Ждём весну

               
               
               
                Бывало, только солнышко начнёт припекать посильнее, станет снег по бокам дорог или огородов чернеть, становиться ноздреватым и рыхлым, птички как-то по особенному запоют-зачирикают, поворачиваются думы деревенских на дела весенние, огородные.                               
               
               
                Достают мамки и бабушки разные матерчатые мешочки, коробочки и бумажные свёрточки, чтобы навести ревизию и учёт в семенах. Тут уж помощников, хоть отбавляй. Сядут вокруг стола и ждут.               
               
               
                - Ребятишки, раскладывайте по разным кучкам пакетики. Вот здесь у нас помидоры будут, здесь огурцы, редиска, свёкла...                               
               
               
               
                И  начнут маленькие, цепкие ручонки выполнять любимую работу.                               
               
               
                -Вот вы молодцы какие! Быстро с работой справились. Одной-то мне до ночи бы пришлось сидеть.                               
               
               
                Зажмурились от похвалы, от удовольствия, от ласково журчащих материнских слов. Тепло в доме. Печка топится, обед допревает на плите, кот вытянулся во весь рост на половичке.Мама в домашнем платьице, на голове косыночка, завязанная под волосами. Не торопится сегодня никуда, выходной .                               
               
               
                -Давайте для начала проверим помидорки, какие в этом году сеять будем. Сегодня 10 февраля, еще рано, а вот 14 марта, как наша бабушка сажала, само-то будет.                               
               
               
                -Колхозные, -бойко читает дочка. И смотрит вопросительно на мать.                               
               
               
                -Эти обязательно посадим,они у мамы моей всегда хорошо вырастали, большущие, мясистые. Смотрите, семена какие крупные!                               
               
               
                Все смотрят на горку желтых, бархатистых семян, щупают их руками, даже нюхают. А маленький сынок принёс пустой спичечный коробок и просит отсыпать ему всех семянушек. У него мечта: заиметь в огороде собственную грядку, где бы он был полноправным хозяином. Сам посадит, прополет, польёт, сам и урожай соберет! Опускается в коробушку первая щепотка для будущей грядки. Глаза сына становятся такими добрыми, умильными. Смешает он все семена, а весной, настырный, старательно посеет, лопаткой прихлопнет. И вылезут разнобойной щетинкой растения на радость хозяину.                               
               
               
                -Тут написано "лёлины"!                               
               
               
                Посадим их. Кустики невысокие, помидорок до восьмидесяти штук  на каждом, все ровненькие, кругленькие и пасынковать почти не надо.А солила их в банках тетушка всем на загляденье. Положит в чистые банки чеснок, зеленушку, помидоры, добавит по норме соль и сахар и прямо из колодца зальёт ледяной водой, нахлобучит капроновые крышки и в погреб. Не вздуваются, не лопаются, а вкусны!                               
               
               
                - Мама, Чёрный принц! Это негр что ли?                               
               
               
               
                -Сладкий помидор, на вид он невзрачный, а на вкус , как сахар.                               
               
               
                Закончили экскурсию по помидорам. Много всего, огорода не хватит, если только эти семена все использовать. Обмениваются новыми сортами  между собой хозяйки. Но всегда больше доверяют своим, проверенным. А то как-то посадили, кусты здоровенные вымахали, цветков много, а помидорки, как мелкий виноград. Красивые, конечно, но вкуса особенного в них нет и на посолку  не годятся!                               
               
               
               
                Солёные помидоры  в семье любят. Особенно из деревянной кадушки, что ставят в погребе. Снимешь с деревянного кружка огромный камень-гнет, отодвинешь зонтики укропа, листья смородины и другой зелени, запустишь руку поглубже и достаешь огромные, такие в банку не влезут, упругие и красные помидорищи. В кастрюльку полнехонько наберешь и ползёшь, как акробат , по лесенке, а сверху, из лаза, уже руки протягивает помощник. Один помидоры в дом заносит, другой плотно крышку погреба закрывает, сверху старыми телогрейками, половиками закидывает, чтобы не выпустить холод до срока.                               
               
               
               
