Восток-Запад-Север-Юг и Философия Возрождения

Общее содержание статьи-проекта:

I. Аналитический обзор истории взаимодействия философии, науки, социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин, идеологии и политики. Роль народа и личностей. Краткие выводы.

II. О задачах, альтернативах и возможностях современного развития.

Тезисы:
Философия Нового Возрождения и устойчивое развитие мира. Решение проблем в действии. Синергетика общечеловеческих ценностей и синтез современных философских направлений Востока, России и Евроатлантического Запада. Модель просвещённого ислама и её международные аспекты.
Механизм, методы и формы участия разных социальных слоёв в едином процессе взаимообучения, образования, самоорганизации, сотворчества и практических действий с помощью кибернетической программы искусственного интеллекта и традиционных форм коммуникации. Схема системно-структуральной сети межсекторных и междисциплинарных взаимодействий.
Глобальные, транснациональные и региональные аспекты в создании единой научной картины мира, сценария её устойчивого развития и практического решения проблем. Реальное участие народа и личности как более привлекательная альтернатива несанкционированным массовым действиям,  террору и цветным революциям. Новые возможности участия личности в едином синергетическом процессе управления и созидания. 

ФРАГМЕНТ СТАТЬИ-ПРОЕКТА:

* АЛЬТЕРНАТИВЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ВЫБОРА

Если рассматривать историю человечества как рождение, развитие,  взаимодействие и угасание  цивилизаций,  сегодня мы стоим перед необходимостью и осознанной возможностью, выбрать из  многих эволюционных альтернатив и исторических  судеб наиболее разумную. Подобные шансы обычно появляются в точках критических бифуркаций, представляющих собой развилку разных и противостоящих друг другу возможностей. Правильный выбор способствует новой линии развития, которая ранее являла собой неосуществленную вероятность. Число вероятностей бесконечно, важно отыскать лучшие и совершать действия, превращающие вероятность в действительность, в гармонии с общей для всей живой природы самоорганизацией материи в направлении от хаоса к порядку и самосохранению, с эволюцией как процессом познавания, адаптации и активного выбора, присущего миру как единому живому организму. В противном случае реальность может меняться в сторону максимальной вероятности, то есть глобальных катастроф, последствий перенаселенности и экологической или атомной гибели человечества. Цель статьи-проекта – способствовать созданию Философии Нового Возрождения, единой научной картины и устойчивого развития мира, с опорой на идею целостности мира и на необходимость возродить разрушенную симметрию отношений Человек и Природа, Человек и Человек, Человек и Планета, Человек и Вселенная, Человек и Наука, Человек и Бог.

 
* НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Новые условия для материального и духовного равновесия личности и глобального мира, для межнациональной и межконфессиональной гармонизации связаны с новыми взаимоотношениями Науки, Религии, Искусства, Этики и Образования, гражданского общества и государства, с наличием современных философских школ и направлений и возможностью объединить их усилия для совместного активного решения глобальных проблем, создания единой научной картины мира и сценария ее устойчивого развития.
Религия, философия и наука в разные исторические периоды попеременно занимали лидирующую позицию в эволюции человеческого общества, но всегда - в отрыве или противостоянии друг другу и человеческой личности. Народ, основная масса населения Земли, зачастую служила объектом и орудием достижения сомнительных целей. Однако даже самый искусный сценарий развития мира, созданный объединенными усилиями мастеров, останется виртуальным видением без осознанного участия народных масс! Новая Философия Нового Возрождения должна создаваться и становиться реальностью в креативном диалоге с участием масс. Без этого настоящего единения никак не получится, а, значит, и возможности решить современные проблемы и предотвратить начавшиеся катастрофы. Учитывая критическое отношение большой части населения мира к действиям своих и мировых правительств, представляется чрезвычайно важным создать единую глобальную систему истинного, не бюрократического, диалога доверия, взаимообучения, саморазвития и сотрудничества с массами. Такую систему можно создать, объединив для эволюционного диалога и синергетического взаимодействия усилия ученых, философов, духовных деятелей, мастеров искусства, системы образования, государственной структуры и гражданского общества и т.д. На первый взгляд может показаться, что предлагаю объять необъятное, но нет! пора использовать по назначению достижения современной науки и техники, включая развитие и использование искусственного интеллекта.

