Разговор монаха со старцем об умном делании

...продолжение разговора о молитве...

- Доброго вам здравия, отче.

- Взаимно и тебе здравствовать.

- Отче, прошлый раз в  разговоре  о пяти  ступенях  молитвы, ты обмолвился об  умном делании, как самой  таинственной и мистической духовной практике. А  не мог  бы  ты рассказать мне о  ней ? Я  много  раз  встречал у  отцов упоминания  об   умном делании,  но  я  не  понимаю что  это  такое  и в  чём  суть  этого делания.

- И  не  поймёшь, -  заметил  старец.  - Для  того, чтобы  понять  это,  нужен совершенно особый  тип  ума,  которого  давно уже  нет в  человеческом  обществе.  Но это  не  единственная  проблема,  есть и  другая причина  –  сакральная. Знание  об  умном  делании – это  живое  духовное  знание, которое не передаётся через неодушевлённые носители, а  может  быть передано другому только  напрямую  через  живое  человеческое  сердце,  таков  порядок.

- Но  ведь можно было оставить  для  преемников  и последователей  хотя бы  общее  описание умного  делания.

- Часть  этого знания  была оставлена  в предании, как  учение  о  домостроительстве  духовном,  но  полного знания  не  оставлено намеренно. 

-  Но почему ?

-  Потому что знание  об  умном  делании -  это сугубо практическое  знание, которое  обладает  большой  притягательной силой  и  искусительностью  для  незрелого ума,  как  твой,  например.  Именно поэтому, чтобы  не давать  повода к соблазну  юным,  знание  об умном  делании даётся только самым  зрелым и достойным  его.

Старец замолчал и внимательно посмотрел в глаза  монаху. Взгляды  обоих  встретились  и  молодой  монах  внезапно отдёрнулся,  поскольку увидел как  блеснули  огнём  глаза старца.

- У  тебя только  что  глаза вспыхнули  ярким  светом, отче,  - взволнованно сказал монах.

- Ничего,  такое  бывает, когда  ум  внезапно  касается  духовного сердца,  - спокойно и  невозмутимо ответил  старец, - а  я  сейчас  его и коснулся после  твоего  вопроса  об умном  делании.  Так  что именно ты  хочешь  об этом  знать ? – более  сдержанно спросил  старец.

- Я  бы  хотел в самом   общем  виде понять что такое умное  делание, почему оно исчезло и почему считается самой  таинственной и мистической практикой в христианстве  и православии?

Старец  закрыл  глаза  и,  точно  погружаясь  в  нечто,  не  открывая их начал говорить:

- Умное  делание – это  высшая  ступень  духовного подвижничества в христианстве на  которую поднимаются только  совершенные  о Господе  иноки и  никто  более.   Умное  делание - это  завершение  духовного  домостроительства  и  воскресение ещё  при  жизни  в  новом  человеке.  Умное  делание  - это вершина  духовного восхождения подвижника  в  богопознании  на  которой у  него раскрываются  духовные  крылья  Орла  и сам  он  становится  подобным Серафиму  с 6-ю крылами, полными очей, видя всё вокруг – спереди и сзади, слева  и справа, сверху  и снизу,  точно Бог.  Вот  что  такое  умное делание,  - ответил старец и  открыл глаза.

Молодой монах был  несколько потрясён таким  образным ответом  старца и  после  некоторого  раздумья  задал  вопрос:

- А  Евангелие  как-то  связано с  умным  деланием  или оно  является  отдельной  практикой ?

-  Сама  структура  четырёх  Евангелий  является  скрытым символом  умного  делания.  Четыре  животных,  как  символы  Евангелий – Человек, Вол, Лев, Орёл  и символизируют собой  ступени достижения  духовного совершенства на  пути  обожения  души.  Ступени  Лев  и Орёл -  это и есть ступени  умного  делания  и исихии.

-  А  что  именно  символизируют  эти четыре  образа  животных ?  -  поинтересовался монах.

-  Человек – это символ обращённых к  вере и исполняющих заповеди. Вол – это символ выходящих в  монашество и  несущих трудничество. Лев – это символ выходящих в отшельничество и вступающих в  схватку с  демонами и  духами  зла.  Орёл – это символ победивших страсти и  демонов,  вошедших  в  клеть  духовного  сердца, и раскрывших  крылья Духа.

В современной религиозности от  этой древней  схемы остались  только две первые ступени -  Человек  и Вол. Знание  о двух  высших  ступенях – Лев  и Орёл  уже  утрачено. Умное  делание – это и  есть священное знание  об  этих  двух  высших  ступенях духовного делания.

