74 однремпл. Гатчина и проваленная инспекция

"Товарищи ученые! Не сумневайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот aффект, -
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денечек покумекаем - и выправим дефект."

© Владимир Семёнович Высоцкий.

Своё крайнее воинское звание "капитан третьего ранга" я получил на "лодочном" штате, командиром электротехнической группы пла Б-467. Дело было перед получкой. Деньги, естественно, почти на нуле. Мне срочно нужен был номер и дата приказа командующего флотом, для подачи в финчасть, но абсолютно незнакомый мне капдва из отдела кадров КолФлРС сказал: -"Такой информации мы по телефону не даём!".

-"*** с вами, господа вымогатели!" – подумал я, и "зажав в руке последний рубль" (© группа "Пикник"), направился в кадры флотилии лично. Через магазин. Выслушав традиционно-стандартное:  -"В рабочее время мы не пьём"; и подумав  -"А я с вами, гандонами, никто пить и не собирался!",  я получил моментально оформленную выписку из приказа на руки. Минут через 15,  злой как чёрт, я отпраздновал долгожданное событие на лестничной площадке своего подъезда бутылкой пива "Кольское", и закусил сигареткой. Немного успокоился, зашёл домой и сказал супруге: -"Таня, поздравляю, ты теперь жена старшего офицера!". Она обрадовалась. Сын Саша был ещё совсем маленький. Но тоже обрадовался - за компанию с родителями. Я же взялся за погоны-нитки-иголки-звёздочки и начал активно приводить форму одежды в соответствие. Хотя бы один комплект.

Моим последним "лодочным" командиром был капитан 1 ранга Желнов Владимир Владимирович, настоящий офицер и просто Мужик. Поэтому к нему я и обратился на следующий день с просьбой спонсировать  мою скромную проставу перед сослуживцами - флагманами. Владимирыч молча выдал стандартную фляжку из нержавейки, уточнив только, хватит ли этого. Закуску нашли быстро. Шило развели ещё быстрее. Выслушав пожелания расти до адмирала Флота, я встретился глазами с дивизионным минёром Сашей Столяровым. Мы понимающе улыбнулись друг другу и Анатолич сказал: -"Женя, с последним, наверное, званием? Поздравляю от души - долго ты к нему шёл!" -"Спасибо, Саша, хоть кто-то меня тут понимает!" - весело ответил я. Анатолич был постарше меня, а остальных присутствующих - и подавно, был нештатным кадровиком дивизиона и моим уже хорошим товарищем. Поэтому знал, что говорил.

+ФОТО+ №1

Всё вроде встало на свои места. Я получил погоны с двумя просветами, плотно и основательно освоился на новой должности. Дослужился до отдельного кабинетика. Точнее, каютки на ПКЗ. Оставаясь в очередной раз за секретчика соединения (химикам на флоте, как известно, делать - то особо вроде по специальности нечего;), выписал себе личную печать в/ч 09602 №4. Дождался вопроса "зачем" и ответил на него: -"Да потому что меня ****ь на дивизионе и в каюту войти без стука могут только три человека: комдив, начштаба и замполит." Эта шутка комдиву Соколову, кстати, очень понравилась. Короче. Сиди себе, служи потихонечку до пенсии и жизни радуйся! Но жизнь и судьба думали иначе.

Всегда найдутся желающие на чужом хую… нет, не в рай въехать. А тупенько сохранить, за чей-то счёт, давно уже не соответствующий действительности ранг и штат своего соединения. Тарифные разряды и прочие прелести военной службы. Поэтому в том же 1999 году была предпринята первая попытка наш дивизион расформировать. Горячо поддержанная и вообще-то инициированная (уверен, проверял) "конкурирующим предприятием" из г. Полярный (46 обрремпл). Но в полном соответствии с флотской мудростью "инициатива **** инициатора", и народной поговоркой "Бог шельму метит" в 2000 году полярнинская бригада лодок ремонта, была понижена в ранге до дивизиона, и стала 86 однремпл. Наш же дивизион ничего не потерял, мало того, он получил серьёзный козырь, грамотно разыгранный нами впоследствии:

+ФОТО+ №2

+ФОТО+ №2.1

Эта карточка - прямой путь к получению сертификата. И в 2000 году его можно было легко обналичить, купив квартиру. К примеру, старший мичман Толя Зыбряков, мой хороший товарищ, учивший меня впоследствии основам секретного делопроизводства на уровне соединения;  уволился и купил себе "трёшку" в родном Ульяновске. Да, во вторичном фонде. Но "сталинку". И в центре города. Причём, по его словам, и на замену дверей, шпингалетов, розеток и прочих ****юлинок и ***винок, крайне необходимых в быту, денег хватило. Потом цены на квадратный метр жилья значительно выросли, и сертификаты стали обесцениваться. Но, как говориться, "кто успел, тот и съел". Для оставшихся же служить было крайне важно, что в очереди на получение жилья (сертификатов) мы уже стоим.

Это сейчас я рассказываю обо всём этом достаточно спокойно. А ситуация поначалу, в 1999 году, была весьма напряжённой. И, ознакомившись как-то на вечернем докладе с военным аналогом hh.ru, проще говоря, со свободными вакансиями офицерских должностей за пределами Кольского полуострова (на Большой земле) я увидел, что на должность заместителя начальника отдела Гатчинской центральной лаборатории РХБЗ ВМФ требуется офицер. Зацепило. Посоветовался с семьёй. Запросил добро у своих шефов по специальности. Посетил отдел кадров. Обратился с рапортом к комдиву. Тот был не против: -"Евгений, судьба дивизиона неизвестна!". Кадры оформили представление и переслали моё личное дело в Гатчину. Куда я собственно говоря и направился, убыв в отпуск, знакомиться и лично решать вопрос о переводе. Всё было продумано заранее. И тщательно спланировано. У КПП меня встретил вызванный ВОХР*ой дежурный по части, ещё раз проверил документы и направил к заместителю командира по научной работе. Поскольку капитан 1 ранга Хозов Виктор Андреевич, командир части, был в отпуске. Капитан 2 ранга Айрапетян Роберт Грантович принял меня весьма приветливо и спросил:

-"Сколько Вы нас (по времени) искали? ".

Войсковую часть 15087, сильно загрифованную, я нашёл за 25 минут, предварительно посетив военный госпиталь. А где он расположен, мне подсказала пожилая супружеская пара прямо на перроне электрички станции Гатчина-Пассажирская-Балтийская.

-"Неплохо! Я в своё время полтора часа искал." - сказал замкомандира. И спросил:

-"А какова тема Вашего дипломного проекта, его оценка? И вообще, как Вы в училище учились?"

Так у меня второй раз за службу поинтересовались моими курсантскими "изысканиями". Хотя меня ещё в СВВМИУ убеждали, причём сами преподаватели, что это будет никому не интересно.

"Исследование сорбции вредных примесей на ионообменных материалах и проект фильтра очистки воздуха для пл проекта 641 "Буки". Отлично. А по оценкам точно не скажу. Первые два года было тяжело." - ответил я.

-"На первом и втором курсах в училище всем было тяжело, и я же не спрашиваю, как Вы сдали научный коммунизм?"

-"А вот по научному коммунизму у меня, кстати, была пятёрка!"

-"У меня, представьте, тоже!!"

Мы посмотрели друг на друга и неожиданно одновременно весело рассмеялись. Тут и моё личное дело принесли. Айрапетян бегло просмотрел моё приложение к диплому, и сказал:

-"А что Вы скромничаете? На выпускных курсах у Вас одни четвёрки - пятёрки. Госэкзамены по специальности вообще сданы на отлично. Хммм, так Вы надводник (береговик) по образованию, а служили с лейтенантов на лодках?! Оооочень хорошо!!! Вы поймите меня правильно, тут же научная организация, а не простая войсковая часть."

