Плёс. Художественные промыслы Ивановского края

         
               Из серии "В России в 2019". Глава 13

     Плёс. Художественные промыслы Ивановского края. Гора Левитана.
 
Время моего пребывания в санатории стремительно сокращалось, поэтому я стремилась с максимальной пользой использовать его для ознакомления с достопримечательностями Плёса.  Свою очередную экскурсию по городу я начала с музея «Художественные промыслы Ивановского края». Этот небольшой, но весьма познавательный музей находится на набережной Волги, на улице Советская, в здании бывших Мучных рядов. В музее я познакомилась с четырьмя направлениями развития художественных промыслов Ивановской области: ювелирным искусством, льяным жаккардовым ткачеством, лаковой миниатюрой и оригинальной ивановской вышивкой. Помимо исторических экспонатов, я видела на выставке и современные изделия. Коллекция, насчитывающая 185 экспонатов, представлена в просторных, хорошо подсвечиваемых витринах, и размещена в двух залах музея.
 
В первом зале выставлены тканые льняные изделия и ручной деревянный жаккадовый станок, создателем которого является французский ткач Жозеф Мари Жаккард. В 1790 году он продемонстрировал свою первую модель, но окончательно машина была готова в 1808 году. Она стала приспособлением к ручному ткацкому станку, позволявшему с помощью перфокарт с насечкой управлять подъёмом нитей основы и создавать сложнейшие рисунки из переплетения нитей. Наименьшее число нитей при изготовлении узора, после которого повторяется порядок их взаимного переплетения, называется раппорт. Так вот раппорт некоторых наиболее сложных жаккардовых рисунков достигает 800 и более нитей. За изобретение жаккардовой машины Наполеон I наградил Жаккарда премией в размере 3000 франков и правом взимать с каждого действующего во Франции станка по 50 франков. В настоящее время станок с первой жаккардовой машиной находится в Лионском музее шёлка. В России жаккардовы машины появились во
II половине XIX века. Станок, находящийся в экспозиции, — подарок музею от деревенской фабрики в Ряполово. В одной из витрин находится портьера «Русские самовары», выполненная на этой фабрике на жаккардовом станке по рисунку перфокарт работников музея. Станок находится в рабочем состоянии, так что каждый желающий может попробовать поработать на нём.
 
В других витринах музея демонстрируются изделия приволжской Яковлевской мануфактуры, которая славится своими белоснежными скатертями, полотенцами и салфетками. Я с удовольствием разглядывала эксклюзивные длинные платья, рушники и казавшиеся воздушными летние платья и косынки. Я знала, что Ивановская область и её столица город Иванов славятся своими ткацкими изделиями. Специалистов высокого класса в этой области готовит Ивановский текстильный институт. На кафедре «Искусство костюма и текстиля» с 1983 года студенты могут получить специальность «Художественное проектирование текстильных изделий». За прошедшие годы кафедра подготовила около 300 художников-текстильщиков, многие из которых стали ведущими специалистами, в том числе заслуженными художниками РФ. По проектам и руками студентов и преподавателей вуза оформлены интерьеры академии — актовый зал, гуманитарный центр «Ювента», мастерские кафедры. Студенты и преподаватели - участники зарубежных выставок в берлинском Карнак-холле, в Центре российской культуры в Будапеште, показов моделей и текстильных объектов в Лейпциге и Англии. Преподаватели проходят стажировку в Швеции, Германии, Польше, Франции и Сербии. Главным принципом при создании дизайна считается его реалистичность для производственного исполнения и продолжение ивановских традиций в модном ассортименте изделий сегодняшнего дня.
 
В 1994 году в вузе была открыта специальность «Художественное проектирование костюма». Открытию этой специальности предшествовала серьёзная работа по изучению состояния промышленного потенциала отрасли. Во время обучение по этой специальности преподаватели стремятся дать студентам глубокие знания в области мировой культуры и народного искусства, в том числе искусства костюма в целом и костюма Ивановской области, в частности. Сегодня также необходимо использовать современные компьютерные системы проектирования и ориентироваться на работу с актуальными для рынка образцами, включая ивановские ткани. С 1995 года студенты этой специальности стали непременными участниками и лауреатами Всероссийских и международных конкурсов молодых модельеров - «Текстильный салон», «Бархатные сезоны», «Белая амфора», «Русский силуэт», «Экзерсис» и зарубежных конкурсов в Китае, Украине, Белоруссии, Латвии и Литве. Высокий уровень качества выпускных работ подтверждает тот факт, что Государственную аттестационную комиссию в Иваново с 1999 года возглавляет профессор, член-корреспондент Академии художеств, президент Дома моды «Слава Зайцев» В.М. Зайцев.
 
