Конура драма в одном действии

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
Мужчина, далее Он.
Тень.
Полицейский.
Дворник.

Сцена полутёмная. Комната. Во фронт сцены окно, плотно занавешенное шторами. Стены в порванных несвежих обоях. На левой стене неровно висит семейная фотография в рамке. Пол покрыт стоптанным паласом с загнутым углом.  На полу разбросанная одежда, пустые бутылки, опрокинутый стул.
Не заправленная кровать. Бельё мятое несвежее. У кровати журнальный столик. На столике опрокинутая настольная лампа, пепельница полная окурков, стакан, несколько пачек сигарет, зажигалка, открывалка для бутылок. У кровати и под ней стоят и лежат бутылки из-под спиртного.
На кровати сверх одеяла на спине лежит Он. Не расчёсанный, не бритый. В серой несвежей майке и вытянутом трико. Идёт очередной день очередного запоя.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ.
Он и Тень.
Он спит. Дышит неровно, постанывая. Мотает головой из стороны в сторону. Начинает тихо звучать гул и треск. Громкость звука постепенно увеличивается. Окно подсвечивается красным светом со всполохами. Красный свет заполняет всю комнату. Он мечется, кричит.
Он. Ааа! Опять! Когда это всё закончится?! Сколько можно мучить меня?! Чёртова конура! Когда ты сгоришь со всеми своими кошмарами?! 
Он очнулся. Привстал на локти. Одновременно гаснет красный свет, исчезают гул и треск. Полутёмная комната. Он осматривается. Протирает глаза. Тяжело закашлялся. Стучит по груди. Прокашлявшись, не вставая с кровати, протягивает руку к столику, пытается найти что-то. Не нашёл нужного. Тяжело вздыхает. Передохнув, нащупывает лампу, ставит и включает её. 
Прожектор освещает кровать. Между кроватью и стеной Тень, в чёрном балахоне с накинутом на лицо капюшоном.
Он перегибается с кровати. Нащупывает на полу бутылку. Жадно прикладывается к горлышку. Напившись, не выпускает бутылку из руки. Улыбается, потягивается, поворачивает голову к стене. Бессмысленно рассматривает стену, различив Тень, вздрагивает. 
Он. Кто здесь?! Кто?!
Тень (женским голосом). Кто-кто, конь в пальто! Допился! Включи мозги! Впрочем, тебе, наверное, и включать уже нечего.
Он (нараспев). А хамить-то не-на-до! (Ложится спиной на подушку). Кто тут, спрашиваю?
Тень. Тень я. Тень – самая твоя наиродная!
Он. Тогда тем более не хами, раз моя наирод.., наирод… (сбивается, не может выговорить,) Тьфу, язык сломаешь с тобой!
Тень. Так смотреть на тебя противно! Выключи свет! Сдохнешь, тогда, может быть, нормальному человеку достанусь!
Он (возмущенно). Оба-на! А я тебе чем не угодил? Жила при мне столько лет, беды не знала и туда же! Копирка настенная! Плохо тебе со мной было? Сытно ела, мягко спала! Полмира со мной объездила! Тварь неблагодарная! 
Тень. Что было, то было. Да, не хуже других жила. Но и не хуже других была! Подвела тебя хоть раз: отстала, где, опередила? Всем теням тень!
Он. Ну, давай-давай, раскаркалась! Себя не похвалишь, так висишь на стене, как оплёванная!
Тень. Да не о себе я - тебя, дурака, жалко!
Он. А ты пожалей, пожалей!
Тень. Семью твою жалко (указывает на семейную фотографию), друзей. Всех бросил, предал, на водку променял.
Он (визжа). Это меня все бросили! Дети умные стали: слова не скажи никому! Жена туда же! Друзья сволочи! Поговорить не с кем, посидеть, душу излить!
Тень. Зато сейчас есть кому! Чёртики к тебе уже приходили, выпивал с ними? Скоро и белочка прискочит. Который день не просыхаешь, не выходишь на свет белый?
Он (задыхаясь). Всё! Надоела! Заткнись! Умри! (Допивает содержание бутылки, бросает её на пол, выключает лампу, тут же засыпает. Луч прожектора гаснет. Тень исчезает за стену у кровати. Вновь звучит гул и треск. Комнату заполняет красный свет и всполохи.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ.
Те же.
Полутёмная комната.

