Улыбка

- Дедуль. А, дедуль.
Максимка подергал деда за полу безрукавной телогрейки. Николай Максимович повернулся к внуку. Наступали теплые погожие дни, хотя по утрам еще было холодно. Весна, отвоевав свое у зимы, твердо набирала ход, пробуждая растения, заставляя их наливаться соками, раскрывать набухшие почки, показывая зеленые кончики будущих листочков. Влажная земля парила под теплыми лучами солнца, нагревающими землю и все вокруг. И Николай Максимович с внуком вышли на улицу подышать свежим воздухом. Маленький Максимка старался во всем походить на своего деда. Взяв лопаты и грабли, каждый по своему возрасту, они приступили к уборке прилегающей к дому территории. Дошла очередь и до цветника, в котором все нежные растения были еще заботливо укутаны в соломенно-тряпочные покрывала. Мальчонка, поковырявшись немного у куста розы, бросил свои грабельки и с загадочным видом подошел к деду, задумчиво смотревшему в окна дома, где хлопотала его жена. Услышав голос внука, Николай Максимович оторвал свой взгляд от окна, улыбнулся и посмотрел на Максимку.
- Что, мой хороший?
- Дедуль, а почему ты так смотришь на бабушку?
- Как?
- Ну-у, пристально. Ты что, за ней следишь?
- Нет, Максимка, я не слежу. Я наблюдаю. Видишь, сейчас бабушка стоит у окна и смотрит на нас? А мы с тобой лодыря гоняем. Давай-ка, брат, поторапливаться, а то у бабули скоро обед будет готов, а мы с тобой еще так мало сделали. Вон, смотри, она машет нам рукой.
И Николай Максимович тоже стал махать рукой, улыбаясь в ответ жене. Максимка тоже помахал бабушке, смахнув при этом с руки варежку. Помчался подбирать рукавичку. Подходя к деду, мальчонка увидел, что дед довольно улыбается.
- Деда, чему ты улыбаешься? Нам еще вон сколько убирать. И зачем вам столько цветов?
- Как зачем? Для красоты.
- Ну это же бабушка любит цветы, а ухаживаешь за ними ты! - воскликнул Максим, разводя руки в стороны.
Николай Максимович громко засмеялся, потрепав внука за пышный бубон на шапочке.
- Да. Мариночка очень любит цветы. И я к каждому празднику, начиная с помолвки, дарил ей какой-нибудь цветок, но не срезанный, который постоит в вазе и умрет, а в цветочном горшке. Потом, осенью или весной, как цветку надо, высаживал их в нашем саду, где просила Мариночка.
- А зачем? Со срезанными же лучше. Меньше возни.
- Кому как, Максимушка. Мне нравится, когда твоя бабушка улыбается, когда она поет. А это она делает только тогда, когда ей хорошо. Ты же тоже радуешься, когда я с тобой вместе играю, читаю книжки, качаю тебя на качелях?! Вот и она улыбается, когда ей хорошо и поет, когда еще лучше.
- А что тебе нравится? - Максимка взглянул хитро на деда, прищурив один глаз.
- А мне... А мне нравится многое. Мне нравится когда Мариночка готовит. Нравится то, что она очень старается, хотя готовить поначалу не умела. Ей не нравится готовить. Не любитель она целыми днями крутиться у плиты. Она лучше десять раз посуду перемоет, белье перегладит, уборку сделает, чем кушать приготовит. Но ради меня она это делает, причем с усердием. И ведь вкусно получается! А, Максимка? Ты как считаешь?
- Да, дедусь, вку-у-сно-о. Даже сейчас из окна ой как вкусно пахнет. И все-таки, зачем, почему вы делаете то, что вам обоим не нравится? Ты же тоже вкусно готовишь, а бабушка любит цветы и тоже за ними иногда ухаживает? - спросил мальчонка, раскладывая вокруг цветов камушки по кругу, отгребая грабельками в сторону прошлогодние листья.
Николай Максимович, аккуратно, чтобы не зацепить внука, сгребал в одну кучу листья и ветки, и складывал их в высокую деревянную клумбу для компоста. Дожидаясь, пока внук перестанет копошиться у очередного куста, дед встал в стороне, опираясь на древко совковой лопаты.
- В том-то и фокус, дорогой внучек, что нам приятно доставлять друг другу удовольствие. Я люблю поесть, сытно, много и разнообразно, а бабушка любит когда вокруг красиво и уютно. Поэтому она готовит для меня мои любимые блюда, а я ухаживаю за ее цветами. Когда я вижу, что она радуется, то я вижу то, чего ты, сто процентов, никогда во внимание не брал - когда Мариночка улыбается или смеется, у нее на щеках появляются такие маленькие, прекрасные ямочки, которые так украшают ее лицо, что аж дух захватывает. И у тебя появляются такие же ямочки, когда ты смеешься. И это меня радует, потому что это у тебя от нее. И у мамы твоей, кстати тоже. А мама твоя научилась вкусно готовить у бабушки и твоему папе, также, как и мне, тоже всё это нравится - и еда, и ямочки на щечках. Вот так, брат Максимка.