- Отче, а  в  чём трудность понимания и  усвоения знания об  этих двух ступенях ?

- Трудность в  том, что это ступени  практической божественности, которые связаны с  тем специфическим  знанием, которого нет вообще у  человеческого разума и  которое  не  вмещается ни в какой рациональный ум  и  разум. Это  знание об  энергийном устройстве духовного мира,  души  и самого Бога.

Говоря  другими  словами, знание об умном  делании -  это знание  для совершенного духовного ума, который  прошёл  все  предварительные  стадии  очищения  и утончения  и стал почти  богоподобным  и  готовым  для постижения высших божественных откровений,  законов  и  тайн.  

- Отче, ты  хочешь  сказать, что обычный человек просто не сможет  понять что  такое умное  делание ? – задал  вопрос  монах.

- Не сможет, если  у  него  только  телесный  или  душевный  разум  и  нет задатков  высшего  духовного ума.  Для  него это  знание  будет подобно или  полному  бреду  или  какой-то  эзотерике  или  сказочной  фантастике, которой  не  может  быть никогда. 

Вот  почему  знание  об  умном  делании  нельзя давать тому, кто не прошёл всех подготовительных ступеней на  пути  очищения  ума  и  соединения его с духовным сердцем. Умное  делание – это  знание  и  делание для  совершенного ума, который  раз и  навсегда  избавился от  бремени рациональности и вошёл в  блаженство священнобезумия духовного сознания.

- Это я могу  понять, отче, но мне  всё  равно не  понятно какова  цель  умного делания  и  каков  его итог  и  результат?

Старец усмехнулся и продолжил -  Цель умного  делания  очень  высока  и  даже  заоблачна – это делание посредством духовного ума  нового бесплотного  внутреннего человека  по  слову  апостола  «если внешний наш человек  и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

- Как это понимать «внутренний со дня  на день обновляется» ?

- По  учению отцов  у  каждого  человека  есть его внутренний  двойник, который и  есть душа, которая существует  отдельно от тела по  своим  духовным  законам,  суть которых в  том, что по  мере старения и ветшания тела  одновременно  идёт обратный процесс укрепления,  роста и совершенствования  души, как  внутреннего  человека. Умное  делание  -  это  и есть осмысленное управление процессом  роста,  развития  и  совершенствования  души, как  духовного тела  и  это управление идёт  не  по  человеческой  воле, а  под чётким руководством и водительством Духа,  который  и направляет  душу.

- Отче,  а  что представляет собой душа по учению  древних  отцов ?

- По  учению  отцов душа представляет собой…

Старец  сделал паузу… - тело, конечно,  только тело  тонкое или эфирное, которое является телом энергии, а не материи. Особенностью  этого тонкого  тела  или  двойника  человека,  о  котором большинство  людей при  жизни ничего не  знает, является  то, что  это  тело  обладает всей  полнотой личности  и  даже  собственным восприятием.

- А  что значит обладает  всей полнотой личности  и  собственным  восприятием ?

- Это  значит то, что душа имеет собственное восприятие,  которое аналогично восприятию  тела,  но имеет свои  особенности.  Говоря другими  словами, внутренний человек  - это  и есть   основа  самой   личности, которая  имеет   тот  же  ум,  то  же  чувство,  тот  же  слух  и то  же  зрение, что  и  телесный  человек,  вот только внутренний  человек  души  обладает ещё  кое  чем, чем не  владеет  телесный человек.

- И чем же ещё   владеет внутренний  человек ? – с  любопытством переспросил монах.

- Внутренний человек, как  тело  энергии,  владеет энергетическим зрением  и видением энергии всего  сущего,  чем  не  владеет  телесный человек. Именно поэтому развитие внутреннего  человека посредством умного  делания – это  расширение  сугубо внутреннего энергетического знания и восприятия  внутреннего человека.

- Но  как  это возможно ?  - с  удивлением  переспросил  молодой монах.

- Никто  не  знает как это возможно, просто  именно   так  двойственно  тело – душа   устроен  каждый  человек  и  каждое  живое  одушевлённое  существо.  Аскеты,  отшельники  и духовные  подвижники, просто открыли этот принцип  двойственности  человека  ещё  в незапамятные времена  и исследовали  все  возможности души, как  двойника.

- И что  они  узнали в  итоге о  душе ? – поинтересовался  монах.

