Несказочная Абхазия. Матери на тропе войны 1

" О матерях можно рассказывать бесконечно!"- присоединяюсь я к Максиму Горькому. Но сегодня берут слово сами матери.

Рассказ Нины Т.

Если сердце болит, оберечь и оградить себя от горьких воспоминаний невозможно!  Ни огонь и ни вода неспособны ни выжечь, ни залить эту боль!

Последний летний месяц 1992 года. Осмыслить произошедшее и оценить случившееся казалось невозможным!
Что же тогда произошло?
Почему это страшное событие стало для Абхазии полной неожиданностью?
Четырнадцатого августа 1992 года в Очамчира, где проживала наша семья, вздрогнула земля под гусеницами грузинских танков. Всё, как когда-то в памятном сорок первом, "без объявления войны" напали на мирный город, уничтожая растерянных и зазевавшихся людей, ничего не понимающих в происходящем...

А танки шли и шли, избирательно уничтожая дома, оставляя в неприкосновенности грузинские жилища. Это сегодня можно рассуждать о том, что подобное уже происходило в истории человечества в Варфоломеевскую ночь, думать о предварительной разведывательной работе по выявлению домов с неприкосновенными номерами. Но в тот страшный день в негрузинских домах было столь же опасно, как и на улице. Телевидение выдавало в эфир забытое, левитановское:"Без объявлени войны... вопреки... вероломно напали на наши города и сёла!"

По городу разъезжали автоматчики, делая своё чёрное дело, вооружённые люди выжидательно стояли около негрузинских домов.
Спрятаться абхазы могли только у русских и у тех грузин, которые ещё не потеряли стыд и совесть. В подвалах у сочувствующих нам людей мы и скрывались. Но вреня шло, а ничего не менялось: становилось всё хуже и хуже. Голодные дети, невозможность добывать пищу приводила в смятение!

Выйти на улицу , даже нос высунуть, было невозможно: с вертолётов на людей сбрасывали мешки с кирпичами, улицы патрулировали боевики.
Тем не менее, совершенно отчаявшись, решились мы пробираться на российскую военную базу, где нас со смертельно больным мужем и сыночком на руках безоговорочно приняли, приютили.

Почему,- спрашивала я себя,- недавно дружественный нам народ решил очистить абхазскую землю от титульной нации? Ответа нет! Но вопросов меньше не становится. Горечь воспоминаний гложет мою душу.
Мы все ждали удачного момента для бесконфликтного исхода: русским нельзя было вступать третьей стороной в военный конфликт, абхазам воевать и даже просто защищаться было нечем.
Грузины испытывали торжество победителя и наглость захватчика, по-хозяйски распоряжаясь нашей землёй и нашими жизнями.
В той заварухе мой сынок выжил, но эти страшные впечатления лишили его многих лет взрослой жизни: он ушёл из жизни тридцатилетним, сражённый войной.

Откуда брались силы -- одному богу известно: две недели спасались на территории российской воинской части, ожидая возможности прорваться в Адлер. Ждали не потому, что не было катеров! Нет! Ждали потому, что выйти за пределы части не было возможности: только кто вылезет -- мгновенно окружают, а далее -- расправа, циничная по своей жестокости. А ведь среди нас были и руководители Абхазии, разделившие судьбу своего народа.

Эвакуация началась неожиданно, проводилась спешно. Напихали в катер, как в спичечный коробок, детей, стариков, женщин негрузинской национальности и просто больных и беспомощных мужчин, нуждающихся в оперативной медицинской помощи. Мы плотно стояли плечо в плечо, в ощущении страха, единые в своей беде и неизвестности. Посредине плачущей толпы поставили бочку -- туда  извергали мы содержимое своих желудков. Рвало всех без исключения, параша двигалась из стороны в сторону, резко  наезжая, нанося ушибы и обливая блевотиной каждого ближнего -- уклониться было невозможно: качка напоминала Всемирный Потоп. Море ярилось так, что шум волн заглушал детский плач, рыдания и проклятия женщин, гонимых нелюдями.
Впереди неизвестность. В глазах несчастных застыли страх и ужас. Слава Богу, никто не умер. Но, думаю, не только мне, стоящей на этом крохотном катере-скорлупке, среди бушующей морской бездны, виделись киношные сюжеты, когда умерших на корабле людей скидывали в море на корм акулам...

Так, малая часть моих дорогих земляков укрылась в России -- ни денег, ни вещей, ни пищи. Но с божьей помощью и помощью добрых людей прошло и это!
А прошло ли? Ходят слухи, что благодатная земля наша приглянулась неким всемогущим! Население следовало уничтожить, очистить территорию для тех, из "золотого миллиарда"...
Кто знает! Отказались от этой затеи глобальные игроки, в руках которых грузины были всего лишь орудием смерти, или...   
Подумать страшно.


Рецензии