Я перешла во второй зал музея, где были представлены шедевры мастеров лаковой миниатюрной живописи из двух центров — Палеха и Холуя — и искусные изделия из посеребрёной проволоки. В центре этого зала стоит мебельный гарнитур - стол и четыре стула, - выполненный в технике палехской росписи художником Куркиным по мотивам русских народных сказок. Сюжеты сказок воссозданы также на крышках шкатулок, портсигаров, пудрениц и на красивых брошках палехскими и холуйскими мастерами. На них можно было увидеть иллюстрации к опере «Золотой петушок» для Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского и к балету «Сказка о мёртвой царевне» для тогда ещё Ленинградского Малого оперного академического театра. Мне особенно понравились ларцы «Снегурочка» и «Песня про купца Калашникова», а также шкатулки «Садко-купец» и «Сказка о царе Салтане». Другие витрины посвящены иконам и сувенирным изделиям фирмы «Алмаз-холдинг». Представленные в этом зале ювелирные изделия — сувенирные фигурки и посуда — поразили меня ажурной техникой скани. Особое впечатление на меня произвёл выполненный в этой технике павлин и удивительной красоты бокалы.
 
Выйдя из музея, я направилась к горе Левитана. Это одна из двух высотных доминант Плёса, и я всей душой стремилась подняться на её вершину. Меня манила к себе деревянная церковь, которую я видела из многих уголков Плёса. Изначально гора называлась Петропавловской. Её переименовали, когда в 1972 году у подножия открылся музей художника. В своё время вид с горы произвёл на Левитана такое сильное впечатление, что он решил обосноваться в Плёсе. Здесь, на Петропавловской горе, художник создал большую часть своих плесских пейзажей. При Левитане на горе стояла церковь Петра и Павла. Этот храм, запечатленный художником на полотне «Над вечным покоем», сгорел в 1903 году. Однако пейзаж на этой картине художник рисовал не в Плёсе, а на озере Удомля, в Тверской области. Сейчас на месте сгоревшей стоит церковь Воскресения, перевезённая сюда в 1982 году из села Билюково Ильинского района Ивановской области, чтобы визуально восстановить легендарный пейзаж. Воскресенская церковь действительно похожа на старую Петропавловскую: обе деревянные, одноглавые, но построены с разницей в полтора века — Петропавловская в 1561, Воскресенская — в 1699 году.
 
Я взбиралась на гору по весьма живописной деревянной лестнице, которая называется «Тропа Левитана». Преодолев крутой подъём, увидела старое, заброшенное кладбище. В нескольких местах возвышались старинные кресты. На одном надгробии значилось Василий Вавилов (1884-1953). Я на мгновение задумалась, не могила ли это известного учёного, но потом вспомнила, что его имя было Николай. Воскресенская церковь и в самом деле стоит на старинном погосте. Петропавловское
кладбище — одно из древнейших городских кладбищ — разрослось от первоначальных захоронений возле деревянной церкви Святых Петра и Павла. Самые ранние датируются XVI веком. Во времена Левитана на горе было значительно больше деревьев, большую часть которых срубили, чтобы обеспечить лучший обзор знаменитой деревянной церкви с разных точек Плёса.
 
Я обошла вокруг церкви и увидела городскую скульптуру «Художник», которую благодарные жители установили в честь великого художника в сентябре 2012 года. В отлитой в бронзе скульптуре угадываются черты Исаака Левитана, стоящего перед мольбертом с кистью в руке. Рядом копия его работы «Над вечным покоем» в бронзовой раме. Автор художественного проекта Владимир Кехтер, создатели скульптур – коллектив творческого объединения «Кредо»  совместно с мастерской художественного литья города Костромы.
 
С горы Левитана мне открылся великолепный вид на Волгу со стоявшим возле причала большим теплоходом, на более пологий противоположный берег и на Заречную слободу с её исторической застройкой.
 
