Шаман Кучагыр дух-хранитель Пятой Горы

Сказка, написанная совместно со Станиславом Корякиным.(Oegluyn Baroeff). 

Вот опять пришло время веселого праздника Цаган Сар, с которого начинается в Калмыкии новый год Белоснежной Коровы. А раз так, то нужно обязательно истории новогодние, страшные рождественские начинать рассказывать. Иначе, я вам прямо это скажу, удачи нам всем в будущем году не видать. Ибо народные традиции старины того требуют, чтобы истории рассказывали на новый год страшные и таинственные, а традиции нужно беречь, относится к ним с уважением, они скрепы наши духовные и нам даны свыше. Они хранят нас, как завет, доставшийся от предков, от бед и страданий. Вон в прошлом году плохо, без сказок встретили год Крысы. И, что получилось в итоге? Сами знаете.  Весь год, как крысы просидели по своим норам, в самоизоляции. Так чтобы не приехал к нам в наступающем году на стальном быке царь преисподней Эрлик-хан, (бак - это его тотемное животное), а пришла к нам благодатная мать кормилица белая божественная корова, на этот раз не поленимся и историю новогоднюю попробуем рассказать вовремя. Всё ради всеобщего блага и благополучия и избавления нас всех от бед.

Место, где появляются избранные богом народы, как говорят всеведущие старцы, всегда отмечено тем, что там есть пять особых сакральных гор, на вершинах которых живут всемогущие боги. И самое могущественное божество, как гласят древние предания, властвует над самой большой и высокой Пятой Горой, на калмыцком языке такое место называют Тавн Богдо или Большое Богдо. Такая гора есть в Ахтубинском районе Астраханской области России, самая высокая точка Прикаспийской низменности. Так же рядом с Калмыкией есть город Пятигорск, расположенный так же у подножия пятой горы. «Пятая гора» так называется роман Паоло Коэльо, рассказывающая о пороке Илии и о Пятой горе, которой правит бог Иегова. Как оказалось и у эвенков, есть свои сакральные пять гор. И есть хранитель Пятой горы древний шаман Кучагыр. Об этом я узнал из произведений Станислава Корякина. И в соавторстве с ним, на основе его сведений, я и начинаю писать новую небольшую сказку.

Кучагыр был родом из старейшего эвенкийского рода Северной Совы, их род дрался на юге с маньчжурами, заключал союз с ительменами и улюнханами на Юге, гонял беглых казаков и каторжан на Западе. Родился он шестипалым, и с особыми большими родинками по всему телу. Когда его мать, вторая жена вождя рожала его, она страшно мучилась, и чуть не умерла, при зачатии она увидела сон, как шестиногая белая олениха вошла ей в бок. Шаманы и жрецы сказали, что Вечные Небеса ниспослали благодать, и родился Великий Божественный человек, и самый великий из великих шаманов, от реки Оленек до Нижней Тунгуски. В 16 лет он заболел шаманской болезнью, родовые духи, проверяли, испытывали его, казалось, душа его могла вылететь, он стал худеть, бояться малейшего укуса гнус-мошки, и когда он мучился, страшные волосатые духи носили его вокруг орбиты Земли, и тело становилось его со щенка еврашки. Он видел диковинные страны, видел будущее и прошлое.

Никто не брался проводить обряд его инициации из шаманов, настолько велика была его сила, никто не хотел гневить родовых его духов, и местных хозяев гор. Его отец, великий Вождь Северной Совы, снарядил нарты, и отправился к старухе Ли, из царства Бо Хай. Ей было много лет, никто не знал точно сколько, может 90, а может триста, а может и тысяча. Говорят, в молодости она ходила в Тибет, из своей бухты морского трепанга (авт. ныне Владивосток), до самой горы - свастики (ныне - Кайлас), говорят, что переродилась в ней сама Великая Богиня Северной Тары. Ли могла разговаривать на любом языке, телепатически, общалась с Бонскими духами, и душами умерших людей (Бон - Юго-Зап. направление Тибетского шаманизма, произошло из зороастризма, часть Северного Шаманизма, также имеет корни из Бон-По). Рассказывали в народе о том, что старуха Ли шаманила при самом Чингис-Хане, и верховный шаман, этот хитроумный интриган, Теб-Тенгери, тоже проходил инициацию у нее.

