Звезда тарпана

               

                «На острие» (избранное)
                легенда из книги


ISBN 978-5-9708-0718-7

               

          Первый луч солнца пробился сквозь серое облако и упал на белый бок жеребенка. Этой ночью произошло чудо природы: ожеребилась кобыла, и на свет появился белый жеребенок – нескладное существо, в котором было много энергии, но он еще не умел координировать свои движения. Попытки резко встать на ноги заканчивались падением. Ночные звуки пугали, и только запах кобылы, успокаивал. Инстинктивно он нащупал вымя и сделал первые в жизни глотки материнского молока. По телу пробежала волнами дрожь. Испытывая несказанное удовольствие, жеребенок помахивал коротеньким хвостиком и наслаждался вкусом густого молока. Переступая с ноги на ногу, шевелил ушами, прикрыв от удовольствия глаза. Он еще не знал, какие испытания приготовила ему судьба. А пока жеребенок делал только первые шаги в этом незнакомом мире тьмы, шорохов и запахов.
          Луч солнца осветил поляну и все, что окружало жеребенка. Впервые увидев мир, он с удивлением смотрел своими огромными, похожими на две спелые сливы, глазами на зеленые травинки, которые шевелились под легким дуновением ветерка. Осмотревшись по сторонам, он встал на ноги и неуверенной походкой направился навстречу кобыле, которая с удовольствием поедала сочные растения на заливном лугу. Подняв голову, она наблюдала, как жеребенок, осмелев, пытается быстрее переставлять ноги, но, запутавшись в густой траве, падает, вскакивает и снова падает. Он напуган, но попытки вскочить на ноги не прекращает.
          Солнце поднялось над горизонтом и залило ровным светом всю местность. Стоит тишина раннего утра, когда трава искрится каплями росы, а кузнечики еще не начали своей концерт. Наконец жеребенку удается встать. Он стоит, широко расставив ноги, и видит перед собой огромного зеленого кузнечика, с трудом взбирающегося на узкий лист пырея, но тут же падающего на землю. Как только он коснулся земли, к нему подскочил колючий шар. Жеребенок сделал несколько шагов и ткнулся носом в это существо. Острая боль десятка иголок, уколовших губы, пронзила хрупкое тело. Жеребенок сделал прыжок в сторону, издав тоненькое ржание, поскакал к пасущейся кобыле. Лошадь призывно заржала и направилась к нему навстречу. Подбежав к кобыле, задохнувшись от быстрого бега, он широко растопырил ноздри, бока его, то поднимались, то опадали. Постепенно он успокоился.
          Все вокруг наполнилось светом и теплом. В ближайших кустах запели птицы, рядом пробежал пушистый зверек с большим рыжим хвостом. Сначала жеребенок испугался и спрятался за кобылу, но когда зверек удалился на большое расстояние, он поскакал в его сторону, вдыхая аромат цветов и трав. С каждой минутой он познавал много нового и интересного.
          Шло время, жеребенок подрос и окреп. Вместе с кобылой они отправились к исконным пастбищам тарпанов, где собирались огромные многотысячные стада. Готовясь к миграциям в более теплые места, тарпаны паслись в долинах небольших степных речушек и на заливных лугах, запасаясь жиром, который поможет пережить суровые холода. Пока же еще стояло теплое лето. Обилие корма, близость водоемов, отсутствие хищников позволяло безмятежно пастись на просторах степей.
          Постепенно жара усиливалась, в водоемах становилось меньше воды, а некоторые совсем пересохли. Пришли другие животные, которые были хорошо приспособлены к засухе и, двигаясь огромными стадами, с корнем вырывали редкие щетинки травы, а оставшиеся растения вытаптывали своими острыми копытами. Это были сайгаки. С каждым днем их становилось все больше и больше, и вскоре все окружающее пространство шевелилось от тысяч этих прожорливых животных. Следом за сайгаками пришли волки. Они огромными стаями нападали на стада сайгаков, резали животных, загнав их в степную речку, наполовину пересохшую, с высокими берегами, заросшими осокой и камышом. Насытившись, волки по ночам выли на луну, наводя ужас на все живое.