Спустившись с горы, я оказалась на Никольской улице. Моё внимание привлёк нарядный двухэтажный дом терракотового цвета с зелёной крышей. Перед домом стоял стенд с надписью «Галерея», а на самом доме укреплена вывеска «Живопись. Графика». На входной двери висело объявление «Открыто». Немного поколебавшись, я вошла внутрь. Меня любезно встретил хозяин дома и на мой вопрос, можно ли осмотреть экспозицию его картин, ответил утвердительно. Картинам был отведён весь первый этаж дома. Из здесь было очень много. Они занимали всё пространство стен. Я узнала, что все эти картины принадлежат кисти художника Льва Николаева, выходца из Удмуртии. Он родился в городе Глазове и в юности активно занимался резьбой, чеканкой и керамикой. Во время воинской службы ему было поручено художественно-оформительское дело. После армии Лев увлёкся живописью, но специального художественного образования не получил. Работал в заводском рекламном цехе, прошёл школу в группе крымских художников, ездил на курсы в Ленинград, с 1980 по 1990 годы участвовал в городских выставок в Бухаре и Навои, в областной — в Самарканде и республиканской — в Ташкенте. Лев Николаев —  член американского Общества
художников-пастелистов, живописец, график. В начале 90-х он приехал в Плёс и с тех пор не покидал его. В последние годы пишет и пастелью, и маслом. Пейзажи художника показались мне романтичными. Из написанных маслом мне понравились его картины «Шиповник»,«Вечер в Заречье», «Утро в Заречье», «Перцы. Зеленые на красном». Из написанных пастелью - «Одуваны» (да, именно так, а не «Одуванчики»), «Цветет яблоня», «Рыбалка», «Перцы», «Букет». Николаев проводит мастер-классы по живописи маслом и в технике пастель. Я поблагодарила художника и взяла у него визитную карточку.
 
На той же Никольской улице я не могла пройти мимо двух плакатов, наклеенных на заборе.
На одном из них было написано:
   
                Ю-ТУБ   Плес
                «Красный памперс»
                Заборная поэзия
                Шансон — «Сам играю,
                Сам пою».
 
Cодержание второго поразило меня одновременно своей резкостью и безысходностью. Я записала его с сохранением орфографии оригинала. Заглавие было написано синим, а
текст — красным.
 
                То ли ещё будет...

                Пища вся отравлена. Нравы — никуда.
                В телеках — убийства, всякая мура.
                В обществе — коррупция, каждый — сам себе.
                Принципы — железные, ты — мне, я — тебе.
                Ложь среди влюблённых, ключ к любви — контракт,
                А родятся дети — это, как теракт.
                Нынче стало модным слово суррогат.
                Ну, а царь природы, на все сто — рогат,
                В городах машины — словно муравьи,
                За рулём — кретины с геном — всех дави!
 
На Торговой площади я зашла в один из магазинчиков, чтобы в третий раз купить миниатюрную круглую батарейку. Снова увидев меня, продавец Лена спросила: «Что-то опять не в порядке?». «Да, — ответила я, — снова батарейка оказалась разряженной». Когда я пришла в этот магазин после покупки  разряженной батарейки, то Лена беспрекословно заменила мне её на другую. В тот раз мы разговорились с ней о жизни, и она рассказала, что  живёт в Плёсе в однокомнатной квартире общей площадью 15 квадратных метров с кухней 3 квадратных метра. За эту убогую квартиру она платит в месяц 3000 рублей, а её оклад продавца составляет 11000 рублей в месяц. Эту цифру стандартного оклада в Плёсе в 2019 году я уже слышала от работников столовой нашего санатория. Естественно, когда сейчас, теперь уже в третий раз, я пришла в магазин, то, уже зная, как невесело живётся этой печальной женщине, я не взяла у неё новую батарейку бесплатно, как она предлагала мне, а заплатила за неё полную цену. Правда, и эта оказалась некондиционной. Мне было искренне жаль эту женщину. Жители городка осведомлены о зарплате охранников дачи Медведева и не испытывают к власти всех уровней добрых чувств.
 
Я тепло попрощалась с Леной и, наконец, направилась в санаторий. День у меня выдался насыщенным самыми разными впечатлениями. Хороших было явно больше, так что я была вполне удовлетворена.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 


 
 
 

 
 
 

 
 
 
 

 


Рецензии
Здравствуйте, Алла.
Прочитала с интересом репортаж. А вот насчёт жизни в Плёсе - неприятно. Но это зависит от главы области. У нас такого беспредела нет.
Стихотворение ужасное, я в шоке.
С уважением,

Лариса Малмыгина   03.04.2022 21:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса!
Стихотворение придумала не я. Я только фиксирую увиденное.
Спасибо.
С уважением,

Алла Валько   04.04.2022 00:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.