Так говорил Мудрый Садовник. Диалоги с Марсием

Так говорил Мудрый Садовник. Диалоги с Марсием

Так скажу тебе, дорогой Марсий, - сегодня аристократами не рождаются, ими становятся. Долгими, изнурительными тренировками самопознания, самосовершенствования и самопожертвования ради великой идеи. Аристократа духа в себе воспитать можешь и ты. В них сегодня нуждается страна, из которой ты пришёл, как сад нуждается в хорошем садовнике. Ты пришёл за советом – как жить дальше в стране, раздираемой противоречиями и ворами? Где большинство избрали стратегию «молчания ягнят»: лишь бы не было войны? Но одно дело – не хотеть чего-то, а другое быть готовым к ней, тем более, что она уже грядёт. И причиной этой люциферовской страсти является всё то же «молчание ягнят».  Люцифер ведь только там и способен пробуждаться. Демократия – самое страшной, что они могли для себя придумать! Они боятся даже её! И получают власть негодяев. Но я не собирался давать готовых рецептов избавления внешнего. Сначала оно должно произойти внутри. Многих. Каждого. Каждый должен научиться отвечать за свои поступки перед собой, перед другими, перед Родиной.
   Дам три совета, что не должен делать настоящий. Уясни это, и не спрашивай – почему. Полемика, плюрализм – это удел ослов и идиотов. Ты же не такой. Первое. Если ты аристократ – никогда не веди себя как плебс. Это ни в коем случае не унижает последних. Каждому – своя шапка, своя ноша, своя мера вещей. И не нужно равнять. Равенство всех – это всегда чьё-то унижение, и чьё-то незаслуженное возвышение. Но, и нельзя всем давать свободу. Её заслуживают, как ордена в бою. Второе. Никогда не говори не убедившись, что это плохо сделано, а это хорошо сделано. Ты же не знаешь – при каких обстоятельствах сделано это «хорошо, или это «плохо». Третье. Никогда не хвали чужое у себя на Родине, и не унижай Родину на чужбине. Иначе это чужое придёт к тебе в дом, и станет тобой управлять, так и оставшись для тебя чужим.
   Слушай меня, Марсий, что скажу в подтверждение этих слов. Не так давно это было, чтобы стереться из памяти настоящих. Был один правитель. Суровый, и сверх справедливый.  После долгой изнурительной войны, в которой сильнее всего пострадал его народ, но всё-таки одержал победу, один из его генералов подал прошение отдать ему один из захваченных у побеждённого врага вагонов. Правитель, которого, впрочем, знаешь и ты, недолго думая повелел: Отдать ПОЛКОВНИКУ вагон с грузом. Его хотели поправить: мол, он не полковник, а генерал!
- Нет, уже полковник, ответил правитель.
В чём смысл? Если ты не способен быть аристократом, то получи свой вагон, и не будь им. Когда страна лежит в руинах, а народ бедствует – гоже ли аристократу думать о собственном обогащении? Не материальное, но духовное обогащение – дело истинного аристократа! Империи, властители которых держали вокруг себя лишь алчных стяжателей – существовали недолго. Иное дело – плебс. Низкий материально и духовно, он радуется даже собственной отсталости, собственной лапотности, присовокупляя к ним и других в сравнении с чужими достижениями.
   А было вот как. В Республике К. было дело. При этом же правителе. Только ещё страна оправилась от войны. Шёл селянин издалека к себе домой. Нагоняет его молодой паренёк на Студебейкере (Studebaker US6 — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся в США с 1941 по 1945 годы. Был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью (по сравнению с советскими грузовиками того времени). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси.
- Куда тебе, уважаемый аксакал?
- Туда то
- Садись, подвезу.
Ехали, ехали по дороге, и вернул молодой водитель коротким путём
- Что ты, - взмолился мужичок, - эта дорога непроходима!
- Эх, мало вы знаете американскую технику! Для этих машин нет непроходимых путей! Это еж Студебекер – полноприводный! Американец!
И вправду – проехали.
Мужичок – аксакал в селе своём так расхвалился на диво американское, так развосхищался их грузовичком, что дошёл до того, что мол, наша промышленность не может такого сделать… Что в итоге попал под следствие за антисоветскую агитацию*. И пришлось посидеть ему несколько лет.
- Но где же справедливость? Ну, рад был мужичок, что доехал!
- Подожди, Марсий. Ты радоваться – радуйся, но на ус то мотай, что можно, а что нельзя. Даже вооружённым глазом видно – кого хотел он этим оскорбить. Вот и дошло оскорбление до кого надо. И я скажу – справедливо! Казалось, здесь то можно было предугадать, чем людям их слово отзовётся! Но нет же. Это плебс. Самой чёрной марки. Нетрудоспособный, асоциальный, бесполезный.
- Но слушай дальше, Марсий, и ты поймёшь, как две эти истории связаны с третьей. В этой же стране прошло время. При другом уже правителе поклоняться стали всему иностранному – от вещей до политики и экономики, а своё унижать стали. Заводы распродали и порушили, на полях трактора чужие. Чужая власть, чужие законы. И не стало гордости в тех людях. Аристократы стали стяжателями – дворцы строят, а плебс – стал снова тёмным и суеверным, как тот аксакал. Вот от того и говорят, - что рыба, что государство головой держатся. И вывод из этого, хотя и парадоксальный получается, но верный: держи подданных свих в узде – и обретут они свободу, а дашь им свободу – и обретут те только рабство.
   Так говорил Мудрый Садовник, и добрый Марсий записал его слова.


*Речь идёт о послевоенном Казахстане, где после войны была очень напряжённая социальная атмосфера из-за множества депортированных и спецпереселенцев. Мнение председателя колхоза «Красная Нива» как нельзя лучше показывает отношение местного руководства к спецпереселенцам: «Спецпереселенцев надо расстрелять и утопить в речке, т.к. есть чем заниматься и без них» [3, л. 20]. Не отличалось образованностью и само население глухих районов. Самое большое число преступлений политического типа относилось в послевоенные годы к «антисоветской пропаганде» - 91% всех дел. Удивительно ли, что даже за простое восхваление Студебекера человек получает реальный срок.

Продолжение: http://proza.ru/2022/08/05/1682


Рецензии