          В природе между жизнью и смертью всего лишь миг. Едва успел суслик высунуть свою голову из норки, как оказался в крепких челюстях степной лисицы - корсака. Не успел сам корсак пробежать и сотни метров, как стрела степного охотника закончила его жизненный путь. Да и век самого охотника зависит от множества случайностей.
          Засуха, охватившая огромные территории степных просторов, заставила тарпанов многочисленными табунами мигрировать по тропам, проторенным к большим, полноводным рекам, названия которых сейчас Кумак, Урал, Сакмара, а в те далекие времена каждое племя называло их по - своему. Эти племена поделили огромные территории между собой и постоянно нападали друг на друга из-за лучших участков для охоты или рыбной ловли, пастьбы скота. Постепенно уничтожали разнообразие животного мира.
          Одно из племен сарматов поставило свое стойбище на реке с современным названием Кумак в районе переката, где можно было добыть огромное количество диких животных, в том числе тарпанов, в период весенней и осенней миграции последних.
          Жеребенок осенью вместе с огромным табуном направился к реке. Подойдя к перекату, тарпаны долго не решались войти в темную воду. Они приготавливались, втягивали ноздрями воздух, но задние напирали на передних, и вот уже вожак с белой отметиной на лбу бросился в воду, за ним устремились другие. И как только первые достигли берега, из кустов полетели камни, стрелы, копья. Первым упал вожак с проломленным черепом, за ним последовали сотни других обезумевших животных. Спасения не было, везде царила смерть. Бойня продолжалась несколько часов, пока люди не выдохлись. И тогда тысячи животных пересекли реку и скрылись в степных просторах до следующего года.
          Жеребенку на перекате отрубили ухо. С этого времени изменился не только его внешний вид, но и судьба, которая берегла и лелеяла его все это время.
          Племя, охотившееся на тарпанов, было очень сплоченным коллективом с жестокими нравами. Во главе племени стоял молодой вождь Ахун. Он обладал огромной физической силой, был мстительным, коварным, о его планах никто ничего не знал. Он всегда устранял своих соперников, которые периодически появлялись и незаметно исчезали. Племя жило размеренной жизнью, характерной для людей эпохи бронзы. Выбрав удобное место для пастьбы скота в долине речки, они постепенно двигались вслед за животными. Питалось племя в основном мясом животных, которое готовили в огромных медных котлах. Не брезговали употреблять в пищу и сырое мясо, довольно часто, чтобы утолить голод, пили кровь животных.
          Ахун знал досконально все процессы, происходившие в окружающей природе, он прекрасно ориентировался во времени и пространстве. Сохранить свою власть, людей, территорию было довольно сложно. С детства Ахун отличался от своих сверстников выносливостью и смекалкой. На детей в племени особенно никто не обращал внимания, и они довольно часто дрались из-за костей животных, которыми играли, попадали в сложные ситуации по незнанию. Взрослые, как правило, были заняты добычей пропитания или отдыхом после пастьбы, удачной охоты или нападения на соседнее племя, дележа добычи. А дети, предоставленные сами себе, росли подобно диким животным, и многое зависело от самого ребенка – выживет он или нет.
          Однажды Ахун вместе со своим сверстником решил отправиться на охоту. Подражая взрослым, они взяли большие ветки ивы и, заострив их концы бронзовым топором, отправились в путь. Дойдя до берега реки, они увидели норы стрижей. Стали вытаскивать из них яйца и тут же есть. Насытившись и напившись воды, дети, довольные, спрятались в тени деревьев и уснули. Проснулись они вечером от укусов комаров: тело горело, сотни кровопийц безжалостно впивались в тела подростков. Недолго думая, дети побежали к берегу реки. Сломав полые стебли тростника, они нырнули в воду, выставив на поверхность концы стеблей, но долго сидеть так им не пришлось. Через некоторое время они с воем выскочили из реки, облепленные пиявками, которых никак ни удавалось оторвать от тела. Подростки бежали что есть сил, но все было бесполезно. Устав, взобрались на высокий холм, и только там постепенно пиявки, насытившись кровью, отпали от тела. Обессилевшие дети уснули. Утром, озябшие, они сидели на корточках и смотрели на восходящий красный шар, дарующий жизнь всему живому.
