А были ли пути спасения природы и народа в 1990-х?
Лагутов В.В.
Эксперт Государственной Думы РФ
Председатель движений "Зеленый Дон"
Атаман Черкасского округа ОВД
Трудами наших предков на территории России только два города закладывались с первого колышка как столицы, это Санкт-Петербург на Севере и Новочеркасск на юге державы. Естественно, что и место расположения города и его планировка закладывались с учетом многих факторов и во главу ставилось прежде всего сохранение уклада жизни донского населения. Красота и рациональность Новочеркасска не превзойдена потомками и по сей день, будь то великолепие зданий или прокладка водовода в короткие сроки и с высоким качеством.
Октябрьский переворот 1917 года привел к значительной потере городом всего внешнего облика, внутреннего содержания, качественного состава населения и благоприятных условий жизни. Проблемы города в чисто экологическом плане начались с физического уничтожения наиболее грамотной и культурной части населения. Далее политика индустриализации обернулась внедрением промышленных вредных производств. На глазах людей было разрушено и рациональное природопользование: от города были отрезаны прилегающие столичные земли Новочеркасска (ныне Октябрьский, Аксайский и Багаевский) и уничтожена самая плодородная часть - пойма, испокон века кормившая горожан и мясом, и рыбой, и овощами. Перерождение партийной номенклатуры под лозунгами забот о народном процветании привело к краху весь государственный механизм России. На Дону основной причиной деградации окружающей среды в течение последних десятилетий явилось уничтожение рационального природопользования - казачьего уклада жизни. Как любили говорить партначальники: нет человека, нет и проблемы, от покойного Иосифа Сталина до администратора Чуба В.Ф.
Особенно быстрыми темпами деградация города пошла в последнее пятилетие, во время совместной политики внутренних и внешних врагов по развалу промышленного потенциала, в то время когда осталось не более 30% от достигнутого промышленностью уровня, когда все города уменьшают степень своих вредных выбросов, у нас картина совершенно иная. Трудами безумных властных предшественников наш город был по сути превращен в самый грязный город на юге России, во всяком случае в пределах Ростовской области наш город не просто лидировал по объемам вредных выбросов в атмосферу и гидросферу, но выбрасывал почти половину всей массы загрязняющих веществ. Это при удельном весе населения города в 5% от области он устойчиво пакостил на 50%. За последние пять лет при общем спаде производств доля наших вредных выбросов во все сферы увеличилась до 65%. Такое положение прежде всего свидетельствует о неэффективности работы самого города в части защиты природы по сравнению с окружающими город территориями.
Ни власть, ни специальные службы не смогли хотя бы стабилизировать ситуацию в деградации окружающей среды и спасении населения. Особенно характерно в данном аспекте использование экономического инструмента в виде экологического фонда города. В течение трех лет его существования до сих пор нет у него никакого правового статуса:
первое Положение утверждено в декабре 1994 гола и основано на контроле за его деятельностью... Советом народных депутатов, которые были уничтожены как форма народовластия в результате переворота еще осенью 1993 года.
Практическое отсутствие влияние на его работу со стороны специалистов и зеленых привело к полной его неэффективности в достижении поставленной цели - уничтожению источников выбросов вредных веществ; вряд ли выделение 1-2% от всей суммы средств на целевой выход можно считать нормальным режимом работы. Неопределенность статуса экофонда привела к потере приоритетов: основные средства в 1992 году были брошены на "иные" цели, в 1993 году на НИР и материально-техническое обеспечение, в 1994 году на кредиты и строительство природоохранных объектов, под коими проходили в основном нужды городских коммунальных служб, в лучшем случае на многолетний долгострой в виде водовода.
Взявший на себя функции распределителя средств экофонда глава администрации города, из-за безответственности своих помощников и отсутствия какой-либо концепции действий, не может обеспечить эффективную работу экофонда по той же причине.
Пришедший состав городской думы на волне якобы заботы об экологии и борьбы с мафией уже полностью забыл о обоих обещаниях, в погряз междуусобице и корысти.
Внешние доминирующие условия со стороны государства следующие:
1. Вместо разгона коммунистической номенклатуры и введения в систему Советов механизма отзыва депутатов мы получили откровенно воровскую олигархию, готовую стать под любые знамена ради денег.
2. Это положение закреплено соответствующей Конституцией, в коей земля и ресурсы отчуждены от народа, а в части самоуправления большая черная дыра. Она могла бы быть заполнена жесткими правилами - законами хотя бы на уровнях субъекта и города, но состав депутатов Законодательного Собрания и Душ до понимания этого уже не дойдет.
3. Предлагаемая Правительством РФ концепция устойчивого развития общества и окружающей среды написана в духе "лучшей" в мире Программы коммунистической партии и итог 70 лет их заботы о народе налицо.
В сложившейся критической ситуации развала социальной общности людей и природной катастрофы необходимо корректировка действий с приоритетом выживания не людей, а природной среды, как первичной цели, ибо человек в данном случае вторичен. Для этого жизненно необходимо идти в следующем направлений:
1. Пока снижен пресс антропогенного воздействия на природу из-за кризиса в производстве необходимо установление наиболее жестких правил природопользования - это цена жизни потомков.
2. Естественно, что обеспечить этот режим возможно только при замене безответственных лиц новыми людьми по военному режиму жизни.
3. За основу концепции и общества и города следует взять зеленую модель устойчивого развития как наиболее близкую к казачьему укладу жизни - наиболее рациональную в природопользовании из известных.
4. Зеленая (казачья) модель устойчивого развития должна быть законодательно закреплена в Уставах города и области, а также принята в качестве основной государственной.
5. Все это возможно только в случае возврата к казачьей системе самоуправления, когда станицы и города - опора государства обладают всей полнотой собственника на всю территорию, вое природные ресурсы, и только при одноканальной системе налогообложения. В ином случае народ отчужден от земли, государство от народа и Конституция есть инструмент для уничтожения и народа (геноцид) и природы (экоцид).
6. Приоритетом должна стать только региональная модель развития с учетом собственных ресурсов и национальных интересов возрождения рационального природопользования как единственной устойчивой модели в речном бассейне.
7. Устойчивое развитие Новочеркасска возможно лишь при подавлении источников вредных выбросов, восстановлении традиционного самоуправления на территории города и всего края, возвращении городу его исторических территорий и статуса столицы казачества России.
Это были тезисы на ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ г.НОВОЧЕРКАССКА"
г. НОВОЧЕРКАССК 1995 с участием АДМИНИСТРАЦИИ Г.НОВОЧЕРКАССКА,
НОВОЧЕРКАССКОГО МЕЖРАЙОННОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
НОВОЧЕРКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,
НОВОЧЕРКАССКОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
Свидетельство о публикации №221021000794