И весьма довольный капитан 2 ранга отправил меня в рубку дежурного:

-"Там Вам Саша всё подробно расскажет!"

Дежурный по части, равный мне в звании общительный офицер быстро ввёл меня в курс дела, попутно угостив кофе. Моментально выяснилось, что он тоже начинал служить на КСФ:

-"Ты сколько на Северах сейчас получаешь? И есть ли желание подзаработать во внеслужебное время? "

-"Это смотря что делать, если мешки таскать - у меня спина сорвана. А так деньги конечно же не будут лишним!" - ответил я.

-"Какие нахрен мешки, Женя! Будешь заниматься научной работой, но несколько с другим уклоном. Компьютер дома у тебя есть, кстати?.. Отлично! Будешь две получки получать. На первое время, полагаю, в сумме столько же, как на Севере получаешь сейчас!"



-"Далее! Обедать будешь здесь, из Питера же мотаться будешь? Напишешь рапорт, будешь убывать ежедневно в 16.30. У нас пятидневка. Прибытие в пятницу строго к 09.00. А лучше к 08.45. Остальные дни к 10.00. Летом правда, отпуска и нарядов семь-восемь где-то по части в месяц получается."

-"Пиииздец!!! Нифига себе условия!" - подумал я, задумчиво разглядывая окружающий меня интерьер - "Женя, судьба даёт тебе шанс, не упусти его!". В рубке дежурного находились - шикарная видеодвойка, кожаный диван. И так, по мелочи, микроволновка-чайник-кофеварка. Но всё почти новое и отличного качества. Оружейная комната и стандартная железная армейская кровать меня абсолютно не заинтересовали. А вот на средствах связи мой взгляд задержался.

-"Чего смотришь? Сегодня ночью корешу во Владик звонил, объясню потом!" - весело сказал Саша - "Запиши, наш позывной… цепочка… звони с Севера, кстати, если что. Да переводись скорей, тут интересно и весело!". Позывной и "цепочку" я помню до сих пор, но как дисциплинированный военнослужащий, пусть и на пенсии, озвучивать не буду.

Написал я рапорт об отсутствии претензий на улучшение жилищных условий. Анастасия Герасимовна, бабушка моей жены, святой человек, согласилась меня к себе прописать. Потребовались ещё документы и время на различные согласования. Не исключаю, что и проверки моей подноготной. Сотрудниками волшебной организации на три весёлых буквы, скажем так. В результате финальная, решающая беседа с вышедшим из отпуска командиром части состоялась на шестой где - то мой заезд в Гатчину. Меня уже все знали в лицо - и ВОХР*а на КПП, и сотрудники в самой лаборатории. Я выбрал правильную линию поведения - достаточно скромную, но явно дающую понять, что я очень хочу перевестись и готов въёбывать на новом месте в качестве благодарности. В результате получилось, что через полчаса беседы заместитель, Роберт Грантович, доказывал командиру, что я войсковой части нужен.

Имеется ли у меня склонность к научной работе? Этот вопрос был задан начальником центральной лаборатории всех военно - морских химиков России, в последнюю очередь. Капитан 1 ранга Хозов:

-"… или Вы только инструкции за предшественниками перепечатывали?".

Я помню, промычал, не отводя впрочем глаз:

-"Нууууу, есть некоторые наблюдееения…".

На что получил ехидный ответ:

-"Какие нахер наблюдения, за полётом бакланов, когда охуевший вылез из прочного корпуса подводной лодки, что ли? Не врёт - берём!".

Я до сих пор помню взгляд этого человека. Меня буквально просверлили насквозь. Тяжёлый и всепроникающий, финально-изучающе-властный взгляд. Стремящийся познать за минуту всего лишь всю историю твоей жизни. Я выдержал его спокойно и достойно. И тихо, но твёрдо сказал:

-"Я правда очень хочу перевестись. И если получится, служить буду как положено. Обещаю!"