          Восход солнца был всегда временем поклонения светилу, которое дарило жизнь и процветание. По мере того, как шар из красного превращался в желтый, лучи его становились ослепительными, на него нельзя было смотреть, а от исходящей жары нужно было где-то спрятаться. Ахун уверовал в то, что со временем, и он станет могучим и сильным и ему не будет равных, подобно небесному светилу.
          Кожа на месте укусов пиявок сильно чесалась, а местами кровоточила. Спустившись с холма, найдя листья подорожника, они прилепили их к ранкам и отправились дальше. Добравшись до степной речушки, они увидели утку с утятами. После недолгой погони им удалось убить двух птенцов, с которых они ободрали шкуру с перьями. Немного утолив голод сырым мясом, дети пошли вдоль русла.
          Неожиданно навстречу мальчикам выехала группа всадников. Подростки бросились бежать, но через несколько мгновений были настигнуты. Им связали руки и ноги, и, перекинув через крупы лошадей, всадники поскакали в степь.
          Вскоре впереди замаячили крытые толстым слоем войлока повозки, которые расположились на берегу реки. Между повозок бродили собаки, поедали остатки пищи и грызли кости животных. Они с лаем бросились навстречу всадникам, но сильный удар волосяной веревкой по вожаку стаи разогнал собак. Всадники спешились, и к ним подбежали любопытные дети, подошли женщины и стали с интересом рассматривать юных пленников, лица которых были заплаканы и покрыты пылью. Племя всего несколько дней как обосновалось на новом месте, преодолев огромное расстояние через пески, солончаки, и, наконец, смогло отдохнуть после утомительного перехода. На расстоянии дневного перехода находились земли предков и главная святыня. Каждый год племя откочевывало в более теплые края и в начале лета возвращалось.
          Центром территории, занимаемой племенем, был огромный белый камень – место, где совершались обряды. С годами камень уменьшался в размерах, потому что каждому новорожденному проводили обряд посвящения в члены племени. С ребенка снимали шкуры, в которые он был завернут, и обнаженного клали на плоскую вершину камня. Ребенок начинал кричать, а все члены племени, разведя огромный костер, смотрели на огонь, который действовал завораживающе на людей. Огромные языки пламени то поднимались к ночному небу, то монотонно колыхались на ветру, вводя в транс. Главный жрец брал белого козла за рога и резким движением перерезал ему горло. Подставив чашу из меди и наполнив ее кровью, плескал на огонь, чтобы задобрить духов. Часть крови оставалась в чаше и ею натирали плачущего младенца. В это время каменных дел мастер откалывал кусочек белого камня, при помощи приспособления в виде лука сверлил в нем отверстие и, продев кожаный ремешок, передавал его жрецу. К этому времени ребенок, обессилев от криков, напуганный пламенем костра, уже засыпал. Жрец брал его на руки, надевал на шею младенца амулет с белым камнем, который символизировал принадлежность к племени, а также являлся оберегом на всю жизнь.
          Потеря оберега каралась смертной казнью. Провинившегося человека бросали со скалы на камни. Но так как скалы были в этих местах невысокие, то покалеченный провинившийся умирал в течение нескольких дней.
          Все животные, птицы белого цвета вызывали священный трепет. Им поклонялись, приносили в жертву, из них делали ритуальные одежды.
          Объединяющим началом, как символ, был белый камень, к которому относились с большим почтением. Каждый житель после удачной охоты приносил часть добычи и клал перед камнем, при этом благодарил духа камня за помощь.
          Приведенных пленников сбросили на землю, взяв за ноги, оттащили в тень от телеги. Пленники хотели пить. Они не понимали речи жителей этого племени и мужественно терпели жажду и чувство голода.