* К ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Классическое рационалистическое бинарное мировоззрение в практической жизни отражается в предельном противостоянии: в резких контрастах между бедными и богатыми странами, в крайней бедности одних и богатстве других, в разрыве между интеллектуально-информационной властью и отсутствием элементарного образования у широких слоев населения и т.д.  Бинарное мышление, в силу внутренней агрессивности, предполагает победу над противоположным любой ценой, а это сегодня представляет угрозу существованию цивилизации.  Новая философия - это построение триады согласования в самообразующихся и всеохватных формах межсекторальных и междисциплинарных, в обращении к принципу тройственности, а точнее, к  синергетике многочисленных взаимовлияний в процессе саморазвития, взаимообучения, сотворчества и коэволюции. Сегодня судьбы цивилизации определяются тем, насколько реформы и установки правительств и международных организаций, насколько открытия ученых будут осознаны и поддержаны широкими слоями населения или, говоря языком науки, будет ли создана новая самоорганизующаяся среда. Для этого, с одной стороны, необходима новая система образования, обеспечивающая целостность знания, с другой стороны, включение всей активной части общества в процесс овладевания новым мышлением и новыми знаниями, с одновременным их использованием и участием в практическом реализации.

Сложность этих требований времени таит в себе и способ решения. Известно, что если просто учить человека чему-нибудь, он едва ли чему-нибудь научится. Учение – активный процесс, в голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике. Мы учимся на делах. В нашем случае - участвуя в практическом решении проблем и проблемных ситуаций, угрожающих глобальными катастрофами, и этот активный, практический аспект, согласно англо-американской аналитической философии, запускает механизм действенности. Преодолению инертности мышления, свойственной зрелому возрасту, может помочь использование психологического стимула, о котором американский философ проф. Джон Дьюи пишет, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным, и это стремление побуждает человека совершать великие поступки или становиться гангстерами и убийцами, террористами.
 
Мир сегодня уже не тот, как вчера, он эволюционирует с большим ускорением благодаря развитию информативных технологий и источников знания. Люди хотят, чтобы их голос что-то значил. Молодёжь хочет высказывать своё отношение к происходящему в мире и влиять на него. Система структуральных диалогов и совместного решения проблем с возможностью участия каждой личности может быть более привлекательной, чем несанкционированные митинги, террор и цветные революции. Она связана и с возможностью эволюции общинных форм самоуправления,  преодоления узости группового мышления и возрождения на новом уровне философии Восточного Просвещения, в синтезе с евразийскими и североатлантическими формами Диалога. Модель Просвещенного ислама, предложенная Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым, может стать для огромного мира мусульман более привлекательной, чем агрессивный, фундаменталистский, ислам, а остальному миру раскрыть гуманную сущность ислама.
 
Для нового, более гуманного и устойчивого развития появилась, начиная с конца XX века, и далее формируется идеологическая, духовная и научная среда, которой не было раньше. Это более толерантные и демократические отношения между мировоззрениями, идеологиями, религиями, культурами и их составляющими.  XXI век – эпоха новой толерантности. И пусть формирование новых отношений пока находится в стадии первоначального эволюционного хаоса, но уже налицо результаты преодоленных противоречий между религией и наукой, религией и искусством, небывалое расширение возможностей коммуникации и познания мира благодаря новым технологиям, возможности межконфессиональной и межнациональной гармонизации, новое отношение института государства к своим гражданам, проявившееся в период пандемии, и другие. В исследуемой точке критической бифуркации сегодняшняя пандемия по-своему, «наизнанку», объединила мир в физическом и моральном страдании и неуверенности в завтрашнем дне и снова ставит вопрос, по какому пути дальше развиваться человечеству – по пути общечеловеческих ценностей или эгоцентрического потребительства и национализма. В кризисные времена истории выявляются новые черты характера у общества и человека. Несмотря на трудную ситуацию, эти новые черты радуют. Первыми на помощь другим странам, пострадавшим от пандемии, пришли Российская Федерация, США, Китай и Куба, несмотря на собственные проблемы и потери. Изменился и сам человек. По утверждению психологов, человеческая способность к сопереживанию не является врожденным качеством. Однако не могу согласиться, что природа его натуры остаётся неизменной. Из общества людей с человеческими жертвоприношениями, пытками и публичными казнями, служившими воскресным зрелищем (и развлечением!), с инквизицией и сжиганием «ведьм», с кровавыми религиозными войнами мы всё-таки перешагнули в общество, которое своим принципом провозглашает общечеловеческие ценности, демократию и толерантность. Без взаимной помощи бы многие люди в период пандемии не выжили. Эпидемия вызвала к жизни гуманитарное движение волонтёров, мужественное служение медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, военных, пилотов, водителей, пекарей, журналистов и других. Эти качества и раньше имели место в человеческом обществе и помогали двигать его развитие по спирали гуманности.
 