- Они узнали, что душа, достигшая полноты духовного совершенства, практически ничем не  отличается от прежнего физического тела и может  в  точности повторять все его формы  до мельчайших подробностей. Единственным отличием духовного  тела от физического является  то, что духовное  тело не усваивает физической  пищи, как  обычное  тело, и  вообще не  нуждается в  физическом  питании, поскольку существует исключительно за  счёт  божественной энергии,  само будучи телом энергии.

- А  этому  есть какие-то подтверждения в предании ?

- Есть, разумеется,  Сам Господь вошёл к  своим  ученикам  после  воскресения в этом  новом духовном теле,  сказав  - «мир вам. Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите».

- Значит,  Господь  пришёл к  своим  ученикам  не в  физическом теле, а  духовном ?

- Конечно,  а  как по-твоему физическое  тело может пройти сквозь  запертую дверь? На  это способно только энергетическое тело, которое и создаётся  подвижниками посредством умной  молитвы  и умного  делания.  Духовное  тело может ещё  очень  много всего, что  не  укладывается в  обычное человеческое сознание.  Многие  православные  святые достигали  состояния  подобного  раздвоения  при  жизни  и могли  быть одновременно в  двух  разных  местах.

- А  откуда  появилось  знание  о  духовном двойнике  и  умном  делании ?

- Это  трудно сказать наверняка – ответил  старец.  - Знание это пришло  от самого  Духа  и Бога Отца  и  было достоянием  древних  людей  знания  -  жрецов,   магов  и волхвов,   включая  тех  самых, что первыми  пришли  в  Вифлеем  с  дарами  приветствовать  новорожденного  Спасителя.  Сам Иоанн Креститель, как предтеча  Господа,  вне сомнений,  также  владел  этим  высоким знанием,  поэтому Христос  и  принял  у  него  крещение, как у  истинно  духовного человека, ведающего  прямой  путь к  Отцу.

Вот  почему умное  делание – это практика  только для самых совершенных о Господе, кто  пробился  к  своему духовному  сердцу  и соединил  ум  с  сердцем, потратив почти  всю  жизнь  на  освоение  молитвенного  делания  и  дойдя  до  высших  ступеней молитвы.

- Значит, простой   человек и  обычный верующий не может практиковать умное  делание ? – несколько раздосадованно  переспросил  молодой монах.

- Не  может, ни при  каких условиях, - утвердительно  ответил  старец,  - поскольку  у  обычного верующего  только телесный  или  душевный  ум  и  в   его  голове просто нет понятий  и  представлений  столь высокого порядка,  поскольку это  понятия  из  области  священнобезумия   духовного  ума,   которые открывает  душе сам Дух  в  умной  и чистой  молитве.

- Отче, ты  хочешь сказать,  что  даже   если откроешь мне секрет умного  делания,  то  я  не смогу  им воспользоваться ?

- Я не хочу  это сказать,  а  это  утверждаю. Ты  не сможешь  практиковать  умное  делание даже  если  узнаешь все  его секреты  до  тех  пор, пока  твой ум не  очистится,  не  достигнет  духовного сердца   и  не  соединится с  ним, став  духовным. Проще  говоря,  пока ты  не сойдёшь с  рационального ума,  ты  не  сможешь  начать практиковать  умное  делание.

Постарайся  понять,  умное  делание  осуществляется  глубоко изменённым  и  очищенным духовным  умом, который зрит Божественный мир  и может  использовать  внимание  души  для  развития  и  укрепления нового человека.  Любой  другой  ум не  выдержит  этой  духовной  нагрузки  и  может  быть  попросту  повреждён.

Ты  же  сам  пока  ещё  даже  не  имеешь  ясного представления о  духовном  сердце и  духовном  уме,  поскольку пребываешь в  уме  более  низком -  телесно-душевном,  который только ищет  путь  к  духовному сердцу  и  очищается от страстей и  эгоизма.  Таким  умом  невозможно практиковать умное делание.

- Значит, умное  делание в  наше  время -  это  уже  просто  миф  и  легенда  о  возможностях отцов  первых веков ?  - с грустью спросил  молодой монах.

- В  значительной мере  да, - ответил  старец.  -  Умное  делание потому  и исчезло, что не  стало  его живых  носителей  и  практиков  -  совершенных  подвижников и аскетов,  подобных  Иоанну Крестителю  и  первым  отцам – пустынникам. Но  это  не единственнная  причина,  были  и  другие причины  прещения   и гонения  безмолвников  и  отшельников  со  стороны власти и  церкви.

