1990 год. Гл. 6. Нашей работой заинтересовалась пр

Глава 6. Нашей работой заинтересовалась пресса.

Первое место во внутригородском соревновании! А я-то думал – с чего вдруг, в начале года, сразу, возник интерес прессы к работе ГТС. Меня посетила одна из работниц областной газеты, удосужила вниманием.
– Виктор Васильевич, в последнее время нас заваливают звонками. Волнуются люди, ждут установки телефона в своих квартирах, негодуют, требуют разобраться с ситуацией о телефонизации города, не понимают, как удовлетворяется очерёдность на установку телефона, а порой и просто жалуются на несправедливость при удовлетворении очерёдности. Нам кажется, что назрел вопрос, когда проблемы телефонизации областного центра надо осветить более глобально – шире раскрыть этот вопрос перед горожанами.

У нас в редакции есть общественная приёмная. Что если мы пригласим вас туда, так сказать на нейтральную территорию, оповестим население о возможности встретиться с вами, – человеком, как никто владеющим всеми проблемами, которые сопровождают процесс установки телефонов в городе и гласно, через диалог с посетителями, осветим эти проблемы? Своевременно оповестим о возможности встречи, соберём народ…
Уверена, – несколько разрядим этим обстановку, сопровождавшую отношение людей к работе телефонной связи, а может быть и вам немножко облегчим задачу – поможем вызвать от потребителей к вашей работе более доверчивое отношение.
Вот девчушка, вот журналистка – чешет, как и все представители её племени, уверенной скороговоркой, выплёскивает непоколебимую уверенность, что через гласность, которую несёт народу четвертая власть, а значит, и её газета, – посеет она доброе и  вечное во взаимоотношениях связистов с неудовлетворённым народом. Внесёт свою лепту в торжество Перестройки, проведёт сеанс взаимного доверия, продемонстрирует торжество демократии и единство поставщика услуг и потребителя.
Я медлю. Собираюсь с мыслями. Не привык ждать от прессы ничего хорошего.

До настоящего времени контакты с ней ограничивались эпизодами, когда вдруг, в газете возникала заметка – как правило, критического характера. Как правило, язвительно замечала газета, по её мнению, недоработку в решении того, или иного вопроса, как например, в истории  с выпуском телефонного справочника – сетовала на его неудачный дизайн. В истории с проведением вынужденной инвентаризации абонентов – обвиняла в связистов в превышении полномочий – видишь ли – требуют удостоверение личности абонента, и непременно, с пропиской!
Даже не интересовались авторы нашим мнением по поднимаемым вопросам – выплёскивали в народ и всё. Цепляли заметками, которые, в общем-то, и ответа не требовали. Я не позволял себе, насколько это возможно, конечно, –  даже переживать по этим зацепкам. Естественный процесс – «собака лает – караван идёт…» Лишь бы не мешали.

А тут – явная доброжелательность.  Да, и ей богу – в этом предложении что-то есть позитивное. Ну, действительно! Вот я – талдычу каждому и каждому индивидуальному посетителю, в общем-то, стандартные, прописные истины, о телефонных трудностях – мне кажется, уже наизусть талдычу – а этих индивидуальных ходоков, недоверчивых, жаждущих опровергнуть существующее положение – всё равно не уменьшается. Не доходят, до каждого из них, мои разъяснения связистских трудностей и проблем.
Не доходит, что их боль –  это и моя боль. И порой кажется мне, что чем проще и чем откровеннее я раскладываю перед конкретным посетителем трудности, которые препятствуют удовлетворению его желаний – тем в большей степени, привлекаю к себе посетителей. Кажется мне, что каждый, из побывавших на приёме, потом агитирует двух, а то и трёх знакомых – тоже непременно телефонного начальника лично посетить, чтобы и им, лично, об этих трудностях услышать. Чтобы потом, услышать обо всём этом – ещё раз и из их уст… И зреет убеждение, что наоборот, – своими откровениями я не уменьшаю, а притягиваю к себе посетителей.  Наверное, всё-таки интересный я для посетителей собеседник – да и чем черт не шутит, всё равно с надеждой приходят, а вдруг именно их проблему и решу…

– Виктор Васильевич, да вы не беспокойтесь, в нашей приёмной уже много руководителей предприятий побывало и все довольны. Мы действительно хотим, осветив ваши проблемы в газете, помощь вам оказать. И всё будет максимально корректно…
Я соглашаюсь. Какая мне разница – где проводить приём – на рабочем месте, или в редакции. Конечно, это несколько неудобно – мало ли из каких окраин города доберётся в редакцию посетитель. Не будет под рукой моих верных помощников – Юртабаевой из абонентского отдела, Боровик из технического учёта, начальника цеха Бугаенко, несущих в себе, и вместе аккумулирующих, кладезь профессиональной важнейшей информации. Информация эта необходима в процессе приёма для проведения честного, доверительного диалога с просителем.