Международные документы миростроительства Организации Объединенных Наций, Шанхайской Организации Сотрудничества, ЕАЭС, ВТО и другие ориентируют на цели и задачи в области устойчивого развития мира (Sustainable Development Goals (SDGs). Судьба правительственных и международных документов, реформ и установок зависит от того, насколько они будут осознаны и поддержаны широкими слоями населения, народом. Однако и в случаях активной поддержки населением, энергия и инициатива граждан часто тормозится неспособностью и отсутствием интереса бюрократического управленческого аппарата к овладению новыми знаниями, новым мышлением и к неформальному диалогу с гражданами. Для эффективного миростроительства необходимо всеохватное системно-структурно-сетевое сопряжение, обеспечивающее включенность всех структур общества на всех уровнях развития, только тогда развитие может быть устойчивым. Система новых реформ и установок взаимодействует с окружающей средой через структурное сопряжение, через повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых запускает структурные изменения в самой системе. Эти изменения, в свою очередь, влияют на последующее поведение компонентов. Поэтому структурно сопряженная система — это обучающаяся система. Она предполагает совокупность связей среди системных элементов, требует объединения и взаимодействия различных ранее изолированных сфер и областей. Согласно утверждению многих учёных, кризис современной системы образования связан с фрагментарностью восприятия мира и узко прагматическими установками. Неспособность охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия в разных областях ведёт к деформации реальности, обострению экологического кризиса, девальвации нравственных норм, нестабильности политических и экономических ситуаций и т.д. Материалы  Генеральной Ассамблеи Совета Безопасности  2018 г. подчеркивают необходимость «всеохватности» процессов жизнедеятельности,  целесообразность инициатив и проектов, связанных с разработкой дополнительных межсекторальных моделей, разрушающих чрезмерное стремление к индивидуализму и конкуренции в работе научных институтов. Актуально обращение Президента Российской Федерации и председателя ЕАЭС В.В. Путина к главам государств - членов ЕАЭС о необходимости в интеграционном проекте осваивать новые направления и сферы сотрудничества, выстраивать эффективные логистические цепочки, внедрять высокие технологии в государственное управление, уделять приоритетное внимание деловым, экспертным и научным проектам, а также социально-гуманитарной сфере, содействию высшим учебным заведениям  в налаживании межвузовских связей, реализации совместных учебных и научных программ, повышению академической мобильности. Познание — это не представление независимо существующего мира, но скорее непрерывное творение мира в процессе жизнедеятельности. Согласно новому системному взгляду ученых на устойчивое развитие как на присущий живому организму процесс самоорганизации в системно-структурно-сетевых отношениях, мы имеем дело с необходимостью радикального расширения концепции познания, образования и взаимообучения в процессе сотворчества (Ф.Капра: Паутина жизни: новое научное понимание живых систем).

* К МЕТОДИКЕ, ФИЛОСОФСКИМ И ТЕХНИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ РЕАЛИЗАЦИИ.

Предлагаю схему сети, которая может быть в сотрудничестве с коллегами усовершенствована и далее разработана. Размещена в верхней части статьи.
 
Всеохватное системно-структурно-сетевое сопряжение может обеспечить включенность всех общественных структур и их компонентов. Система новых реформ, установок, их активной и творческой реализации будет взаимодействовать через сетевое сопряжение и повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых запускает изменения в самой системе, а они, в свою очередь, влияют на последующее поведение компонентов.
Как в сложном живом организме необходимы постоянные взаимопроникающие, взаимообусловленные и саморегулируемые процессы, управляемые мозгом, так и в случае нашего проекта должна быть обеспечена кибернетическая мозговая программа, призванная синергетически объединить усилия всех составляющих общества: ученых, духовенства, творцов искусства и деятелей культуры, общественных деятелей, средств масс-медиа, гражданского общества и государства для перманентного взаимообучения, сотворчества и разумных действий. Речь идет не об отдельных мероприятиях, но о постоянной, открытой, нелинейной и саморазвивающейся программе с использованием искусственного интеллекта, программа работы которого должна включать и его саморазвитие согласно заданным целям и установкам. Вместе с упорядочением и ограничением энергозатрат, это позволит компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам, выполнять определенные задачи с обработкой большого объема данных и с выявлением в них закономерностей, производить отбор согласно заданным параметрам, программам и целям.
 Самообучающиеся компьютерные технологии сегодня совершают переворот в науке и могут быть использованы для создания единого механизма перманентного отслеживания, отбора и определения направлений, в которых следует применить полученные информации. Как утверждают специалисты, продвижение в этом направлении тормозит неспособность современного общества задавать искусственному интеллекту правильные принципиальные вопросы и целевые программы.