В молодости, Ли, была очень красива, она медитировала на Солнце, Луну, на живую и мертвую воду и, казалось, сама матушка Земля дает ей энергию. И это действительно было так, каждая ее клеточка ловила земные, солнечные и небесные импульсы. Многие цари-царьки, вельможи, Богдыханы, принцы, и даже евнухи, пытались: кто-то затащить ее в постель, а кто-то просто снискать ее благословения. Ее аура, мощнейшая энергетика фен-шуя ее Божественного тела была просто лечебной. Но все не вечно под Луной, и даже сверчок умирает, также и Ли, угасла, сморщилась, и способна была теперь камлать, только, использовав силу отвара из заповедных трав, тайну которого открыли ей бессмертные духи Пятой северной горы.

И вот после длительного путешествия к селению, где жила старуха Ли и приехал Великий Вождь Рода Большой Совы. Великий воин с богатыми дарами отправился в небольшой дворец, подарок китайского Богдыхана, в котором жила шаманка. Но когда она узнала о том, что отец Кучагыра просит её поехать с ним к её сыну старуха Ли отчаянно отказалась. Она воскликнула:

 – Ты не понимаешь, о чем меня просишь. Смерть моя придет ко мне из-за этой моей поездки. Не хочу, и слышать ничего о твоем сыне. Уходи прочь отсюда!

И выгнала прочь отца Кучагыра вместе с его непринятыми дарами. Через пару дней снова с дарами пришел Великий Вождь Северной Совы к старухе шаманке. На этот раз она была настроена менее враждебно. Шаманка взяла подарки - великолепный черный жемчуг, дорогие шелка, ланы серебра. Она сказала, что видела всю судьбу этого несчастного юноши. Если он получит посвящение и выживет, то скоро, будет великое объединение Северных племен, от разорительных нашествий Маньчжурских войск. Она рассказала о том, что видела нелепую смерть Кучагыра от черной медведицы, а попросту перевоплощение черной шаманки, из враждебного племени из южных ительменей. И что, Кучагыр станет Божеством-хозяином, покровителем самой высокой горы Немериканского хребта, четыре соска, а по-русски, Вымя Медведицы, и что под этой горой лежит несметное богатство, и что придут рыжие люди, и станут рыть это природное золото. Всё это рассказала старуха, и сказала, что ничто не имеет смысла. И попросила отца не обижаться на неё из-за того, что она отказывается ехать к его сыну. Не к чему ей ехать спасать неизвестного ей юношу от смерти, обрекая тем самым саму себя на смерть, так как именно это знание о судьбе Кучагыр и станет причиной её собственной смерти.

- Но от Кармы не убежать – возразил старухе шаманке отец Кучагыр. Но та не стала ничего больше слушать и снова выгнала его прочь.

Еще через пару дней снова с дарами пришел к старухе. Ли Великий Вождь Северной Совы. На этот раз старуха была похожа на саму смерть. Она рассказала о том, что две ночи подряд страшные судороги в ногах не давали ей уснуть.

 – Видимо, действительно, от Кармы не убежать, – сказала старуха Ли и согласилась отправиться вместе с отцом Кучагыра в дорогу. После того, как старуха Ли добралась до рода Северной Совы, она тринадцать дней проводила обряд инициации. Она боролась с теми духами, что обуревали душу юного шамана, и призывала их к вселенскому миру. Но духи эти были духами самих огненных недр планеты и раскаленных звездных тел. И подчиниться никому они не хотели и не могли. Вот чего больше всего опасалась Ли, она нутром чувствовала в дикую свирепую силу черного шамана в юноше, но при этом она чувствовала, как он патриотически относится к своей родной земле. Пусть все-таки станет этот огненный человек великим шаманом при жизни и уйдет хранить Пятую гору после смерти - думала она, и это помогло ей провести инициацию до конца.

Отец Кучагыра щедро вознаградил старуху Ли и с почетом отправился с ней в её владения. Но на этом инициация нового молодого шамана не окончилась. Кучагыр позже прошел тринадцать обрядов-инициаций, нередко раздавливал местных шаманов на боях, превращаясь то в орла, то в огромного марала, то в змею, забирая их шаманскую магию. Тринадцать раз он побеждал шаманов из чуждых племен, и они присоединялись к его роду и признавали над собой власть великого шамана Кучагыра. Род его становился всё более могущественным. Так в свое время стал велик и могуч и род великого шамана Иеговы. Так и появляются великие боги. Побеждаю чуждых богов и забирая себе их магическую мощь.

