Доклад М. Вебера Политика как призвание и професси

Доклад Макса Вебера «Политика как призвание и профессия» (1919)

Работы немецкого социолога, философа, историка, политического экономиста Максимилиана (Макса) Вебера (1864—1920) оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Вебер прославился как блестящий оратор и публицист. Самым известным считается его доклад «Политика как призвание и профессия» (28 января 1919), в котором ученый определил государство как институт, который обладает монополией на легитимное применение насилия.


Прошло 100 лет после смерти Макса Вебера, одного из трех китов, вернее — «отцов социологии» (два других — Эмиль Дюркгейм и Карл Маркс), но ученый по-прежнему остается одним из самых цитируемых авторов в области общественных наук. Он жил на переломе эпох, в то время, «когда сложившиеся институты претерпевали кардинальные изменения, а некоторые и вовсе исчезали. Вебер одним из первых подобрал ключи к «эпохе модерна» и в частности к такому понятию как «бюрократия». Его оценки и теории по сей день остаются актуальными. Он — один из «отцов» современной социологии. Изучал русскую революцию и ради ее понимания учил русский язык, считал Россию «страной надежд» и дружил с русскими эмигрантами», — так оценивают немецкого социолога современные русские ученые М. Ремизов, А. Филиппов, Т. Дмитриев. (https://peers.tv/kultura/vlast_fakta/231593344/).

Труды Макса Вебера заслуженно считают весьма сложными для понимания. Они предполагают знакомство читателя с всемирной историей, религиями и мифологиями Востока и Запада, основами философии и политэкономии, социологическими идеями, которые большей частью предложил и ввел в оборот сам Вебер. «Его речи и газетные статьи привлекали широкую образованную аудиторию, но его методически строгие тексты, посвященные тонкому анализу понятий, приводили и до сих приводят в отчаяние своей сложностью менее искушенных читателей» (А.Ф. Филиппов).

Доклад был прочитан профессором М. Вебером в январе 1919 г. перед представителями «Союза свободного студенчества» и затем опубликован в книге под таким же названием. Эту работу изучают и сегодня, до конца не постигнув всей глубины заложенных в нее идей, изучают обычно вместе с еще одним трудом Вебера, зачитанным им перед широкой публикой в 1918 г. и вызвавшим горячие дискуссии — «Наука как призвание и профессия». Между обоими докладами есть глубокая содержательная связь, но мы ограничимся только «Политикой».

Докладчик не обращался напрямую к насущным проблемам современности, тем не менее, первое, что сразу же отметили ученые, познакомившись с докладом, — это недовольство лектора событиями Ноябрьской революции 1918 г., свергшей монархию Вильгельма II, восстанием спартаковцев (январь 1919 г.) и убийством Р. Люксембург и К. Либкнехта (в ночь на 14 января 1919 г.), что вызвало массовые демонстрации протеста по всей стране. Главным в докладе был новый взгляд ученого на современное государство в Германии и на его институты, которые находились в зачаточном состоянии, но уже всё больше приобретали рационально-правовой тип. Для обоснования своих идей Вебер ввел специальные социологические представления о разных типах общественной власти, что неизбежно превратило обычную социологию в политическую. В ней главными стали понятия власти, легитимного порядка, политического союза, разнообразных подходов людей к занятиям политикой и участию в ней, различных моделей политического управления, типов господства. Главным же выводом Вебера была мысль о том, что государство — это институт, который обладает монополией на легитимное применение насилия, т.е. ученый научно обосновал право правительства Вебера на убийство спартаковцев и их вождей.

Доклад весьма внушителен, легко читается, но трудно дается — не только из-за своего объема и избытка мыслей, но прежде всего — из-за их остроты и глубины. Ограничимся отрывком (с сокращениями), где Вебер дает портрет политика.

«В сфере политики есть лишь два рода смертных грехов: уход от существа дела и — что часто, но не всегда то же самое — безответственность. Тщеславие, то есть потребность по возможности часто самому появляться на переднем плане, сильнее всего вводит политика в искушение совершить один из этих грехов или оба сразу. Чем больше вынужден демагог считаться с «эффектом», тем больше для него именно поэтому опасность стать фигляром или не принимать всерьез ответственности за последствия своих действий и интересоваться лишь произведенным «впечатлением». Его неделовитость навязывает ему стремление к блестящей видимости власти, а не к действительной власти, а его безответственность ведет к наслаждению властью как таковой, вне содержательной цели. Ибо хотя или, точнее, именно потому, что власть есть необходимое средство, а стремление к власти есть поэтому одна из движущих сил всякой политики, нет более пагубного искажения политической силы, чем бахвальство выскочки властью и тщеславное самолюбование чувством власти, вообще всякое поклонение власти только как таковой. «Политик одной только власти», культ которого ревностно стремятся создать и у нас, способен на мощное воздействие, но фактически его действие уходит в пустоту и бессмысленность. И здесь критики «политики власти» совершенно правы. Внезапные внутренние катастрофы типичных носителей подобного убеждения показали нам, какая внутренняя слабость и бессилие скрываются за столь хвастливым, но совершенно пустым жестом. Это — продукт в высшей степени жалкого и поверхностного чванства в отношении смысла человеческой деятельности, каковое полностью чужеродно знанию о трагизме, с которым в действительности сплетены все деяния, и в особенности — деяния политические…

Конечный результат политической деятельности часто, нет — пожалуй, даже регулярно оказывался в совершенно неадекватном, часто прямо-таки парадоксальном отношении к ее изначальному смыслу. Но если деятельность должна иметь внутреннюю опору, нельзя, чтобы этот смысл — служение делу — отсутствовал… Иначе — и это совершенно правильно — проклятие ничтожества твари тяготеет и над самыми, по видимости мощными, политическими успехами...

Тот, кто хочет силой установить на земле абсолютную справедливость, тому для этого нужна свита: человеческий «аппарат». Ему он должен обещать необходимое (внутреннее и внешнее) вознаграждение — мзду небесную или земную — иначе «аппарат» не работает. Итак, в условиях современной классовой борьбы внутренним вознаграждением является утоление ненависти и жажды мести, прежде всего: потребности в псевдоэтическом чувстве безусловной правоты, поношении и хуле противников. Внешнее вознаграждение — это авантюра, победа, добыча, власть и доходные места. Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата. Поэтому зависит он и от его — а не своих собственных — мотивов, то есть от того, чтобы свите… эти вознаграждения доставлялись постоянно. То, чего он фактически достигает в таких условиях, находится поэтому вовсе не в его руках, но предначертано ему теми преимущественно низкими мотивами действия его свиты, которые можно удерживать в узде лишь до тех пор, пока честная вера в его личность и его дело воодушевляет по меньшей мере часть товарищества (так, чтобы воодушевлялось хотя бы большинство, не бывает, видимо, никогда)… Достигшая господства свита борца за веру особенно легко вырождается обычно в совершенно заурядный слой обладателей теплых мест».

Кто же может быть, по Веберу, политиком?
«Тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова — героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд; уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все-таки!», — лишь тот имеет «профессиональное призвание» к политике».

Это конец доклада. За ним начинается всякая политика. Если мы отчего-то не понимаем ее, надо еще раз перечитать эту речь.


Рис. из Интернета
https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2020/06/filmax1.jpg


Рецензии
Актуально и в наше время, верно Вебер думал.

Тамара Арбатская   20.03.2021 18:11     Заявить о нарушении
Вы правы, Тамара.
Спасибо большое!
С уважением,

Виорэль Ломов   13.04.2021 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.