Рюрик и франки 3

    Перечисляя в прошлой статье всех известных Рюриков, я умышленно умолчала об одном. Вот о нём сейчас и поговорим.

    В «Житиях» Дмитрия Ростовского под 12 октября приводится «Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского» (ок. 320 – ок.400 г.) Св. Мартин был выходцем из Паннонии, но основная его подвижническая деятельность проходила в римской Галлии.  В частности в «Житии» приводится интересный эпизод о том, как Мартин был избран епископом города Тура: «И вот, когда епископская кафедра в городе Туре сделалась свободною, народ пожелал иметь своим святителем святого Мартина. Но в то же время все знали глубокое смирение Мартина, которое раньше побуждало его настойчиво отказываться от принятия пресвитерского или даже диаконского сана. Тогда решили прибегнуть к хитрости и силе. Один гражданин, по имени Руриций, пришел к святому в его монастырь и, припавши к его ногам, просил придти и помолиться за его больную жену. Святой пошел; но тут его окружил многочисленный народ и силою привел в город и хором провозгласил его епископом». На мой взгляд, появление человека по имени Рурик (Руриций всего лишь латинизированная форма имени) в этой истории достаточно символично. Ведь кто ещё мог настойчиво направить скромного святого к принятию сана? Судите сами.

    Интересная информация дана у Г. Бондаренко (ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ, "Молодая гвардия" 2007): "В иерархии королей раннесредневековой Ирландии следующую ступень после ri tuaithe («короля туата») занимал ruiri («высший король», или ri tuath, «король туатов»). В подчинении «высшего короля» находилось не менее двух других правителей туатов… Несколько королей туатов связывали себя отношениями личной верности «высшему королю» (ruiri). Эти отношения не влекли за собой регулярных выплат дани или особых сборов. Само население туатов подчинялось только своему местному королю. Предусматривалось, что высший король передавал низшему определенный объем материальных ценностей, после чего последний попадал в зависимость от господина с обязательством военной помощи ему (Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов, Москва 1989, с.31; O Croin;n D. Early Medieval Ireland. London; New York, 1995). Зависимые короли туатов должны были выставлять по 700 воинов каждый, что составляло «войско» (buiden). Поэтому «высший король» часто именовался также ri buiden («король войск»)(Crith Gablach / Ed. D.A. Binchy. Dublin, 1941. P.104). Такие же отношения связывали ruiri и вышестоящего правителя — ri ruirech («короля высших королей»). Титулом riruirech обладал, как правило, король пятины (ri coicid). Аналогом этих титулов был также титул ri bunaid cach cinn, «верховный король над всеми».(Ibidem. P 104-105) В раннеирландских законах король пятины был высшей инстанцией, такой титул, как «верховный король» (ard ri) Ирландии, раннесредневековым законам, в отличие от прозаических преданий, неизвестен."

    Получается, Рюрик не просто красивое имя – в раннесредневековой Ирландии ruiri ещё и титул! «Высший король». Хотя и не самый высокий… Я хочу написать рядом Рюрик и Иерарх. Посмотрите внимательно: различаются ли эти слова чем-нибудь ещё, кроме огласовки? Кого ещё мог послушать св. Мартин?

    Иерарх — общее наименование священнослужителей высшей — третьей — ступени в христианской церковной иерархии. А сама иерархия буквально означает «священноначалие», от др.-греч. ierоs — «священный» и др.-греч. archi — «начало; начальство; власть») — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему. Правда, само слово не такое уж и древнее. Понятие «иерархия» было введено древнегреческим автором Псевдо-Дионисием Ареопагитом в работах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». А родился он предп. в V веке и умер предп. в VI –м. Т.е. слово «иерархия» введено в обиход позже известных нам случаев употребления имени Рюрик. Вот такая получается герунда! Я бы сказала «ересь», но др.-греч. airesis «выбор, направление, учение» происходит от airеo «брать, хватать; выбирать, избирать», а далее из неустановленной формы…

    Поэтому ierоs  вовсе не ересь! В словах вообще легко заплутать. Вот, например, немецкое слово Раритет — происходит из лат. raritas «разрежённость; редкость», из rarus «редкий, негустой; редкостный»; восходит к праиндоевр. *er-, *ere- «ослаблять, разделять». Понятно, что на высшей ступени всегда будет меньше, чем внизу. На то и ступени, чтобы разделять. И получается, что греческий иерарх, что ирландский руири, что немецкий раритет, что загадочный Рюрик — все они примерно про одно и то же…


Рецензии
Блестяще, Светлана! Конечно, про одно и тоже. Имя первого князя несомненно знаковое. Для мифа лучше не придумаешь. Но придумано ли это имя? Всё-таки вряд ли. Нестор, конечно, начитанный человек. Но сомнительно что до такой степени. Скорее всего это имя историческое. А вопрос только в том, какой истории Рюрик принадлежал. Спасибо большое за замечательный анализ!!!

Игорь Тычинин   10.02.2021 08:22     Заявить о нарушении
Будь Рюрик просто мифическим персонажем, то сказали бы в летописях, что пришёл он и стало всем счастье. А тут братья чуть ли не в самом начале погибли. Значит, нешуточная борьба была, что всегда ближе к действительности.

Светлана Каплун   10.02.2021 11:45   Заявить о нарушении