          В стойбище произошло несчастье: умер вождь племени. Молодой жеребец, которого он осматривал, неожиданно ударил его копытом задней ноги в грудь. Вождь упал, на губах у него выступила кровь, дыхание стало прерывистым. Его отнесли в юрту, где он пролежал несколько дней, не двигаясь, и вот сегодня духи забрали его.
          Пленников стали готовить для принесения в жертву. Их развязали, умыли, накормили мясом и приставили к ним охрану, которая неотступно следила за ними. Подростки могли свободно передвигаться по стойбищу, заходить в юрты, где им предлагали еду. Все их считали избранными посланниками племени, которые уйдут в мир духов. Но жить пленникам оставалось буквально считанные часы.
          Наступил вечер, на небе зажглись первые звезды. Подростков привели к жрецу, тела их намазали жиром, лица и руки натерли охрой. Племя стало готовиться к проводам вождя. На вершину холма из белого песка была отсыпана дорога, по которой будет ехать телега с телом усопшего.
          А в племени охотников на лошадей уже несколько дней царило беспокойство. Вождь Аяз был расстроен пропажей своего старшего сына Ахуна и Бани, сына своей сестры. Поиски продолжались несколько дней, и, наконец, удалось найти следы детей: на берегу степной речки был найден амулет Ахуна, а также отпечатки конских копыт. Аяз собрал всех мужчин и часть женщин, которые вместе с мужчинами участвовали в походах и в совершенстве владели оружием, и направился по следам похитителей. Аяз прекрасно разбирался в следах,  и довольно скоро сарматы увидели в ночи костры стойбища похитителей. Занятые подготовкой к похоронам, кочевники племени Белого Камня потеряли бдительность. Сарматы с воем и криками напали на стойбище. Жители не успевали оказывать сопротивление, они падали, сраженные копьями и стрелами. Сарматы пленников, как правило, не брали, разве что для принесения в жертву. Когда сарматы напали на стойбище, жрец и охрана, вскочив на коней, умчались в степь.
          Аяз, увидев белую дорогу, поскакал по ней, где и обнаружил детей. Подростки стояли на вершине холма и никак не могли прийти в себя. Вскоре на разгоряченном коне прискакала сестра Аяза – Маса. Дети радостно бросились ей навстречу и она отвезла их родителям. Забрав трофеи, сарматы вернулись в свое стойбище.
          Наступили холода, но они не были страшны для племени охотников, живущих недалеко от переката. Мяса от убитых осенью тарпанов хватило до середины зимы. Да и огромные стада, пополнившиеся за счет животных, захваченных у племени белого камня, позволили с небольшими потерями прожить зиму. Все с нетерпением ждали наступления весны, прихода тарпанов и других животных.
          На реке прошел ледоход. И стада тарпанов по знакомым тропам двигались на свою родину. Белый одноухий тарпан сильно ослабел за зиму. Чахлые растения, которые приходилось искать под снегом, не давали достаточно энергии молодому организму. Приходилось целыми днями копытами разгребать снег, на это уходило много сил. А по ночам на тарпанов охотились волки.
          Одноухий увлекся поисками корма, далеко отошел от стада. Неожиданно он увидел несколько волков, которые спускались с холма в его сторону. Ветер дул в сторону волков, и они уже давно учуяли запах тарпана и уверенно приближались к намеченной цели. Оставалось буквально несколько метров, отделявших жертву от хищников. Одноухий в одно мгновение был окружен волками со всех сторон. Они сидели на снегу, раскрыв пасти, глаза их жадно горели. Один из хищников прыгнул и попытался вцепиться в горло одноухому, но тот успел схватить зубами волка за шею и, сломав ему позвоночник, отбросил обмякшее тело. В это время молодой волк вскочил тарпану на спину и попытался вцепиться ему в холку. Все решали мгновения. Одноухий встал на дыбы – волк кубарем упал к задним ногам, ударами которых он был убит. Оставшиеся трое – старая волчица и двое молодых волчат – разом бросились на тарпана. Один из волчат был сразу убит копытом задней ноги, волчица получила удар передним копытом по голове, кровь залила ей глаза, и она с трудом отползла в сторону. Молодому волчонку удалось вцепиться в холку тарпана, но тот неожиданно упал и перевернулся на спину, придавил всей своей тушей волка, сломав ему челюсти и ребра.