Такой процесс включает наряду с научными исследованиями, проводимыми вузами, традиционные формы общения на официальных сайтах типа Facebook, семинары, «мозговые штурмы», фестивали инноваций, телемосты, встречи on-line, электроннные сборники и т.д., привлекает к участию разные социальные слои населения в коммуникативном процессе взаимообучения, саморазвития, сотворчества и действий, связанных с осознанным решением проблем. В таком диалоге могут принять участие официальные сайты интернета, школы разных уровней, культурные и религиозные центры и другие организации гражданского общества и общинного самоуправления. С помощью Банка идей, Мозговых центров и Искусственного интеллекта можно анализировать, обрабатывать полученные материалы. Мобильная нелинейная структурированная сеть в открытых динамических системах будет действовать по программе, заданной саморазвивающемуся искусственному интеллекту, охватывая все сферы жизнедеятельности общества и обеспечивая их взаимодействие. Опыт анализа и активного решения «проблематических ситуаций» был успешно применен Джоном Дьюи в Австралии и Африке. Одной из моделей просвещенного, гуманного ислама является модель, предложенная президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Богатый опыт многонациональной и многоконфессиональной гармонизации на уровне государственного, научного и духовного сотрудничества представлен в Узбекистане и в Российской Федерации. Модель просвещенного ислама - также парадигма для перехода от суицидального к гуманному исламу, несущему в себе перспективу для людей, представляющих собой почти две трети населения мира.


* С ЧЕГО НАЧАТЬ? С СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ВНУТРИ САМОЙ ФИЛОСОФИИ

Синергетический подход позволяет моделировать сложные системы психологические, экологические, экономические, социальные и демографические, стратегии обучения, развитие науки и коммуникационных сетей, глобальные проблемы современной цивилизации и развития человечества и многое другое. Сама суть синергетического подхода, объединяющего ценности для получения новой ценности, превосходящей автоматическое суммирование составляющих, содержит в себе потенциал для решения многих, казалось бы, неразрешимых проблем.
   
Целостность знания и общечеловеческие, этические ценности должны стать доминантой новой системы образования, объединить взаимодействие двух культур – естественнонаучной и гуманитарной, предоставлять целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук в последние десятилетия  начался спонтанно, в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, которые, по наблюдению ученого-синергетика  Генриха Хакена, приближаются, по сложности поведения, к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психологические феномены и спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей (или даже из хаоса). А начинать надо с единения и сотрудничества внутри самой философии, то есть ее многочисленных современных школ и направлений. На стыке естественнонаучных дисциплин родился и развивается научный интеграционный метод синергетики, объединяющий изыскания американских, российских, немецких и других ученых; В Западной Европе  функционируют две школы исследований в области синергетики: брюссельская школа, основанная лауреатом Нобелевской премии  за 1977 г. И. Пригожиным (Брюссельский Свободный университет и Американская синергетическая школа) и школа немецкого ученого-физика Германа Хакена в Штутгарте (Германия). Известна Российская школа синергетиков С. П. Курдюмова (Научно-исследовательский институт имени М. В. Келдыша и Институт математического моделирования Российской Академии наук, Московский государственный университет. Действует аналитический метод активного решения проблем (англо-американская аналитическая школа), метод структурального диалога (континентальная школа философии) и другие, целый калейдоскоп разных философских школ и направлений, действующих автономно, а также цифровые технологии, готовые – каждый в своем ракурсе – предлагать ответы на вопрос: КАК?  На вопрос: ЧТО? должна ответить наука философия, как и старалась она отвечать во все времена цивилизованного человечества. Мир как никогда раньше нуждается в единой философии, в единой идеологии, в единой научной картине устойчивого развития мира, в Философии Нового Возрождения. Ибо «Всякое царство, в себе самом враждой разделённое, обратится в пустыню, также город всякий или дом, разделённый в себе самом, не устоит» (Евангелие от Матфея 12:25).


Рецензии