Ослик и паяльник

   В бараке, где мы  жили, было проведено радио, но за радиоточку надо было платить 40 копеек в месяц, да еще само радио стоило 5рублей. Мама работала разнорабочей на растворном  заводе,  и зарплата была у нее 40 рублей. Мы не могли себе это позволить. Денег хватало только на еду, оплаты комнаты в бараке  и одежду. Но вот в один из дней появился мой отец. Он был рубаха - парень. Не любил долго засиживаться на одном месте, как в проживании, так и на местах работы,  но мама очень его любила, и поэтому всегда его прощала и принимала, не смотря на его многочисленные недостатки. Он так и остался её единственным.
Отец, как-то после первой получки, принёс приёмник АРЗ,  где на шкале  были нарисованы три богатыря.  Только тогда я первый раз увидел и услышал работу  настоящего приемника. Он проработал очень недолго. Свет в бараке был нестабилен, особенно в холодное время года, и однажды он задымился, тяжёлый дурной запах пошёл из него, и, выбив пробки, затих надолго-надолго. Отец в очередной раз покинул нас, а сломанный приемник остался.  Это и стало моей отправной точкой любопытства, как это всё устроено, и можно ли это починить.
 Я очень любил читать, но  интересные книги в то время были только в библиотеках.  Детская библиотека была в Доме пионеров на другом конце города. Мы с моим другом Вовчиком каждую неделю ходили туда. Выбирали обязательно с затертыми корешками и изрядно потрёпанные - это были самые читаемые.  На руки давали только две книги, и когда мы приносили их на обмен, то библиотекарша, улыбаясь, обязательно спрашивала про то, что в книге написано, и какое впечатление она на тебя произвела.  В один из солнечных  сентябрьских дней мы увидели объявление, что производится запись в радиокружок,  мы записались.   
С тех пор интерес и любовь к радиоэлектронике сопровождает меня  на протяжении всей моей жизни.  Начиная с детекторного приемника, я прошёл  все этапы радиолюбительства. От радиохулиганства на средних волнах до коротковолновика с регистрацией.  От самоделкина - до директора  Научно – производственной фирмы, которая занималась уже разработкой достаточно сложной радиоэлектроники: телефонов с АОН и установкой  и ремонтом  компьютеров.   До сих пор не могу  равнодушно пройти мимо выброшенного, из-за поломки аппарата, то ли это телевизор или музыкальный центр, то ли старенький комп. или телефон с разбитым  тачскрином. А какое блаженство  испытываешь,  когда эти вещи вновь оживают под твоими руками  и продолжают служить и радовать своей работой. Душа и тело ликуют от восторга, что ты сумел оживить эту груду металлолома, вроде бы уже и никому не нужного. 
А тот приемник -  Александровского  РадиоЗавода, я, конечно, починил, он до сих пор стоит на дачном чердаке и напоминает  мне о детстве и той нелёгкой жизни в бараке.  А ослик – это осциллограф, паяльник - это уже паяльная станция.  Много-много приборов так и стоят на моём рабочем столе и ждут, когда их хозяин прикоснется к ним, чтобы дать жизнь очередному больному аппарату.
иллюстрация: работа автора «Преподаватель  радиокружка»  (карандаш 17*22см)      


Рецензии