А рядом с владениями рода Северной Совы жили другие могущественные племена и рода. И самым сильным из них были маньчжуры. Так как-то из земель ойратских в эти края был изгнан князь Манджи. Он смог в новых краях закрепиться, но главным образом, потому что женился на местной шаманке. С помощью её родни он основал новый могущественный род. В отличие от прочих местных родов данный род взял свое название не от названия тотемного местного животного, но от имени основателя рода, так как было принято на родине у старого Манджи. И род сей стал называться маньчжурами. Из этого рода, точно так же, как из рода Северной Совы мог появиться великий богоизбранный народ. И вот состоялся бой. Объединенная армия рода Северной Совы нанесла великое поражение маньчжурскому роду, и тот рассыпался на время. Сама великая шаманка манжурского рода, превратившаяся в сокола, была разорвана огромным орлом, в которого превратился Кучагыр. Сила магии её ушла к новому хозяину. Беда не пришла одна к данному роду. Китайцы напали на него и полностью подчинили себе.

 И вот в это тяжелое время для маньчжур в одном из не особо знатных семей родился необычный мальчик. Он в возрасте 14 лет заболел шаманской болезнью. И болел так тяжело, что никто не смог с этой болезнью ничего поделать. Все шаманы и шаманки боялись даже походить к больному мальчику. И тогда дед мальчика, который любил его больше всего на свете отправился к старухе Ли за помощью. Старуха за прошедшие годы совсем сдала, и еле теперь передвигала ноги. Но тут она словно почувствовала в себе возродившиеся силы жизни и, посчитав это добрым знаком, согласилась отправиться к мальчику, несмотря на то, что китайские власти запретили ей покидать свой дворец. Добравшись до места, старуха Ли удивилась:

- В вашем роду всегда были только шаманки. Я это вижу. Власть и сила магическая передавалась только по женской линии. Впервые теперь в вашем роду появляется мужчина шаман. Это меняет судьбу всех вас. Но я ничего не могу сказать о вашем мальчике. Его судьба скрыта от меня. Это меня пугает, я все же совершу обряд инициации.

После того, как обряд инициации был совершен, старуха Ли стала собираться в обратный путь. И тут мальчик приказал своему деду и отцу громоподобным голосом:

- Хватайте эту старую ведьму и закуйте её в стальные оковы.

Удивленный дед и отец схватили шаманку. И они крепко заковали её в стальные оковы. Тут мальчик подошел к старухе Ли и спросил:

- Рассказывай всё, что знаешь о смерти черного шамана Кучагыра. Как мне убить его? Ведь пока он жив нам не будет на этом свете покоя, мы все время находимся, как между молотом и наковальней. С одной стороны их непобедимый для нас род, а с другой стороны китайцы. И это лишает нас всякой надежды.

- Никто из вас не сможет одолеть Кучагыра, никто из вас не сможет убить его – сказала старуха Ли.

- Так кто поможет нам убить его? – спросил мальчик.

В ответ старуха молчала. Тогда мальчик стал медленно рвать шаманку на куски. Отрывая своими окровавленными зубами части от её некогда прекрасного тела, он продолжал расспрашивать старуху Ли о смерти черного шамана. После долгих мучений старуха рассказала всё, что она знала о смерти Кучагыра. Тут мальчик набросился на неё и задушил её своими руками. С каждым содроганием тела умирающей старой шаманки её магическая сила уходила к мальчику. И вскоре старуха упала на землю мертвой. А мальчик радостно воздел к небу руки и закричал. А между тем известие о том, что старуха Ли нарушив приказ властей, покинула свой дворец, достигло правителя данной области провинции. И местный правитель, опасаясь гнева правителя провинции, отправился на поиски старухи Ли со своей охраной. Вскоре он отыскал следы беглянки. Люди рассказали, что старуху Ли повезли к больному мальчику в один из небольших поселков. Когда отряд китайского чиновника добрался до места, он нашел лишь остатки костра, на котором сожгли тело старой шаманки. Дед и отец мальчика шамана рассказали о том, что старуха была больна и умерла естественной смертью. И тело её было сожжено по её же собственной воле. Тогда китайский чиновник приказал разворошить пепел костра. Воины выполнили приказ, и вскоре была найдена голова старой шаманки. Китайский чиновник взял в руки почерневший, весь выгоревший череп и вдруг явственно услышал: - Они жестоко убили меня. Убей их всех. И главное убей мальчика – сына хозяина этого дома. Если ты этого не сделаешь, то империя твоя падет в прах и четыреста лет будет под властью людей из этого дома.