- Странно, а почему  власть и  церковь не  приветствовали  умное делание ?

- Всё-то ты  хочешь знать,  - с улыбкой  отреагировал  старец.  – Умное  делание  не приветствовалось  властью и церковью  как  излишне мистическое  и  таинственное,  связанное  с  обретением   таких даров  и  плодов, которые  шокировали,  поскольку  не  вписывались  ни в  какие  церковные догматы, каноны  и правила, а  потому  служили  большим искушением  для духовенства  и простых верующих.

- Отче,  а ты  мог  бы  сказать в чём  состояли  эти  плоды ?

-  Эти плоды состояли в  непостижимых возможностях,  открываемых  душе  в  высшей  молитве  - зрительной и  восхищенной.  Это  дары  духовной силы Льва -  царя  всех  зверей, которая наделяла  человека  поистине сверхъестественными способностями и божественными  возможностями, которые шокировали  и потрясали воображение  простых  людей,  считавших  это чудом или  чудотворением.

Многие православные святые, канонизированные  в лике чудотворцев и пророков, в  действительности  просто  обладали  отдельными плодами  умного  делания,  среди  которых  прямое духовное  знание обо всём  сущем  и  грядущем,  знание  разных  языков, возможности  целительства,  неподверженность  смерти,  возможность исчезновения  и др.

- А  какая в  этом всём  была  крамола,  если  это олицетворение силы Божьей  и  возможностей обоженного человека ?  - спросил монах.

- Церковное  руководство  и  власть  так не  считали.  Им совсем не нужны  были  неуправляемые  маги,  волхвы  и чудотворцы,  поскольку  они  были заинтересованы в нравственности  и церковном  благочестии  простого народа, а  потому  исходили  из  того, что  духовная  сила,  обретённая  вне  церкви, - это  не  божественная  сила, а  демоническая  или  оккультная.

- Но ведь умное  делание – это плоды  сердечной молитвы и чистого ума, - ты  сам  говорил.  Почему же  церковное  руководство  и власть этого не знали?

- Они  об  этом  знали, но  исходили  более  из государственных  соображений  настороженности   ко  всему, что  выходит за  рамки  повседневной  социальности  и  общепринятой  благопристойности.

К  тому  же многие практики  умного делания  и  исихасты  были людьми  не  от мира  сего, которые не следовали  никаким  социальным  законам  мирского  и церковного  благочестия,  следуя  только  закону  Духа.  Мирянам и  простым  верующим  они  казались  совершенно безумными,  дерзкими  и сумасшедшими,  хотя  это  было  их священнобезумие  Христа  ради.

- И как это всё  отразилось на них ?

-  Плохо отразилось.  Это всё вынудило  их  ещё  дальше  дистанцироваться  от мира,  официальной  религии  и  церкви,  поскольку  сильно  смущало  власти  и простых  людей,  большинство  которых  попросту  боялось  священнобезумных  и аскетов, считая их магами и колдунами,  хотя  это было формой высшего  ума и  мышления.  Позднее этот феномен получил в  церкви  оправдание  подвига  юродства, как  мнимого  безумия, которое прячет от мира  подлинно духовный  ум.  

Юродство, как  форма  духовного подвига  и  делания, просуществовало несколько столетий, но к  17-му веку  было искоренено  и  оно  -  вначале  никоновским  расколом  1650 г.,  который   жёстко регламентировал  формы  религиозности,  а  потом  церковными реформами  Петра Первого, которые  запретили  отшельничество, странничество,  исихию  и  анахоретство.

- Как  жаль, что власти  и  церковное  руководство  не  смогли оценить по  достоинству этих  плодов,  - с  сокрушением произнёс  молодой монах.

Старец  ухмыльнулся  и с  улыбкой  переспросил:

- А  чтобы по-твоему  было, если  бы  они смогли  оценить плоды  умного делания  и умной  молитвы ?

- Я  думаю, умное  делание  тогда  бы  не утратилось  и в  монастырях сегодня  было много  настоящих  молитвенников,  практиков умного  делания  и  духоносных  учителей,   что   очень  хорошо повлияло  бы  и  на  церковь и  на  мир. Разве  не  так ?