Но с другой стороны, мне кажется, что уже давно в своей голове я скопил столько этой информации, что могу её выплёскивать с вполне удовлетворительной точностью и без их участия. Вот и проверим себя. Бог не выдаст, свинья не съест! И чем черт не шутит, – может быть, действительно, проинформировав население через уважаемую в городе газету, я действительно, несколько уменьшу поток тянувшихся на предприятие людей.
Как же я от них устал! Не от работы, не от профессии своей – от них – от посетителей, устал…
Вторая половина дня. Небогаты, совсем не богаты апартаменты у редакции. Мрачная, тесная комнатка, в которой едва хватает места, мне и моей опекунше. Единственное светлое пятно – окно, развёрнутое на север. Окно – несущее в комнату свет, тусклый бессолнечный, холодный... Всё это я замечаю, только до того момента как входит первый посетитель. И начинается…

А впрочем, что это я? Всё, действительно, происходит максимально корректно. Посетители сегодня предельно вежливы, внимательны и понятливы. Да что это – неужели редакция специально выбирала их, таких безропотных, тут же, с моими доводами соглашающихся? Да нет, это всё волшебная сила убеждённости движет сейчас ими – убеждённости в том, что на миру, следует вести себя достойно и прилично. Ведь тёмненькое тесное помещеньице редакции, в котором они сейчас находятся, только кажется, что тёмненькое и тесное. Это через тираж газеты – самое настоящее окно в мир, перед которым они меня выставили – и сами из-за меня, выглядывают наружу. А вдруг – всё, о чем они сейчас говорят – в газете пропечатают…
Устала давно моя хозяйка, мне кажется – даже самообладание теряет, а люди всё идут и идут. Темно уже совсем в окошке, а мне-то что, я – привычный…
Мне потом ещё необходимо будет, обо всём, что рассказывал людям в редакции, важные моменты продолжительной беседы понятным языком изложить на бумаге. Я никому, даже милой корреспондентке не доверяю воспроизводить и интерпретировать горожанам свои мысли, своё видение проблем.

Уф-ф, как хотел, так и написал. В печать материал пошёл практически без изменений и поправок. Хороший материал, предельно откровенный и предельно честный… 
Может быть, и впрямь несколько ослабят штурм моей приёмной нетерпеливые горожане…

19 января 1990 года.

ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ  ПРИЕМНОЙ «СТЕПНОГО МАЯКА»

У КОГО ЗАЗВОНИТ ТЕЛЕФОН?

Установки телефона в областном центре ждут многие семьи. Вот и в ту пятницу, когда в общественную приёмную «Степного маяка» мы пригласили начальника Синегорской городской телефонной сети В. Штольца, на приём пришли 22 человека. У всех обратившихся единственный вопрос: когда установят телефон в их квартире?

К сожалению, многим пока не был указан конкретный срок установки телефона. Хотя очень трудно, видя перед собой больного, честно проработавшего всю жизнь ветерана, удержаться от соблазна дать обещание на решение вопроса в ближайшее время. Реальность такова, что более чем на 90 обращений из 100 городская телефонная сеть вынуждена пока отказывать.
Кто же получил положительные ответы, на сей раз? Это житель дома по ул. Урицкого 84 Б. –  Рахимжанов, по Интернациональной 51 – Е. Бузин, –  в этом районе телефонизация в настоящее время ведётся. Удовлетворим участника войны И. Гаврилова, проживающего в той части Застанционного поселка, где дополнительно проведены телефоны для ветеранов войны. В январе получит телефон В.Занегин, проживающий в доме 36а микрорайона «Юбилейный».

Остальных посетителей ближайшие перспективы не порадуют, несмотря на то, что количество телефонов в областном центре постоянно растёт. Если ещё несколько лет назад  в городе появлялось в год 300 – 800 телефонов, то в 1988 году горожане получили их 1730, а в 1989 году – 2400.
Дело в том, что устанавливаются телефоны только в районах, где возводятся новые АТС в комплексе с новыми кабельными линиями. 1989 год оказался благоприятным для жителей благоустроенных домов района элеватора, Боровского микрорайона, квартала, ограниченного улицами Пролетарской, 50 лет ВЛКСМ, Сакко и Ванцетти, Габдуллина. Здесь почти все заявления поданные жителями до 1980 года, удовлетворены. В оставшихся районах телефонизация не велась. 
В настоящее время мощности АТС города полностью задействованы и телефоны очередникам в домах старой застройки  могут быть установлены лишь при выезде абонента из телефонизированной квартиры.