Он (пробудившись, дрожа). Эй, клякса хренова! Ты здесь? (Включает лампу, поворачивает лицо к стене. Луч прожектора освещает кровать. Появляется Тень). Приснилась ты мне, что ли?
Тень. А тебе-то что - давно живёшь, как во сне. Что простаиваешь? Намахни ещё стопарик-другой, а то колотит тебя, смотреть страшно!
Он (оживленно). Вот это ты молодец! Верно говоришь, исправляешься! Намахнуть - дело святое! А то колотун-бабай пришёл грёбанный! Внутри горит всё! Где-то у меня пивко припасено…
Он нащупывает бутылку под кроватью, открывает, делает несколько жадных глотков, затягивается сигаретой, облегчённо выдыхает. На секунду-другую уходит в беспамятство. Вздрагивает, приходит в себя.
Он (бодро в сторону стены). Эй, соседка! Здесь ещё? (протирает глаза, вытягивает руку в сторону Тени).
Тень. Здесь-здесь. Куда же мне деться?
Он (взволнованно). Ты, это… не уходи. Побудь со мною.
Пауза. Оба затихли, молча смотрят друг на друга.
Он. Слышь, ты, тень отца Гамлета! Что сейчас: день, ночь?
Тень. Тебе-то что? На свидание опоздать боишься или на работу? Семеро по лавкам ждут тебя?
Он (обижено, нараспев). Опять дерзишь?
Тень (повысив голос). Так кто теперь тебе скажет правду кроме меня?
Он. А ты у нас одна такая честная! Павлик Морозов! Слышь, а ты кто такая праведная на самом деле? 
Тень (смеётся). Смотри-ка, не все мозги пропил! (Далее серьезно.) Не знаешь ты меня. Вернее, знал когда-то, но очень давно…
Он (переходит на крик). Не томи, и так тошно! (Нервно взахлёб отпивает из бутылки, закашливается).
Тень (ровно, спокойно). Совесть я твоя. Помнишь такую? Только разошлись наши стёжки-дорожки!
Он (усмехается). Совесть она моя, посмотрите! Обосраться можно! (Откидывается на спину, издаёт что-то, напоминающее смех.) Давно же я так не веселился! (Продолжает кашлять, стучит кулаком себя в грудь.) И на кой ты мне нужна: за чекушкой сбегать или переспать со мной? (Пауза. Всматривается в Тень.) Так что ты от меня хочешь? Налить тебе, будешь? (Хохочет.)
Тень. Очищения своего хочу - грязная я! Помрёшь вдруг, так и останусь, как в дерьме. Долго я смотрела на тебя, молчала - не могу больше!
Он. Ой-ой, какие мы нежные! Разнылась! Знать тебя не знал и знать не хочу! Отвали! (Допивает содержимое бутылки, вновь засыпает. Пустая бутылка падает на пол.)

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ.
Те же.
Освещение то же.

