Стелы ариев

               

                «На острие» (избранное)
                легенда из книги


ISBN 978-5-9708-0718-7

               

          Велики степные просторы. Куда ни кинь взглядом, до самого горизонта перед глазами путника открывается степное великолепие. Горьковатый запах полыни, белые волны ковыля, взлетающие из-под ног стрепеты, парящие высоко в небе коршуны, сидящие возле своих нор сурки, гордо шагающие на высоких ногах журавли-красавки, убегающие вдаль табунки дроф, пасущиеся сайгаки, извилистые русла речушек, блюдца степных озер да невысокие холмы дополняют степной пейзаж. Степь всегда привлекала людей. Тысячи лет людской поток двигался по степным просторам, сметал на своем пути народы, менял культуру проживавших здесь людей. И только редкие свидетели великолепия и могущества былых цивилизаций сохранились до наших дней.
          Стелы ариев, органично сливающиеся с окружающим ландшафтом, стоят со времен расцвета цивилизации ариев, которые владели огромной территорией степных пространств. Мимо одиноко стоящих каменных стел проносятся автомобили, обдавая их гарью и пылью, и сидящие в них даже не задумываются, что тысячи лет тому назад населявшие эти места с почтением относились к этим каменным изваяниям.
          Апаз и Вагап скакали на полудиких низкорослых лошадях вдоль русла степной речушки, высматривая добычу. Сильная жара утомила всадников, и они, остановив лошадей, спрыгнули на землю напиться воды из родника, размять ноги. Прильнув к роднику, они утолили жажду водой, от которой заломило зубы. Взяв лук, они направились к сурчиным норам, чтобы добыть хотя бы одного зверька.
          Сурки, увидев приближающихся охотников, пискнув, исчезли в своих глубоких норах. Апаз, сделав несколько неудачных выстрелов, решил взобраться на вершину холма и осмотреть окружающую местность. С вершины он увидел каменные черные стелы, стоящие у подножья холма. Апаз вспомнил, как его отец рассказывал, что на берегу степной речушки, вблизи высокого холма, расположено священное место ариев, где они ежегодно собираются со всех заселенных земель на поклонение великому богу огня Агни, и что, будучи еще молодым, ему однажды удалось, спрятавшись между камней погребального кургана, наблюдать, как жители страны протогородов совершали обряд.
          Солнце стояло в это время прямо над головой. Арии встали вокруг двух каменных стел. В центр круга вошли жрецы в белых одеждах с золотыми дисками на груди и поднятыми вверх руками. Круг разомкнулся, в него въехали на золотых колесницах, запряженных белыми лошадьми, всадники, облаченные в одежды, украшенные золотом. Жрецы резко опустили руки вниз, и колесницы устремились одна за другой по кругу, внутри которого находились стелы. Движения колесниц были настолько быстрыми, что вскоре они слились в одно целое – пульсирующий золотой шар, напоминающий солнце. Арии упали на колени, закрыв лица руками, настолько были яркими блики отраженных от золотых пластин на колесницах и одеждах возничих солнечных лучей. Одна из колесниц на повороте ударилась о другую, пытавшуюся обогнать ее, возничие вылетели на землю, двое были сразу раздавлены копытами коней, двое остались живы.
          Жрецы, стоявшие в круге, подняли руки вверх. Люди впали в транс. Они медленно покачивались из стороны в сторону, напоминая движение степного ковыля во время дуновения ветра. Люди издавали звук «ау», который объединял их в священном трансе и уносил их души к покровителю всех ариев – богу огня Агни.
          Жрец сделал взмах руками, и колесницы остановились. В центре круга появились две группы жрецов в белых одеждах. Они быстро подошли к четырем лошадям от столкнувшихся колесниц. Бронзовыми ножами перерезали им горло и, набрав в два бронзовых сосуда крови, направились одновременно к стелам: одна группа подошла к самой высокой стеле, вторая – к более низкой. Жрецы сначала опустились на колени, по команде главного жреца резко встали и вылили кровь на стелы. Арии, окружавшие стелы, замерли в оцепенении…
          А в это время в центр круга на равном расстоянии от стел жрецы принесли березовые стволы и сложили их для костра. Сюда принесли и двух погибших возничих, положив их поверх стволов.
