывает.
Недаром тёща у меня Крымский винодел.

Выпили, закусили, поговорили. Говорил в основном Валерка, хмырь внимательно молчал. Что-то не понравился он мне.
          ***


Начало восьмидесятых. Я ушёл из военной приёмки зав сектором в СПКТБ. Зарплата, с учётом регулярных прогрессивок, стала сразу почти в полтора раза выше. И работа новая, нескучная.

Народ в сектор до меня собрали "по приятности",  почти случайный. Конкретного конструкторского опыта ни у кого.  Время убили,  через четыре месяца этап НИР надо закрывать, а выхлоп нуль.  Валерка меня давно уже сватал, а тут и ситуация созрела(http://proza.ru/2019/09/16/219).

За полтора месяца, разобравшись, что к чему, половину сектора - пьющих мужиков и никаких конструкторов, я разогнал. Точнее, почувствовав, что халява кончилась, они сами ушли. Девчонки, Валя и Галя, взбодрились, я им и оклады повысил.

Умница Валя - старшая сестра моей одноклассницы Тамары Павловой, их отец на заводе, давно пенсионер, у моей мамы начальником отдела сбыта работал.  Я, пятиклассником ещё, частенько  на подоконнике в отделе уроки делал или бирки с адресами заказчиков подписывал.
И Галя, подруга Вали по вечернему политеху и работе в СКБ ВТ при радиозаводе. Девчонки ценные, перешли на ПЭМЗ поближе к дому.

Гену Щукина,  от увольнения спас, с конструкторского отдела завода забрал. Мелкий росточком, болезненно честолюбивый, но конструктор настоящий.  Своему начальнику бюро, которого назначили из молодых спецов в обход него, бокал вина в фейс на вечеринке по какой-то причине, я не уточнял, он  выплеснул.

Саша Алексеев из армии вернулся. Секретчиком где-то служил. Ориентировщик. С девятого класса подшефной, опять же девятой школы знакомы. Образование он ещё не дополучил, студент заочник, но умница и, самое главное сейчас для меня, понимает всё с полуслова и на пишущей машинке, тогда ещё компьютеров не было, оперирует с изрядной скоростью.

Сектор заработал.  Я из командировок поначалу не вылезал.
Глебовский НИИ машин постоянного тока при ленинградской "Электросиле",
НИИСЭМ  - специальных электрических машин малой мощности. Военпредовский опыт пригодился.  Было у кого учиться.

Мужики  Глебовские, - шеф институра академик Глебов, - сочувственно вздыхали: "Нарисовать-то вы нарисуете, а вот кто вам всё это сделает..." 
- Действительно, что-то наша промышленность на всём новом последнее время стала скрипеть и явно пробуксовывать. В этом я ещё работая в военной приёмке сумел убедиться.

Но, деваться некуда, "Взялся за гуж, не говори, что не дюж".   
Сформировали и утвердили ТЗ, уточнили с помощью НИИСЭМ методику расчёта, наметили конструктивные решения,  на выходе эскизный проект - девчонки не подвели, мои намётки - эскизы на кальках они резво превращали в чертежи на ватмане,  толстый том отчёта по НИР, в немалой степени благодаря "пулемётчику" Саше, готов.  Первый этап, дорого он мне обошёлся - пол отпуска, которые я, не оформив официально отзыв, не догулял, пропало, но закрыли в срок.

На очереди изготовление опытных образцов. Здесь сложнее. 
На этапе НИР, поездив  по Московским головным институтам,  я убедился, что на кооперацию, в отличие от "проклятых капиталистов" нам надеяться нечего. Да и серийность наших тахогенераторов не ахти какая, прокатные станы, бумагоделательные машины, и прочее подобное,  крупное и важное - оно почти что штучное.
Постоянные магниты для возбуждения поля, индиевые щётки и кадмиевую медь для коллекторов нам разработают и поставят. Всё остальное должно быть своё.
Со своим-то и  заковыка. Разместишь в опытном цехе детали, срок проходит, ничего не движется.
Идёшь  к токарю: "Деньги мне не нужны, и так некуда девать, вот ежели стаканчиком спирта уважишь..."

Работа продолжалась. КБ назначено головным в отрасли по тахогенераторам.  Главный инженер завода, Александр Павлович Радинский, он же и Главный  Конструктор по разработке. Рисовать он ничего не рисует, но бодрит, скучать мне не даёт. Разработка серии продолжается. Отраслевой стандарт  тоже за нами, но это для меня знакомое, не впервой.

Дело с  опытными образцами застопорилось в нашей вязкой системе. Загрустил я. Видно правы были мужики из НИИ: "Нарисовать-то вы нарисуете..."

 Разговор в "конторе" состоялся: "Что ж Вы, Владимир Васильевич, говорите, что говнецо нарисовали?" Меня ещё в начале карьеры в приёмке завербовали "родине служить". Так что,  контору как бы и своей считал. Ответствую без страха, что говнецо, оно и есть говнецо. В электротехнике, как ни считай, всё равно просчитаешься, вот опытные образцы изготовим, испытаем, коррективы  внесём, тогда это, даст бог, и будут изделия. А то что ваш сексот, которого вы на мелких грехах подловив, завербовали, про меня вам пишет, так это мне в честь. Немного пожурили, порекомендовав от резких выражений в дальнейшем воздерживаться. На том и закончили.

А тут Леонид Евсеич Нейман, начальник соседнего отдела, на разговор пригласил. Они нестандарткой, станками намоточными, испытательным оборудованием занимаются. Говорит  с темой ты, считай, справился, нового пока не предвидится. По диплому электроприводчик, в институте преподаёшь, сам бог велел тебе по специальности начать работать. Испытательное оборудование новое разрабатывать, станки - поле непаханое. 
Посмеялся, условие одно, золотые медали с выставок его будут, серебряные - мои. Посмеялся и я, а если откажусь? - Тогда никаких не будет. - Обещал  я подумать.

С ответом  не успел. Вызвали в партком. Предложили вернуться на завод.  Бюро согласования технических условий поставки некому возглавить.

Как бы и повышение. Согласился.

Так до ГГГ пока и не добрался.

 


Рецензии
ВАсилий!Заглянул изнутири на заводскую жизнь! Интересно!
С теплом
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   12.02.2021 08:08     Заявить о нарушении
Вахтанг! Спасибо!
Давно это было. История моя.
Потихоньку вспоминаю.

Василий Овчинников   12.02.2021 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.