Он проснулся. Опускает руку под кровать, ищет бутылку.
Он (со злобой). Где же ты, родная?! (Нашёл бутылку, дрожащей рукой подносит ко рту). Чёрт, пустая! (Швыряет бутылку в глубину комнаты. С трудом перегибается, чуть не падает с кровати, достает другую. Жадно, громко пьёт. Закончив, ставит бутылку на столик, поворачивается к Тени). Бред какой-то… (Трёт лицо руками.) Тень... Совесть... (Стучит по Тени.)  Эй, ты, праведница хренова! Жива ещё?
Тень брезгливо отвела его руку.
Он (с обидой). Брезгуешь, чистюля несчастная? Что же ты от меня хочешь?
Тень (тут же, словно ждала этого). Покаяния! Признания тобой своей низости и подлости. В церковь ты уже (Выделяет, протяжно.) дав-но не ходок, так сделай это здесь и сейчас - для себя и для меня. 
Он (отмахивается от Тени). Да пошла ты! Посмотрите на неё - совесть она совестливая! Не в чем мне каяться!
Тень (с досадой). Вот опять: пятью пять двадцать пять! Тогда я начну.
Он (визжит.) А ты кто такая, чтобы суд надо мной вершить?! Что ж раньше молчала, не грызла меня поедом?! Марионетка дешёвая! Подкаблучница!
Пауза.
Тень. Всё сказал? Полегчало? Так вот. Пыталась я поначалу: одёргивала тебя, сопротивлялась, как могла. Иногда кричала тебе, громко кричала. Сначала ты делал вид, что не слышишь меня, отмахивался, как от назойливой мухи. Если бы мог, выбросил бы меня, как ненужную вещь, как хлам! (Двигается по комнате. Ставит опрокинутый стул. Он внимательно слушает.) Вот и спрятал ты меня, ох как далеко спрятал - в самую глубь себя заткнул! Глубже некуда! Но и там я не давала покоя тебе: кусала, щипалась. И тогда ты решил утопить меня в водке!
Он. И что ты имеешь предъявить мне?
Тень. Всё сейчас и не припомнишь. Много ты набедокурил. Особо в последние годы: как с цепи сорвался! Могилки родителей забыл совсем. Нервы распустил: свои обидочки на жизнь на семью сливал. Жену и детей затиранил. Что не по тебе – скандалы, истерики устраивал, как дитя капризное. Ни с чьим мнением считаться не хотел. Запил. Вот и остался бобылём при живых жене и детях! (На стене, где висит фотография, начинается слайд-фильм со сценами счастливой семейной жизни. Играет музыка.)
Тень (после завершения фильма продолжает двигаться по комнате). С завистью жил, со злостью к людям. Счастью и успехам других перестал радоваться. Друзей растерял – отвернулись все от тебя. Те, кто тебе по жизни помогал, в большой бизнес привёл, неугодны стали. Получив от друзей и нужных людей всё, что хотел, вычеркивал их из жизни своей.
Пауза.
Он откидывается на спину, закрывает глаза.
Тень. От кого зависел, перед кем ещё вчера пресмыкался и лебезил, стали для тебя, по твоему определению, шушерой. Перешагивал через людей, вон выбрасывал, как уже ненужные отслужившие свой срок вещи…
Единоличной власти захотел, славы. Тогда, когда общее дело уже уверенно встало на ноги! При этом признайся, не очень-то ты и упахивался, за спинами других отсиживался…
Авторитет и уважение коллектива ты так и не заслужил. Злился, завидовал признанным лидерам. Оскорблять всех стал, хамить. Людей ссорил, небылицы про них наговаривал, интрижки плёл вместо того, чтобы работать, засучив рукава. Как ты тогда выражался: «Разделяй и властвуй!» Смотреть на тебя было противно. Противно и стыдно! А когда партнёры увидели твоё истинное лицо, то просто-напросто покинули тебя. «Командуй! Бери власти, сколько сможешь!» Так нет, наговорил гадости им вслед, оболгал, где только смог! Знаешь, как это называется? Подлость и низость!  (Тень в шаговой доступности от Него.)
Он (Резко приподнимается, кричит, сидя в кровати, задыхаясь от гнева). Заткнись, дура! Задолбала уже! Пошла в жопу! (Бьёт кулаками по Тени. Быстро устает, откидывается на подушку. Хватает со столика бутылку, пьет из горлышка. В комнате вновь шум и всполохи.)
Он (кричит). Опять, опять этот кошмар! Опять его рука тянется ко мне! Я сойду с ума! Где этому конец?! Спасите! Люди!
Звуковое и цветовое сопровождение постепенно прекращается. Тень исчезает за стеной. На сцене полная темнота.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
Те же.
Сцена полутёмная.