- Старец громко засмеялся  и, немного  успокоившись, ответил:

- Поверь мне,  почти  всё  знание об  умном  делании  и  духовном домостроительстве  в  недрах святоотеческого предания  есть  и сегодня,  но  им  никто не пользуется, поскольку  это  знание  сегодня  просто  уже  никому  не  нужно  ни  в  церкви,  ни  тем  более  в миру,  ведь  оно  буквально  умерщвляет  природу  ветхого  человека,  а  умирать  Христа  ради  своим  ветхим  рациональным  умом  сегодня никто не  хочет.

 Я  же  тебе  уже  говорил, что  особенность  этого знания в  том, что оно  требует  полного саморастпятия и  сверхчеловеческих усилий  для  понимания  и усвоения.  Такую  жертву  могли себе  позволить  только  люди  прошлого -  подлинные аскеты  и  отцы - пустынники,  но не  современный  человек,  как  заложник  и  раб  собственного рационального ума, как  ума  высшего хищника.

- Но  почему  ты  так в  этом  уверен ? – спросил  молодой  монах.

- Я в  этом  уверен  потому, что  ясно  вижу  духовным  зрением, что современному человеку уже  не  нужен  подлинно духовный  ум  в  форме священнобезумия, а  нужно  обычное и повседневное рациональное мышление,  т.е.   обычный  разум  и  интеллект,  для  поддержания  своего эгоизма  и   связей с  современным миром.  Умное  делание – это  ведь  по  сути   схождение  с  рационального  ума  для  вхождения в  иной  ум  духовный,  а  кто  из  современных  людей  намеренно  захочет  стать  практически  безумным,  пусть и  на  время,  ты сам  подумай ?

- Значит всё совсем безнадёжно ?

- Похоже, что  так   и дело  тут  вовсе  не в  секретном  знании, а  в  самом  мире  и  человеке,  который  окончательно  закрылся  для  духовного и сердечного знания,  сделав  ставку  только  на  мир   материи,  центр  головного мозга,  рациональный  разум  и  интеллект. 

Проще  говоря,   в  природе  современного  человека уже  нет той  внутренней  побудительной силы, которая  могла  бы  заставить  его диаметрально изменить свой  ум  и  перенаправить  его  от  центра  головного  мозга   в  духовное сердце.

Современный  человек, и  верующий  в  том  числе,  стал  очень  прагматичен и расчётлив  для  того, чтобы  потратить  одну половину жизни  на  освоение молитвенной практики, а  вторую – на  освоение умного делания. Духовный подвиг  стал в  наше время  уже непозволительной  роскошью  даже для священства, которое превратилось в  менеджеров церковной  корпорации.

- Ты  говоришь о слабости современного  человека  для  духовного подвига ?

- Да,  именно о  ней. Современный  человек стал настолько рациональным и привязанным  к  повседневному миру, что столь  кардинальное  изменение  ума и  отречение  от мира  стало  для  него уже  невозможным  и психологически  и  энергетически. 

-  Но ведь, что невозможно  человеку,  то  возможно Богу, который  может  поставить на путь  ?

- Бог-то может поставить на  путь, но движение по пути – это результат  синергии  и  обоюдных  усилий  человека  и Бога.  Если  у  человека нет знания  и силы самопонуждения  для  восхождения на вершину  Духа, Бог с  этим ничего не может поделать,  ибо не  нарушает свободы  воли.

Современный человек стал  реально слаб энергетически  и потому  стремится  быть религиозным  и верующим,  не  меняя  мышления, а  оставаясь в  миру  и мирской  системе  ценностей  и координат.  Сегодня  даже в  церкви  любое проявление  священнобезумия -  это уже  не  подвиг, а    преступление, которое  пресекается  и подлежит  запрещению  и  критике. 

- Отче, но почему  даже  верующие люди  не могут понять что такое  умная  молитва  и  умное  делание,  ведь  в  церкви  много умных  людей ?  Если  я  тебя  понимаю, значит.  И  другие могут это  понять.

Старец   улыбнулся  и  ответил –  если  ты  задаёшь мне этот вопрос, значит,  ты  сам ещё  ничего не понял  в  уме   и его изменении.   Ты  всё  понимаешь  только  благодаря  моей силе  и моему присутствию.   Без  меня  сам  ты  ничего  в  этом понять  не сможешь,  но  дело не  в  этом, а в  другом  – по  учению  отцов  о  душе  ум  в своём  движении  к совершенству,  проходит не  два, как  учит  массовая  религия, а  три  уровня  восхождения  – ум  телесный,  ум  душевный и   ум  духовный.  Так  учат  отцы.