                Под толчонку с мясом помидоры самое милое дело. Это такое блаженство, которое только русскому человеку изведать дано. Никакого ножика, режущего помидор на части и лишающего его кисло-сладкого сока,здесь не предусмотрено. Просто надкуси чуток упругую кожицу и втягивай в себя ароматную мякоть и сок. А мамка еще редьки чёрной , жгучей натрёт и зальёт её в огромной миске помидорным рассолом. Это блюдо ложками быстро схлебают едоки. До пота на лбу! Полезная зимой штука!                               
               
               
                Интерес у детей постепенно угасает.Сыновья, посовещавшись, берут большую кастрюлю , набрасывают курточки и в погреб.Разыгрался аппетит воспоминаниями. Значит, пора обед подавать.                               
               
               
                Заканчивает проверку семян уже одна мама. В уме прикидывает, что надо морковки и свёклы купить. А ведь сама знает, что только заикнись, поделятся щедро тетушки и подружки выращенными из собственных посадок колючими семенами морковки и бордовой свёклы. Дадут и репки, и редиски. С осени  бревенчатые стенки банек, сараюшек увешаны кустами в стручках и семенах. Сушатся на солнце, дозревают они для нового урожая.                               
               
               
                Рассада помидоров и перцев на подоконниках и сколоченных по ширине окна полках дурит, цветет и вытягивается. Пора в рассадник выносить, пусть добреет, толстеет и корнями разарастается во все стороны. Капусту тоже пора посеять. Часть для раннего употребления в парник с огурцами, под рамы, а позднюю прямо на земле или в специально сколоченном ящичке.Следить надо, чтобы ее до времени блошка прожорливая, охочая и до репки тоже, не изглодала под самый корешок. Тут два способа борьбы предусмотрено:либо дуст, а он вреден, либо древесная зола, которую копят специально. а потом "с головой" засыпают нежные листики рассады. Для капусты у нас было место в конце огорода, там когда-то больничные санитарки ссыпали битые флакончики , разное стекло, а потом выстроили двухквартирный дом. Много лет выбирали стекла, а они все равно обильно "высевались".               
               
               
                Капусту надо в луночку пересадить , желательно не в знойный день, хорошо бы под дождичек. "Сади в грязь и будешь князь!" Умыкавшись за день на хозяйстве и на работе, для капусты выбирала я тёмное время суток. Домашние луночки приготовят заранее. На задах огорода стоял столб с ярким фонарём, видно было всё, как ясным днём. Не торопясь, высажу капустку, полью из колонки по протянутому шлангу, снова же ночью и очереди никакой, ругани. Выпрямлю спину, а на небе звёзды, мигают, переливаются."Расти капуста, не будь пуста"., "Расти пузаста, не будь голенаста!" Капуста послушается и на этом бросовом месте вымахает тугая и большая. Начнутся пересуды. Сквозь щели забора-то весь огород, как на ладони:"Колдунья она. Ночью садила.Шептала, поди, ещё!" На чужой роток не накинешь платок! Зато, как останется рассада, отбоя от желающих нет. Разрешишь и не досмотришь, так всю до последнего корешка выкопают, унесут и на подсадку в случае гибели растения не оставят.  А свою, обычно, продают на базаре, которая не нужна уже.                               
               
               
                Глазом моргнуть не успеешь, как наступит месяц май.Загудят по деревне жуки-тракторы, взрезая утоптанную и слежавшуюся за зиму землю. Это целое событие-вспашка огорода. Трактористы урывают от своего отдыха и сна время, им же совхозные поля надо в срок обработать. А это побочный заработок, калым. Директор разрешает . Себе , родне , кто попросит пашут. За деньги, но и что же! Лопатой на многих сотках не наработаешь, кишка тонка. Обычно к Дню Победы у многих уже готова прогретая земля. Сходят на митинг, отдадут дань памяти и за лопаты. Живому-живое.                               
               
               
                Проворные ноги хозяйки протопчут межи, обозначат место грядкам под мелочь, место под помидоры и огурцы. Мужики вытащат и поставят по меже вёдра с семенной картошкой, кули.                               
               