          Одноухий лежал на окровавленном снегу, капли крови стекали по шее, образуя небольшую лужицу. Он смотрел сквозь наплывающую пелену широко открытыми глазами, из которых капали слезы. С трудом встав на ноги, он пошел с места схватки. На его спине замерзли сгустки крови. Начавшаяся метель надежно скрыла следы борьбы. На следующий день одноухий прибился к стаду тарпанов и продолжил свой путь к лугу, где он родился.
          Наступала весна. Все чаще приходилось перебираться через небольшие речушки, а потом уже и переплывать их. Стада тарпанов сбивались в одно большое стадо, которое устремилось к знакомому переходу, где их ждали охотники, и все повторилось сначала. Часть животных погибла от стрел и копей охотников, остальные пришли на заливные луга. Но недолго продолжалась пастьба. Лето выдалось необыкновенно жарким. Начался массовый падеж скота у сарматов. Позднее стали вымирать люди, и в племени Аяза осталось несколько десятков человек. Дети умерли все. Сам Аяз, почувствовав, что он скоро умрет, подозвал к себе Ахуна и сказал, чтобы тот бросил стойбище и весь скот и отправился на новое место к белому камню. Аяз сказал: «Духи отвернулись от нас, иди, проси защиты у белого камня, там наше спасение». Захоронив умерших, оставшиеся в живых люди под руководством Ахуна откочевали к белому камню. В жертву камню были принесены дикие лошади тарпаны, весь камень был окрашен их кровью в красный цвет.
          Приближались холода. Необходимо было приготовиться к зиме. Ахун принимает решение начать массовое истребление тарпанов, пасшихся в округе. Охотники, обследовав местность, нашли обрыв, к которому нужно загнать лошадей из долины. Днем сделать это практически было невозможно. Приготовив факела, люди отправились к белому камню, где разожгли огонь, попросив помощи, после чего зажгли факела и, растянувшись в цепь на расстояние видимости, охватили огромную территорию, где паслись тарпаны, и поскакали по направлению к скалам, сжимая кольцо. Испуганные тарпаны метались в темноте и, слившись в один табун, понеслись прочь от приближающихся огней. Чем быстрее скакали тарпаны, тем быстрее нагоняли преследователи. И вот наступил финал охоты. Более тысячи тарпанов сорвались с обрыва и упали на камни. Охота оказалось удачной.
          Только один одноухий сумел, упав со скалы, с трудом встать и в ночной темноте, переплыв реку, скрыться на другом берегу. Одноухий белый тарпан в одиночестве бродил по полям в поисках сородичей. Неизвестная болезнь извела стада тарпанов. Те же, что уцелели, были истреблены людьми. Ночью на тарпана напала рысь. Спрыгнув с дерева, она вцепилась в шею. Не разбирая дороги одноухий мчался между редких кустов. Одна из веток ивы сбила хищника со спины. Окровавленный и обессиленный, Тарпан вышел на поляну. Силы покидали его.
          Ахун в очередной раз выехал на охоту и увидел израненного белого тарпана. Глядя на одноухого, он вспомнил, что когда был в плену, то у вождя племени белого камня была накидка из шкуры белого тарпана. Ахун, стремглав помчался наперерез одноухому. Тарпан из последних сил поскакал, стараясь оторваться от погони, но преследователь неумолимо приближался. Погоня продолжалась весь день. Ахун то находил тарпана и мчался за ним, то терял из вида. К вечеру белый тарпан, преследуемый вождем, выскочил из кустов возле стойбища. Ахун приблизился вплотную к слабеющему тарпану и ударил его копьем между ребер. Одноухий белый тарпан, сделав последнее усилие, галопом проскакал через все стойбище и упал, ударившись мордой о белый камень.
          На небе ярко светили звезды. Вот одна из них упала, отразившись в огромных мутнеющих глазах, наполненных болью и отчаянием. Звезда тарпана погасла…


Рецензии