- Всё равно не понимаю.
- А не понимаешь, потому что ты еще маленький. И чтобы ты чуть быстрее повзрослел, я открою тебе один важный секрет. Это называется - любовь. Именно любовь заставляет человека делать не любимое дело для того, чтобы любимому человеку было хорошо, приятно. А от этого нелюбимое дело становится тоже приятным. Приятно дарить подарки, когда ты видишь, что человек, которому ты что-то подарил, радуется твоему подарку и от этого тебе самому становится хорошо. Вот попробуй однажды сам сделать без подсказки и напоминания что-нибудь такое, что будет приниматься или восприниматься как подарок. И ты увидишь, как это приятно.
Максимка встал в задумчивости, походил, заложив ручки за спину, и кивнув, сказал:
- Хорошо деда. Только ты мне не подсказывай. Я сам.
- Ну хорошо. Сам, так сам. Вон, бабуля зовет. Пошли кушать.
Собрав все инструменты, сложив их в одно место, дед с внуком, держась за руки, дружно пошли к дому.
В прихожей, Максимка сам снял сапоги, пыхтя при этом как маленький паровоз, переобулся и пошел в ванную комнату, откуда вернулся с мокрой тряпкой в руках. С нее изрядно капала на пол вода и звук падающих капель привлек внимание домочадцев. Они по очереди стали выглядывать в коридор. Открыв, было, рот для комментариев, Николай Максимович украдкой показал им всем кулак, и они притихли, с любопытством наблюдая, что будет дальше.
Малой, не замечая, что за ним наблюдают, стал старательно вытирать подошву сапожек. Удовлетворившись, что работа сделана полностью (во всяком случае ему так казалось), он поставил сапожки у батареи в коридоре, отнес грязную тряпку в ванную, очевидно ее помыл, судя по звуку льющейся из крана воды, и помыл руки.
Затем, вытирая мокрые руки об рубашку, на пузе, прошел в кухню и сел на свой стул.
Все остальные - дед, бабушка и мама (отец в это время был на работе), тоже стали усаживаться за обеденный стол. Бабушка стала наливать в тарелки суп и ставить перед каждым членом семьи. Как всегда, сначала мужу - главе семейства. Но потом, нарушив обычный порядок, налила и подала суп внуку, потом дочери, потом себе.
Обычно, после дедушки, тарелка с супом ставилась на стол перед стулом бабушки, потом зятя, дочери и в последнюю очередь, перед Максимкой. Такой распорядок был утвержден дедом с самого начала. И строго соблюдался. Сегодня же, порядок раздачи  был нарушен, но почему-то никто не стал возмущаться. Все улыбались.
По обыкновению, на шею Максимки был повязан нагрудничек, чтобы не пачкать едой одежду. Сегодня Максимка взгромоздился на стул, встав на колени, чтобы придвинуться к столу поближе. Сам взял ложку и, усердно стараясь не пролить ни капли, до конца доел весь суп, что налили ему в тарелку. От второго он отказался. Отпив из кружки уже остуженного чая, изрядно зевая, сполз со стула, вытирая рот нагрудничком, взял тарелку и отнес ее в раковину. Толком дотянуться он не смог, даже привстав на цыпочки, и тарелка забалансировала на краю раковины. Покачавшись, она соскользнула в раковину. Максимка, с замиранием сердца смотрел на тарелку и представлял себе, как она сейчас грохнется об пол и разобьется. Но обошлось. Он громко выдохнул:
- Уф. Провалилась. Я так боялся, что она упадет! - и он ладошкой хлопнул себя по лбу.
Все засмеялись. Дружно, весело. И тут Максимка обратил внимание, что действительно, у мамы и бабушки, когда они смеются, на щеках появляются маленькие ямочки, от которых лица становятся красивей, задорней и... и любимей. И от этого хочется еще и еще сделать что-нибудь такое, чтобы снова и снова видеть как они появляются.

10.02.2021 г.


Рецензии
Ох уж эти ямочки!
Это просто чудо какое то.
Побегу смотреть на себя в зеркало, может и у меня такие есть.

Виктор Кнейб   30.03.2021 23:46     Заявить о нарушении