               
                Вся семья, стар и млад , выходят на посадку. Мужчины идут  друг за другом. Один лунку сделает, пацан  или девчонка , картошку прицельно забросит, а следующий мужик землей из своей лунки засыпает, за ним кидальщик тоже клубни пробрасывает. Когда народу много, дело идёт споро и весело, только успевают за новыми вёдрами бегать. Плохо, когда один человек да немощный. Но и его не бросят . Свою отсадят, соберутся бабенки и ребятишки, и придут закидать бульбу старушонке. И денег с неё не возьмут. А осенью соберет она "помочи" на копку, тут уж отказаться от предложенной рюмочки и угощения нельзя. Обида у человека будет!                               
               
               
                Картошку было принято , что садить, что копать, за один день. Дед такую традицию завёл. Окончание дела обязательно венчалось застольем с бутылочкой. Рюмку первым поднимал старейший, всегда произносил одни и те же слова:"За всё хорошее!"                               
               
               
                Для этого хорошего оставалось только два раза , а то и три за лето выполоть, окучить и выкопать картофель.В сильную засуху поле поливали, сколько могли , из шлангов  колодезной водой.  Бабушка наша всегда предваряла процесс посадки словами:"Господи, благослови,в добрый час !"  Спустя время шептала для верности: "Какие на небе облака, такие вырастите у нас картошки!"                               
               
               
                Редко, кто удосуживался посмотреть в это время на небо. Зато осенью, вытаскивая из земли замысловато скрученные, огромные картошины, все могли представить воочию, какие же в майский погожий денёк плыли над  огородом облака!                               
               
               
                В сентябре, страшась надвигающихся ливней, картошку выкапывали дотемна, ссыпали в огороде, чтобы продул ветер, подсушило солнце.Потом перебирали, тщательно оглядывали, чтобы резаная или подгнившая не попала в подпол и не испортила, не сгноила бы весь урожай. Обычно засыпали картошку под самую крышку. Мелочь скармливали скоту.Когда подсохнут плети, скидывали их вилами в кучу, поджигали. В тлеющий костёр закатывали картошку. Она пропекалась основательно. Выкатывали её вилами, подхватывали, перебрасывали из руки в руку, разламывали и впивались с удовольствием в белую, рассыпчатую мякоть. Сажа мазала рот, щеки, но никого это не смущало, а только веселило и придавало ещё больше радости. Пацаны приносили из дома нарезанное тонкими полосками сало, насаживали его на прутики и поджаривали, коптили. С ломтём черного хлеба оно улетучивалось за считанные минуты. Так дети праздновали окончание картофельной страды.                     
               
               
                Картошка и капуста были главными, основными фаворитами в огороде. На третьем месте стоял лук ото всех недуг. Чтобы  вырастить   репку, надо сначала посеять чернушку на  семена. Стоила чернушка недешёво. Молодухи не хотели утруждать себя.  Для этого надо было высадить большие луковицы, те давали стрелки, распускался наподобие одуванчика веер -головка со многими семенами. Они зрели, их срезали, шелушили, отдували на ветру. Проще было купить рюмку-другую и получить маленький лук-севок. А можно и сразу купить этот севок у бабусек, которые по осени ловко сплетали  косы и подвешивали их в горнице, за печкой, на отполированную годами жердочку. Чтобы севок не портил вид жилища , его задергивали сверху ситцевой занавеской.  Для своей надобности севок хранили в избе, выбирая меленький и крепенький. Для продажи шёл оставшийся, его спускали в подпол и там подвешивали на гвозди и крючки. Неопытная, я поначалу покупала крупный севок, наивно полагая, что из хорошего семени вырастет хороший лук. Цена поллитровой банки для всего севка была одинаковой, а мелких головочек в неё входило в разы больше, чем крупных. Выгода покупать помельче и из избы скоро стала мне понятной.                               
               
               
                Соседка, баба шустрая и верткая, посоветовала мне купить севок у её свекровки и адрес дала.Я не сразу нашла нужный мне домик. Стоял он в особицу, в тупичке, окнами на Енисей. Кроме него там было еще три-четыре дома. Собака куда-то убежала, и я смело  поднялась на крылечко, прошла маленькие сенцы и постучала в дверь. Хозяйка крикнула:"Входите!"                               
               
