Люди Солнца

Утром разразилась яростная весенняя гроза. Прошёл бурный тёплый дождь, напоивший разом и травы, и цветы, и деревья. Распустили свои цветы яблони, вишни, терновник. Маленькая маргаритка на краю тропинки раскрыла свой венчик и приготовилась цвести. И всё это ослепительно сияло и переливалось на солнце, брызнувшем вдруг неожиданно весело на всё, что было полито дождём. Брызги дождя серебрились и играли, как бриллианты; и всё обещало чудесный и радостный день.
На тропинку из-под большого листа подорожника выполз погреться на солнце земляной червяк. Он вытянулся вдоль тропинки, пролегающей через старый заброшенный сад, и отдыхал, поднимая голову к солнцу и наслаждаясь свежестью воздуха и теплотой земли.
Как хорошо жить на этой земле!- думал он.- И как красивы цветы! А эта маргаритка, она совсем не понимает, сколько счастья в том, чтобы видеть Солнце! А эти белые вишни, терновник, яблони - как чудесно пахнут они!
Червяк поднимал голову то вправо, то влево, поворачивая её.
И вдруг он почувствовал на дорожке какое-то странное движение. Мимо него, обрызгав его и маргаритку грязью, промчался мальчишка на велосипеде, не обращая никакого внимания ни на красоту сада, ни на тех, кто был на земле. Червяк испугался. Случайный гость напугал и маргаритку. «Ишь, как он её забрызгал! А какая она была нежная, чистая, розовая!» - подумал червяк.
А в это время на дорожке послышались шаги. Кто-то шёл: червяк насторожился. Шли двое: парень и девушка в беленьких туфельках на высоком каблучке, совсем не подходящих для тропинки после дождя. Юноша подпрыгнул, чтобы сорвать ветку яблони: наверное, чтобы подарить девушке, и отстал от неё.
А она приближалась к лежащему на земле червяку. «Фу, какая мерзость! Какая дрянь»- сказала она. «Что дрянь!»- спросил парень. «Червяк! Омерзительный червяк!» И, обойдя червяка, она тоненькой шпилькой каблука наступила на бело-розовую маргаритку, раздавив её. И пошла по дорожке дальше. А парень с веткой яблони бросился её догонять, но остановился и каблуком своего ботинка наступил на червяка, чтобы раздавить его. Червяк почувствовал жуткую боль. Голову он успел спрятать, а вот вся часть спинки и хвоста оказалась под каблуком. Острая боль пронзила всё его тело. Он почувствовал, что задыхается: «Скорее отсюда прочь!» Парень не задержался, рассмеялся и бросился догонять девушку, чтобы вручить ей ветку яблони. А червь корчился на земле; он извивался, пытаясь оторвать растоптанное каблуком тело, пытаясь спастись. «Уйти с этой страшной тропинки, на которую ступили люди - люди Солнца: те, что не растут на земле, но те, что берут с земли всё.» Он бился беспомощный, прикованный к земле. И слёзы боли катились у него из глаз: он не мог оторвать своё тело.
   Потом он услышал снова шаги: «Опять люди!». В школу шли двое мальчишек. Они увидали корчащегося на земле червяка, и один из них радостно засмеялся «Смотри, Сашка, как он корчится! Ты смотри!» Он взял палку и стал тормошить израненное тело червяка.
   Он вовсе не пытался его освободить; нет, он пытался придавить и голову к земле, чтобы добить червяка. Червяк понял, что приходит конец: «Какое дивное было утро! Как хорошо было на тропинке! А эти люди…Эти люди…»
Но тут послышался голос женщины: «Вы всё ещё не на остановке? Марш отсюда!» Мальчики бросили палку и мгновенно скрылись, а женщина увидела на земле червя. Она подняла палку, брошенную мальчишками и поморщилась. «Фу, какая гадость!» - и чекнула червяка, вырвав израненное тело и ещё живую головку из земли, и  швырнула их под куст только-что  раскрывшего лист лопуха.
   И тут червяк почувствовал, что спасён: голова цела, а тело он снова нарастит. «Слава богу!». И он стал забираться в мягкую землю, уходя в неё всё глубже, глубже всем телом, пока вдруг не почувствовал, что оно оборвалось. Головка его продолжала двигаться: он искал прошлогодний лист, который он будет жевать, жевать, чтобы нарастить новое большое тело- он будет делать полезное дело. Это он взрыхлил землю, это он дал земле жизнь, это благодаря ему выросли такие чудесные деревья, травы, цветы и этот большой лопух. Он эту землю кормит, он эту землю обрабатывает, а они?...
   Хоть под землёй лежат мои дороги,
  Хоть протекает жизнь моя во мгле,
  О, люди света, вы совсем не боги,
  Нет! Вы – исчадье ада на земле!


Рецензии