-"Попробовал бы ты у меня служить ***во, с такой-то характеристикой (см. приложение №1)"! Которая, кстати, соответствует действительности (!!!) - ответил довольный Виктор Андреевич - "А вот насчёт перевода, это верно, надо подсуетиться! Не скрою, твоя кандидатура меня устраивает. Покажешь себя, через два - три года сделаю начальником отдела, а там увидим!"

Через 20 минут командир части выдал мне на руки этот документ:

+ФОТО+№3

А это уже извините, не что иное, как персональный вызов.

Прибыл из отпуска я на Север окрылённый. И раньше положенного. Стоит ли Вам объяснять разницу между городами Санкт-Петербург  и Полярный? И службой, да и просто жизнью в них?! Бытовыми условиями для семьи, наконец?!! Нет, думаю. Первым делом посетив уже известного Вам кадровика Сергея Борисовича Голубева, я попросил его совета. Напомню, что в Гатчину требовался офицер, имеющий жилплощадь в Питере, либо области. А метраж на человека рассматривался двояко. МО РФ и органами местного самоуправления, по - разному.

-"Персональный вызов, Женя, это хорошо! Вижу, недаром я тебе учил. А вот эти документы надо подправить! Есть кто-нибудь с компьютером на примете?" - прямо сказал он, внимательно просмотрев формы семь и девять родственников моей жены. Компьютеры, сканеры, принтеры тогда только робко входили в нашу повседневную северную жизнь. Хакера у меня знакомого не было. Да и вообще…

-"Не пойду я на это, Сергей Борисович!" - прямо ответил я.

- "Ну и мудак!" - ещё прямее ответил он.

Я два раза в жизни не послушал советов этого человека. И оба раза очень пожалел впоследствии.

В результате на севера из Москвы быстренько прилетела отписка, в которой к тому же содержалась откровенная ложь - должность в Гатчине якобы сокращалась. Что это неправда, я выяснил за пару дней, воспользовавшись "цепочкой". На будущий же год в отпуске я не поленился съездить в "Хозяйство Хозова"и финально разобраться в ситуации. Оказывается, мне не хватило пары форматных листов А4 потребной жилой площади… страхуясь, кадры РХБЗ ВМФ рассчитывали не по нормам Министерства обороны…  а скорее всего, тупо воткнули вместо меня блатного с волосатой лапой. Вот такая вот ****ь, фигня.

Удар был страшный. В ближайшие выходные, благо стояла отличная погода, я побродил по сопкам. Грибочки пособирал. И вроде успокоился. Но беда не приходит одна. На моё место в дивизионе комдив нашёл мне замену. И в первый же день после получения официального отказа из Москвы на мой перевод спросил меня: -"А ты знаешь, что тебе на смену уже назначен капитан 3 ранга Б.? И что ты будешь делать?"

-"В суд подам!" - коротко ответил я. Комдива буквально дёрнуло в сторону. После этого мы ещё долго, якобы не замечая друг друга, проходили мимо. Демонстративно отворачиваясь. И даже по служебным вопросам старались не общаться.

Переживал я страшно. Поскольку свой перевод считал вопросом решённым. Да и очевидный разрыв почти приятельских отношений с комдивом воспринял крайне болезненно. И как-то я решил обсудить всю эту хрень с капитаном 1 ранга Гореловым. Олег Владимирович был в ту пору для меня идеалом офицера и командира и командовал одной из пригнанных на разборку ОФИ*шных видяевских подлодок. Выслушав внимательно и не перебивая мой местами крайне непечатный и излишне эмоциональный монолог, он только улыбнулся и сказал:

-"Женя, успокойся! Никакой истерики в твоих словах я не вижу, а вижу план продуманных действий, вот смотри: …"

Я и сейчас благодарен этому человеку. Всё действительно обошлось и вышло так, как он говорил.  Должность свою на дивизионе я отстоял. И смирился с тем, что учёного из меня не вышло.  По плану поздней осенью была очередная Инспекция УГН ЯРБ МО РФ.