Он включает настольную лампу. Луч прожектора освещает кровать. Поворачивается к стене. Появляется Тень.
Он. Эй! Ты здесь? (Виновато.) Ну, прости, прости меня подлеца! Не бросай – одна ты у меня осталась… (Гладит Тень, целует её балахон. Прижимается лицом к Тени – она не препятствует.) Что же ты молчишь? Говори, добивай…
Тень (продолжая свой монолог). ...Льстецами себя окружил, бездарями и воришками. Слетелись, как мухи на мёд! Упивался, млел от их дифирамбов. Водочка рекой потекла! Крутого мэна изображал: «Выше меня только звёзды, круче меня только яйца!» Помнишь свою любимую присказку? То тебе стало банальным, это вдруг уже не на уровне. И что? Деньги прошиковал – вот тут-то твои новые друзья-приятели крепко тебе помогли, порезвились за твой счёт! Кредит в банке взял и опять всё профукал! Фирму с молотка спустил. Дело погубил, людей без работы оставил. И опять все вокруг виноваты, кроме тебя, любимого! Не сегодня-завтра пристава жди - и конуру твою опишут. (Иронично.)  Совсем свободным будешь! 
Он (плачет в балахон Тени). И что же мне делать? Научи, подскажи!
Тень (усмехается). Застрелиться!
Он (сжался, замер). Зас-тре-литься?..
Тень. Да-да! Застрелиться!
Он. Почему?.. Зачем зас-тре-литься?.. (Кричит.) Я не хочу застрелиться!
Тень смеётся.
Он. Я хочу жить!
Тень смеётся громче. Внезапно умолкает.
Тень. Жить? И ты всё это называешь жизнью?
Он. (кричит). Да, жизнью! И какая бы моя жизнь ни была, нравится она кому или нет – но это моя жизнь! И я хочу жить! Я люблю жить!
Тень. (кричит). А они не любили жить?!
Он (настороженно). Они? Кто – они?..
Тень. Напомнить? Вспоминай, если забыл.
Милую девушку из своей юности. За одной партой в школе сидели, были с ней не разлей вода. Дело-то к свадьбе шло. А когда ты поступил в институт, а она нет и пошла работать, что было? Стыдно тебе стало за девчушку фабричную перед своими новыми друзьями - мажорами! Предал ты её, бросил, а она ведь беременная была, и ты знал об этом! Что ты сказал ей на прощание? «Сама разберёшься со всем этим, не маленькая!» И она разобралась – вены себе порезала, ребёнка потеряла…
Он. Но я ничего об этом не знал!
Тень. А если бы знал?..
Он (опустил голову, задумался, затем вкрик). Я был молод! Мне нужно было учиться, а тут семья, горшки- пелёнки!
Тень (иронично). Вот-вот! Кто бы спорил? Продолжать?
Он откинулся на подушку, лежит с закрытыми глазами.
Тень. Студенческие годы. Турпоход. Двое отстают от группы, заблудились. Один из них проваливается в болото. Его затягивает трясина, он пытается выбраться – тщетно. Он просит, кричит, молит о помощи, но второй даже не пошевелился. А нужно-то было сделать всего один шаг…
Он. Я испугался!
Тень. …и протянуть руку…
Он (кричит). Замолчи! Заткнись! (Мечется в кровати, закрывает лицо руками.) Да, я испугался!! Эта вонючая топь, его вопли, глаза! Исчезающая в трясине рука… Эта рука, хватающая воздух!
Он схватил бутылку, жадно пьёт.
Тень. Когда тебя нашли, ты не рассказал о случившемся. Соврал, что вы потеряли друг друга и ты ничего не знаешь о нём…
Он. Да! А что ещё мне оставалось делать? Если бы я знал, какой адовой муке я подвергну себя! Эта рука снится мне каждую ночь, машет мне оттуда, душит меня! Он издевается надо мною!!
Он закашлялся, жадно хватает ртом воздух.
Он (отдышавшись). Да, я не герой. Но ещё нужно посмотреть, кто и как поступил бы на моём месте?!
Тень. И опять оправдания. А вот я знаю, как поступи бы тот десятилетний мальчишка…
Он. Какой мальчишка?
Тень. Тот, который не раздумывая взобрался на верхушку высокого дерева, чтобы снять оттуда котёнка, спасавшегося от собаки. Вот это был герой!
Он (смеётся). А потом этого героя выпорол отец – награда за героизм! И мать добавила. Дураком, болваном обозвала. В общем – научили меня жизни. «Своя рубашка ближе к телу». «Сыты голодного не разумеет». «Моя хата с краю…»
Тень. И ты сдался... Что ж, продолжим. Ты повзрослел, преуспел – успешная карьера, положение, кандидат наук. А не хочешь вспомнить о своём открытии, сделавшим тебя известным?
Он молчит.
Тень. Как ты воспользовался тяжёлой болезнью своего коллеги и оформил на себя патент на открытие, сделанное вместе с ним... Узнав об этом, он уже не выправился. Ты добил его…
Он (кричит.) А ты добиваешь меня!
Тень. Спасаю…
Он. Спасаешь?!
Тень. Душу твою.
Он (кинулся к Тени, чуть не упал с кровати.) Спасаешь?! Мать Тереза нашлась! А позвольте спросить – зачем?!
Тень. Люблю я тебя. Вернее – любила когда-то…
Он. Да кто же ты, чёрт подери!
Он пытается заглянуть под капюшон.
Тень закрывается рукой.
Он (задумчиво). Мне знаком этот перстенёк… (Берёт руку Тени.) Когда-то, давно, точно такой я подарил одной девушке… (Изумленно.) Какой страшный шрам… Шрам?.. (Кричит.) Ты?..  Это ты?!
Тень кладёт свободную руку Ему на голову, привлекает к себе, гладит Его.
Он (бегло целует балахон Тени, её руки). Как хорошо, как хорошо, что ты пришла! Наверное, так спускаются с небес ангелы к падшим грешникам. Ты - после всего, что я сделал с тобою! Ты - в мою жалкую вонючую конуру! Спасибо тебе! Я ведь тоже любил тебя, но… (Задыхается.) Прости, прости меня подлеца! За всё прости! За всех, прос…
Он, не выпуская руку Тени, ничком валится на кровать.
Луч прожектора, освещающий кровать и Тень, гаснет. Тень исчезает.