Массовая  религия обслуживает  через  крещение  и  исполнение  заповедей только первый переход   от ума  телесного  к  душевному  – когда  эгоистичный  ум  переходит  к  нравственно-религиозному  разуму.  Это в  церкви  сегодня и считается воцерковлением  и спасением  души,  но это только  часть и  первая  половина  пути  по  учению  отцов.

Второй переход  и  вторая половина пути – это  второе  крещение  и  посвящение  душевного  нравственно-религиозного  разума  в  высшее  знание и  делание  великой схимы,  когда  с уровня  нравственности  ум  переходит на  высшую  ступень  духовности  и священнобезумия. Этого второго перехода,  второй половины  и ступени   делания  великой схимы  в  церкви сегодня  нет, а  имеющаяся  носит  характер формальности.

– Ты хочешь  сказать,  что  ступень  схимы – это  не ступень  духовности ?

–  Нет,  я  хочу  сказать  другое,  что  без реального  духовного  знания  об  умном  делании  и  реальных учителей,  пострижение  в великую   схиму  сегодня – это  больше  кредит  духовного доверия  и  уважения  к  заслугам,  а  не  подтверждение факта священнобезумия.  К сожалению  почти  вся  современнная  религиозность – это  голая   мораль и  внешняя обрядовость  из  которой  почти  намеренно  убрано  высшее духовное  знание  и  делание.

–  Но  почему  так происходит,  отче,  почему  религия  так  сильно тяготеет  к  морали ?

–  Это связано со спецификой   изменения  ума.  Дело в  том,  что  от  ступени телесного ума  невозможно запрыгнуть на  ступень духовности и  священнобезумия,  не пройдя  широкого поля нравственно-религиозного разума, как  душевного ума.  Именно в  этом  широком поле  душевного  разума,  обусловленного  одной  только   евангельской  нравственностью,   и  застряло всё христианство в лице  всех   трёх конфессий  и  бродит  по  полю в плотном  тумане,  не видя  выхода  на  более  высокую  ступень подлинной духовности и  умного делания.

– Значит,  по-твоему современное христианство  основательно застряло в промежуточном состоянии  нравственного  разума ?

– Именно. Утратив  высшее знание об умной  молитве, умном  делании  и священнобезумии,  современное  христианство  увязло  в нравственном  рационализме  и  превратилось в  разновидность нравственной  идеологии  человеческой  добропорядочности  и  законопослушности  с  элементами культа и  обряда.   Самое печальное  в  этом  то,  что  нет  силы, чтобы  поменять это половинчатое  и  упрощённое  представление о  духовности  и спасении.

– А  в  старообрядчестве тоже не  осталось духовного знания об  умной  молитве  и умном  делании ?

– Кое  что осталось, но  целостного знания  нет  уже  и там,  хотя именно старообрядцы  дольше  всех  хранили это сакральное духовное  знание после раскола и все  известные  мне  духовные люди  были представителями старообрядчества и староверами.

Опять возникла пауза, после которой  молодой монах спросил:

– Отче, а  если  бы  я захотел  восстановить  практику  умного  делания  и  заняться ей,  то что  мне следовало  бы делать  и с  чего начать ? 

Старец  поднял  голову и в  его  левом глазу опять блеснул уже  знакомый  монаху  свет.

– Если  ты хочешь овладеть  умным  деланием, тебе  непременно следует начать с  освоения молитвенной практики по всем пяти ступеням до молитвы  сердечной и чистой, Не важно какой  ты  выберешь метод  молитвы –  пошаговый  или  прямой  в  виде  молитвы Иисусовой. Главное – это достичь духовного сердца, как  внутренней  клети  и  центра всех  сил  души.  Умное  делание  начинается  только после  того, как  ум  душевный  станет  душевно-духовным.

– А с  чего  именно  начинается  умное  делание,  отче ?

Старец улыбнулся  и  ласково потрепав  волосы монаха ответил:

– Что-то подсказывает мне,  что  на  сегодня  для твоего  ума  уже  достаточно знания. Поговорим  об  этом  как-нибудь в  другой  раз.

Монах  стыдливо опустил  голову  и,  сложив  руки  лодочкой,  со словами – Спаси Господи   за  вразумление  и  наставление,  благословите,  отче, – протянул их старцу.

– Бог  благословит, – ответил  старец,  перекрестив монаха  и  добавил,  – тебе  пора к  братии  идти,  они  уже собираются на  трапезу…

Из  книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная  психология”, Учение  отцов  об  умном  делании.


Рецензии