               
                Распахнула дверь и попала прямо в горницу. Дом состоял из одной комнаты с русской печкой посередине. Простенков почти не было. На три стороны прорублены окошки, через которые яркое весеннее солнце затопило, заполонило, расцветило все пространство. Я зажмурилась, села на предложенную мне табуреточку у самого окна в улицу и забыла, зачем я сюда пришла. Енисей, полноводный и величавый,  огибал готовые прыснуть белым, черемуховым цветом острова. По реке  в лодках на веслах и с моторчиком рассекали водную гладь рыбаки. Место было рыбным, ставили сети, переметы.Вдоль яра чинно греблись  курицы, а гуси и утки, ныряли и надолго скрывались под водой, вышаривая жадными клювами все съестное.               
               
               
                Попала я в другой мир, в другое его измерение. Без стенок, ковров, хрусталя. Без сторонних взглядов и шептаний. Внутри меня все обмякло, тихая радость и благость какая-то разлилась по каждой моей жилочке. Бабушка осторожно тронула меня за плечо:"Ты, девонька, почо пришла-то?" А меня  Галя за севком отправила к вам!" "Сколь тебе его надо?" "Баночек десять куплю!" "Хорошо, я тебе плетушки подавать буду, а ты принимай!" Выбрала мне хорошего лука, потом на крылечке вдвоем его оборвали, она подкинула его над ванной в решете. Потянувший с речки ветерок  отдул шелуху, та плавно спустилась на землю. Золотистый, серебристый лучок перекочевал ко мне в кошёлку. Бабушка пересчитала деньги и спрятала их в карман фартука.               
               
               
                Отпускать меня ей не хотелось. Усадила за стол, налила чаю с сахаром и поставила тарелку огромных, длинных пирогов с морковкой. Они были теплыми, сладкими и полагалось их есть с ложечкой густой сметаны, положенной  внутрь.  Потёк неспешный разговор.                               
               
               
                Бабушкино внимание, добрые глаза довершили моё  исцеление. Выйдя за калитку,  уселись на прощание на скамеечку и просто молчали, не испытывая от этого неловкости. Мне даже захотелось полежать на травке , закрыть глаза и подставить лицо ласковым лучам весеннего солнышка.                               
               
               
                Как правильно посадить лук, показала Галка. Виртуозно воткнула мне за пять минут грядку севка щепоткой. Там, где прошлась ее рука, он взошел враз и ровно.Там, гды мы его садили , была другая картина.                               
               
               
                Смеясь, бегала соседка по своему огороду, кидала в намеченных местах подсолнечные семечки, утаптывая их в землю тугой, голой пяткой. Крестьянская жилка! Мне было далеко до такого мастерства, но всё пришло с опытом.                               
               
               
                В середине мая на грядках появились нежные крючки, всходы. Как радовались мы им. Вскоре можно было нащипать укропчик, зеленый лук, петрушку и щавель. А это означало, что к обеду у нас будет первый супчик с банкой тушёнки и  ароматной зеленью. Ничего более вкусного после долгой , утомительной зимы  мы не едали. Потом будет первый огурчик, который мы покатаем над белобрысой макушкой малыша:"Сколько на голове у сына волосиков, столько нарасти у нас огурцов!" Пацанишка ощупывал свою голову, убеждаясь, что волосы густые и огурцов будет много.                               
               
               
                Нарастут нежные дыни, арбузы, поленница кабачков и тыквы, которые мужики вдвоем едва поднимут на носилках.                               
               
               
                Сколько трудов  положено, чтобы вырастить урожай овощей. Сохранить его на долгую зиму. А в промежутках между этими делами надо будет сено накосить и вывезти, насобирать грибов и ягод, насушить лекарственных травок. Побелить, сделать необходимый ремонт в доме, покрасить забор и палисадник, чтобы не хуже, чем у других было. Порыбачить и накупаться. И это всё за такое короткое , сибирское наше летечко.


Рецензии
Восхищен! Всё правда... Так было. Как ныне не ведую. Всех Вам благ!

Владимир Галин   10.03.2023 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.

Татьяна Евсюкова   10.03.2023 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.