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ.
Те же. Полицейский с зажженным фонариком. Дворник в фартуке и с монтировкой в руке.
Сцена чуть освещена.
Он лежит на кровати.

Полицейский (освещает комнату фонариком). Ну и бедлам! (Наводит луч фонарика на кровать. Тут же у кровати появляется Тень.) Фу, чёрт! Окочурился что ли? (Подходит к кровати, свободной рукой берёт Его руку, определяет пульс.) Всё, допился, значится! (Выпускает руку, рука падает на кровать.)
Дворник (подходит к кровати. Возмущённо). Ещё вчерась предлагал дверь взломать - может и спасли бы бедолагу! Представился, горемычный. Охохошеньки, жисть наша грешная! (Крестится).
Полицейский. Сам виноват! Мы что ли ему в глотку водяру заливали?! Вон сколько выжрал - на целое наше отделение хватило бы! Вот тебе и охохошеньки!
Дворник (стоит у кровати). (Протяжно). Да… Дела... И это было че-ло-ве-ком?.. А ведь жена у него красавица, детки умнички. (С восторгом) Две машины! Знать, как же это... (Пауза, подбирает нужно слово.) …воздаяние ему (Громко.) за жисть неправедную! (Накрывает Его одеялом.) 
Полицейский. Ох и умный ты у нас, Кузьмич! Тебе проповедником быть, а не метлой махать! (Подходит к окну. Раздвигает шторы. Выключает фонарик. Сцена наполняется светом. Тень исчезает за стеной.)
Дворник. (Оглядывает комнату.) До последней грани довел себя сердешный. У маво-то Шарика конура получше будет. Да… Что жил, грешный, что не жил. Как в домино: пусто-пусто. Просрал, жисть… (Смотрит на полицейского.) Так и запиши, значит, в своём протоколе!
Смотрит в зал.) А жисть-то, в обчем её понимании, замечательная это штукенция, господа хорошие!

Звучит песня Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Занавес


Рецензии