          Главный жрец подошел к одному из уцелевших возничих, взял его за руку и подвёл к высокой стеле, резко ударил обратной стороной лезвия ножа по шее, тот упал на колени. Вынув из чехла меч, жрец молниеносным движением отрубил голову, и фонтан крови хлынул к подножию стелы. Арии плашмя упали на землю. Главный жрец подошёл ко второму из оставшихся в живых возничему, но тот не мог сам передвигаться. Двое жрецов подняли его на руки и понесли ко второй стеле. Там был совершен обряд подобный первому.
         Через некоторое время тела принесенных в жертву возничих были положены на дрова, приготовленные для костра. Жрец что-то крикнул, и арии поднялись с земли. Костёр вспыхнул ярким пламенем, языки которого с каждым мгновением поднимались все выше и выше. Наступил решающий момент ритуала: в центр вывели четырёх молодых девушек и живыми бросили в костёр. Огонь вспыхнул с новой силой, и тогда старший жрец сам шагнул в костёр. Пламя костра моментально его поглотило.
Жрецы вывели в центр круга одного из жрецов, тем самым посвящая его в главного жреца. Он дотронулся до священного костра, переняв дар огня и право проводить ритуалы до следующего дня бога огня Агни.
         Все арии направились к высокой стеле. Они поливали ее молоком, жиром, складывали у основания наконечники, посуду, еду, а затем шли к низкой стеле. При этом каждый прикладывал большой палец сначала к стеле, потом к центру лба.
Когда арии уже завершали проведение ритуала, неожиданно в центре между стелами появился всадник на взмыленном коне. Не успел он спрыгнуть с лошади, как среди ясного неба сверкнула молния и ударила во всадника. Раздался гром, набежали тучи, хлынул дождь.
          Перепуганный отец Апаза со всех ног бросился бежать с вершины холма вниз. Он не помнил, как очутился внизу, его голову обмывали холодные струи родника. С тех пор он всегда сторонился долины ариев, боясь гнева бога огня Агни.
          Апаз и Вагап были сильные молодые люди. Они только недавно были в поселении ариев Аландске, где обменяли лошадей на оружие из бронзы, гончарные изделия, украшения. Заодно они внимательно осмотрели само поселение с целью возможного нападения вместе с сородичами. Апаз осенью собирался взять в жены красавицу Эрту, но для этого необходимы были дорогие подарки. Их можно было достать при нападении на поселение ариев. Беспечные Апаз и Вагап решили спуститься с вершины холма и поближе рассмотреть две каменные стелы. Сбежав вниз, они подошли к большой чёрной стеле, напоминающей яйцо птицы. Уверенные в своей безнаказанности, они потрогали шероховатый камень руками, от которого исходил приятный холодок.
          Апаз неожиданно предложил Вагапу поупражняться в стрельбе из лука по стеле, тот согласился. Они отошли подальше от стелы. Вагап поднял лук, долго целился и плавно отпустил тетиву. Стрела пролетела мимо. Настала очередь Апаза. Апаз прицелился, что есть силы, натянул тетиву и выстрелил. Но и его стрела, как, ни странно, пролетела, не задев священную стелу. Разозлившийся Вагап подбежал к каменной стеле, выхватил бронзовый меч и, размахнувшись, ударил. В это время сверкнула молния, и Вагап с перекошенным ртом упал возле стелы. Гром оглушил Апаза, и только проливной холодный дождь привёл его в чувство. Он бросился бежать, не разбирая дороги.
          Вечером Ораз, не дождавшись сына, решил организовать его поиски. Утром он узнал, что пропал и Вагап. Соплеменники отправились по следам юношей. Они нашли Вагапа возле священной черной стелы. И здесь Ораз рассказал всем соплеменникам об обряде, который совершали арии и невольным свидетелем которого он оказался.
          С тех пор все народы, проживающие в этих местах, обращались за помощью к этим магическим стелам, совершали ритуалы поклонения, и ни у кого за тысячи лет не возникло желание осквернить священные стелы.
          А поиски Апаза оказались безрезультатными. Возможно, он утонул в степной речушке, может, на него напали степные хищники. Но с тех пор его никто не видел…


Рецензии
Уважаемый Александр Григорьевич! К Вашим рассказам - легендам я возвращаюсь не первый раз. Мне нравится художественное оформление легенд. Герои получились яркими(колоритными): и Матрёна с Николаем, и Иван Свистунов и их односельчане. Эта легенда про ариев имеет языческие, очень глубокие корни и Вам,конечно,пришлось по крупицам собирать материал, но читается он с интересом и имеет большую познавательную базу. Я прочитала пока три легенды. С другими мне ещё предстоит познакомиться. А за эти рассказы Вам - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
С искренним уважением

Татьяна Прохожева   31.03.2022 13:47     Заявить о нарушении