Я до сих пор считаю, что ДГШ ВМФ № 730/2/1886 от 14.09.1995 года, сократившая офицерские должности начхимов на пла ОФИ является глупейшим и вреднейшим решением высшего руководства ВМФ России той поры. За радиационную безопасность экипажа, служащего на пла с невыгруженными ядерными реакторами стал отвечать мичман с шестым тарифным разрядом (у всех остальных – девятый) и без классности. Да поначалу, пока многочисленные права и возможности у командиров пла не отобрали, на моих глазах туда (на должность НХС) в ссылку отправляли, на квартал. За пъянку, например. Чтобы по карману ударить. И в тоже время в экипаже был оставлен "почётный караул" из двух мичманов и трёх контрактников дивизиона движения, чтобы мёртвые турбины охранять. Которые уже никогда не запустятся. С места не сдвинуться и закисли все нахрен. Зачем – абсолютно непонятно!

В результате вся основная работа начхимов свалилась на головы флагманских специалистов и специалистов служб радиационной безопасности. Подгоняемых и понукаемых инспекторами государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

Очень важно первое впечатление. А под проверку Инспекцией УГН ЯРБ МО РФ первой попала не успевшая передаться (ещё бы двое суток всего!) гражданскому экипажу СРЗ "Выдра" пла, с выгруженными уже  активными зонами, где начхимом был старший мичман Александр Якушев. Но имевшая замечания по прошлогодней инспекции. Буквально накануне проверки, вечером он зашёл в мой кабинет и буквально убил меня наповал:

-"Командир приказал всю документацию выбросить. Я не знаю, что завтра предъявлять!"


-"*** с ним, я за ночь лепить из дерьма конфетку не собираюсь. Но готовься, Саша, завтра будет ****ец. Я понимаю, что тебе и твоему командиру похуй, вы увольняетесь по сокращению;  а вот мне Степаныч  торпеду с ЯБП в корму запустит!" - закурив, ответил я.

Так оно и вышло. Александр Степанович, на фото внизу с Александром Владимировичем:

+ФОТО+№4

воспринял поутру всё это, как личное оскорбление. Не спасло и то, что они в своё время с Сашей Якушевым вместе в море ходили. И жили в Гаджиево чуть ли не на одной лестничной площадке. Мало того, у инспектора появились подозрения что я прошлогодние замечания не устранял. Доверие достигается иногда годами, а потерять его можно всего за пару минут…

Видяевско-лицевская группа многоцелевых пла, все - проекта 670М проверялись в последующие два дня. Честно говоря, капитан 1 ранга Поплутин (Степаныч) особо и не доёбывался. Ему это и не было нужно - по отсекам местами валялись блоки детектирования стационарной установки дозиметрического контроля С-2.027. С радиоактивными бленкерами внутри. А парочка блоков была уже разукомплектована. То, что лодки пригнали совсем недавно, я только что вышел с отпуска, имущество ВиС РХБЗ пла не принято к учёту на КолФлРС, а бленкера при Союзе вообще не учитывались; то что всю эту красоту начхимы лодок под чутким руководством своих флагманских химиков давным-давно должны были демонтировать и сдать в свои видяево-лицевские СРБ никого не волновало. Жёстко отодрали меня, потом моего комдива, etc. Всё выше, и выше, и выше…

Флотилийский шеф по специальности Чернышёв был в бешенстве.