Должен сказать что, чем больше телефонизируется город, тем больше осаждают абонентский отдел жители тех районов, где работы не ведутся. Они требуют, обвиняют, обижаются, ругают связистов. Досадно, что не все хотят понять, что одновременно весь город телефонизировать невозможно. Эту работу ведёт ПМК-7 треста «Казсвязьстрой» поэтапно, в соответствии с генеральной схемой развития связи города. Городская телефонная сеть заинтересована в установлении максимального количества телефонов, ведь от этого зависит финансовое положение предприятия, материальное благосостояние наших работников.
Многие граждане, обиженные долгим сроком ожидания, задают вопрос, почему мы ставим телефон людям, которые написали заявления сравнительно недавно. Отвечу коротко. Два дома стоят через дорогу. Но один сейчас дополнительно
телефонизируется, другой – нет. Вот и получается, что в первом мы поставим телефоны даже тем, кто подал заявление в прошлом году, а во втором так и останутся без телефона люди, ожидающие по 10 и более лет. Они, как правило, считают себя обиженными, не признают объяснений и твердят лишь одно: «Всем поставили, а мне нет». Единственный путь уменьшения очерёдности в городе на телефон, – это 100-процентная телефонизация домов. Это мы и стремимся сейчас делать.
Бывают недовольные и телефонизирующихся домов. Это потому, что количество установленных в доме телефонов зависит от ёмкости подведённого к нему от АТС кабеля. К примеру, подведённый к дому 20-парный кабель позволяет включить только 18 телефонов. Есть в городе станции, например, АТС-7, которые имеют в своём составе блокираторные устройства, однако их количество строго ограничено и эти номера входят в общую ёмкость станции. Блокираторные номера, например, установлены в 90-квартирном доме по ул. Шевченко 134-а. На данный дом после длительной тяжбы с его строителями, не выполнившими своевременно технические условия, наконец, был проложен кабель ёмкостью в 5 раз меньше проектной. Вот здесь и выручили блокираторные номера, позволившие поставить в доме большее количество телефонов.

Мы с большой осторожностью подходим к установке блокираторных телефонов. Их количество на АТС, строго ограничено. Причин этой осторожности несколько. Ведь это предусматривает замену номера у абонента, к которому присоединяется спаренный телефон, что вызывает неудобства и его недовольство, требует внесения изменений в справочную службу 09, сокращает срок действия телефонных справочников, ибо в результате «номерной чехарды» информация быстро становится недостоверной. Поэтому  в ближайшие 2 – 3 месяца ГТС планирует завершить работу по замене и упорядочению номеров в городе и приступить к подготовке нового справочника. Выпуск его намечен в 1991 году.
Темпы телефонизации города зависят ещё и от того, в полном ли объёме выполняются условия телефонизации при строительстве новых домов. В последние два года с пониманием относятся к этой работе объединение «Синегорскстрой» и трест «Синегорсксельстрой» №2. А вот такая солидная организация, как ДСК, не стремится решать эти вопросы.

В настоящее время складывается ситуация, когда ГТС может быть убыточным предприятием в связи с тем, что тарифы на установку телефонов и абонентская плата за пользование телефоном, мне думается, низки. Вот несколько цифр. Установка одного телефона в Васильковском микрорайоне обошлась ГТС в 224 рубля, в Северной промышленной зоне – 318 рублей. А наибольшая плата за установку – 100 рублей. Абонементная плата в год за пользование телефоном составляет 30 рублей. Затраты же на эксплуатацию одного телефона – в среднем 37 рублей. И в перспективе стоимость одного номера, особенно с вводом новых АТС, будет резко возрастать. Развитие телефонной сети требует вложения очень больших государственных средств – это жители города тоже должны понимать.
Волнует синегорцев и перспектива телефонизации. В 1990 году завершится строительство АТС-3 в центре города на 2000 номеров. От этой АТС получат телефоны жители новых застроек ул. М. Горького, жители частного сектора в районе роддома, жильцы домов по Урицкого 181 и 183, К. Маркса 154, ряда домов в районе бывшего агентства Аэрофлота и других. Начнутся работы по телефонизации проспекта «Ком-мунистический» и Центрального микрорайона с окончанием в 1991 году. В 1991 году будет расширена телефонная станция в Васильковском микрорайоне.

Телефонизация центра города зависит от того, насколько оперативно будет построено новое здание  для АТС. С ним мы связываем очень большие перспективы. В настоящее время начато строительство зданий для АТС в районе ДСУ -15 и в Застанционном поселке. На 1990 год заказано и оборудование для одного из этих зданий, которое раньше будет построено – там раньше начнётся телефонизация. В 1995 году плотность телефонов в городе достигнет 75 (сейчас их 39) на 100 семей. Работа предстоит очень напряжённая.


Рецензии