После этих слов череп рассыпался в руках чиновника в прах. Китайский сановник приказал немедленно казнить всех кто жил в этом селении. Селение сожгли, а жителей убили всех до одного. Но мальчика, сына хозяина селения не было нигде. Он успел скрыться. Тогда сановник написал подробное донесение в императорскую канцелярию о случившемся событии. Он просил подготовить указ императора о том, чтобы объявить сбежавшего мальчика опасным преступником, за голову которого назначена высокая цена в имперских слитках серебра. Но в канцелярии только посмеялись над письмом сановника и велели ему самому отыскать сбежавшего мальчишку. А мальчик тем временем спрятался в горах и переждал некоторое время там. За два года он сильно возмужал. Собрал вокруг себя молодых людей и стал с ними нападать на купцов. Вскоре его маленький отряд стал известен среди маньчжуров. Когда мальчику исполнилось 16 лет, он со своим отрядом напал на тот небольшой китайский город, в котором правил убийца его отца и деда. Никто и помыслить не мог, что кто-то посмеет из маньчжур напасть, так что никто не был там готов дать отпор отряду юного шамана. Город пал, и мальчик лично своими руками вырвал из груди китайского сановника его бьющееся сердце и скормил его своему псу. После этого мальчик покинул родные места и отправился к племени из южных ительменей. Там он нашел черную шаманку и принес ей в дар, всё захваченное в китайском городе серебро и прочие сокровища. И он подсказал черной шаманке, как ей справиться с Кучагиром.             

 Кучагыр между тем стал стар, он объединил племена, создал племенной союз, с ним считались все народы, проживавшие в тех краях. Казалось, ничто ему не может угрожать. Никто не в силах ему противостоять в этих краях. Да и на всем белом свете. Но однажды Кучагыр вышел на большую поляну, и вдруг на него из темноты леса набросилась огромная черная медведица.  Кучагыр умер внезапно, его тело пролежало, как положено на лежаке, на столетней сосне, ровно сто дней, а потом его сожгли, его ученики могли долго наблюдать, неугасающий огонек в глазницах его черепа. Его дух не сразу успокоился, он бродил, метался, вызывая страшные метели, ливни и буреломы, духи не могли так просто отпустить его на Вечное Синее небо, к верховному небожителю. И только когда четыре его ученика, смогли взять его силу, Хурмас приказал стать ему владыкой-хозяином высшей точки, Медведь горы, почитаемой всеми близлежащими племенами. А четыре его ученика после смерти стали хозяевами четырех гор, что стоят рядом с Медведем горой. Юный маньчжурский шаман же, узнав о смерти Кучагыра, вернулся со своим отрядом на свою землю.   

  Эпилог.

И вновь загудела вековая тайга, и лоси приходят напиться к ручьям, а осенью яркими красками брусники и морошки играет природа Немериканского хребта. И хоть шаманов и их молебнов уже не происходит тут, но редкий турист и охотник видят иногда огромного белого филина.  И удивляются его размеру, но не все видят, а лишь посвященные, имеющие особый внутренний дар. Места эти опасны для людей. Бывает, дыхание пяти гор накрывает проходящую здесь дорогу, и тогда все машины на ней переворачивает, словно в игрушки играет небесный ребенок. И поэтому  на месте аварий на перегоне Магдагачи - Тахтомыгда,  семьи погибших в них дальнобойщиков установили буддийскую ступу, и церковь, и не так стали свирепыми к путешественникам четыре великих охотника, хозяева четырех великих гор, великих учеников Кучагыра.   Посвящается  великим орочонским, хотя и бездумно забытым Богам, по трассе Хабаровск-Чита.       


Рецензии