Завирюха, флагхим 40 дивизии, воспринял всё более спокойно: -"Женя, то что ты привык сначала подставлять свою жопу, а потом уже сам разбираться с подчинёнными, это твоё личное дело. Но тут не тот случай - зацепило и твоего комдива, и Чернышёва и меня. Врать не буду - зацепило сильно, больно и обидно! И пойми - ты теперь в другом окопе, уровнем выше, и лодочные замашки тебе пора бросать. Иначе ты просто не выживешь, сожрут тебя и с должности слетишь нахуй. А лично мне этого очень не хотелось бы. Я, если ты не забыл, Соколову рекомендовал тебя лично!"
Я был целиком и полностью с ним согласен, и осознал наконец-то, что "стучат" себе равных, своих. А всех остальных просто ставят на место. Рапортами, докладными записками, звонками, грифованными телеграммами, чем угодно - плевать! Иначе получается следующее: не сделавшие свою работу военнослужащие ходят и улыбаются. А за лентяев и бездельников ебут тебя и твоих начальников. В результате Виктор Николаевич сделал всё, чтобы дело спустили на тормозах и списали всё на мою неопытность и малый срок службы в должности флагманского. Ёбнули по карману, да и забыли на следующий уже, 2001 год. Поскольку появились новые "отличники".
Но по результатам инспекции меня вызвал начальник штаба капитан 1 ранга Ручкин и просто, по-мужски, сказал:

-"Женя! Вопрос стоит так, что тебе пришло время доказать свою нужность на этом дивизионе…" И ещё сказал пару фраз, но я их озвучивать не буду. Поскольку это очень личное.

И я заработал… заработал так, что удивились не только многие вокруг, а даже иногда и я сам. Видимо, скакать по городам и весям, должностям и гарнизонам, а также различным войсковым частям мне действительно насто****ело. К тому же я твёрдо решил, что раз учёного из меня не вышло, место флагманского химика на дивизионе Соколова я не отдам. Никому. Один только Ручкин ходил довольный и весёлый. Я и до сих пор считаю, что он ни капельки не сомневался в моих способностях. Был отличным психологом и запросто "подобрал ключики" к моему, в общем - то далеко не простому характеру. Видимо, недаром когда он служил командиром подводной лодки, экипаж его называл "Батя". Что я слышал неоднократно от его бывших подчинённых.

+ФОТО+№5

P.S. Кстати, мало кто знает, что в Гатчине помимо архива Военно-Морского Флота и Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника имеется реактор ПИК - исследовательский ядерный реактор, которому прочат большое будущее.
( https://gatchina24.ru/news/2019/02/21/news_22550.html ),
( https://www.atomic-energy.ru/news/2020/07/28/105833 ).

Приложение №1

Моя служебная характеристика. Виктор Леонидович Васильев писал её черновик лично, и как всегда, принципиально. Писал то, что думал обо мне на самом деле. Спасибо Вам! И… я помню Вашу фразу, озвученную на вечернем докладе: "…наш дивизионный химик, Евгений Геннадьевич, пытается куда-то там перевестись… но всё это фантазии,  он на дивизионе служить и останется!". Тогда за неё я готов был Вас убить. Но время показало, что Вы были абсолютно правы. Кто же "слил" про меня инфу Хозову (а точнее ответил на его звонок), либо он сам сделал выводы из личной со мной беседы, для меня до сих пор загадка. Впрочем, мне это уже давно не интересно.

Приложение №1.1

Бланк оценки профессионально-важных качеств офицера ВМФ. Так и остался незаполненным.

Приложение №2

Исследовательский ядерный реактор ПИК, расположенный на территории ФГБУ "Петербургский институт ядерной физики им. Б. П. Константинова" НИЦ "Курчатовский институт".

Приложение №3

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник (ГМЗ). Фрагмент.

Приложение №4

В Гатчине находится филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Так с 2012 года стал именоваться Центральный архив Военно-Морского Флота. Расположен в здании бывших Кирасирских казарм.

Приложение №5

225 Центральная лаборатория РХБЗ ВМФ расположена в Гатчине, похоже, не случайно (выделено жёлтым).

Приложение №6

Капитан 1 ранга Айрапетян Роберт Грантович, в должности командира войсковой части 15087.

Все иллюстрации - на ресурсе Легал Алиен.


Рецензии