Из истории Среднего Урала

В рассказе "На лесохозяйственном факультете" я писал о том, что на очередную производственную практику я поехал в Сысертский лесхоз. Эти места, Сысерть, Полевской, меня очень интересовали. С детства я, как и любой житель Свердловской области, зачитывался сказами Павла Петровича Бажова.
Самый его романтичный сказ, по моему мнению, конечно, "Серебряное копытце".  Хотя надо сказать, что во всех его сказах присутствует его романтический взгляд на горнозаводскую старину.
Только послушайте, как он писал:
"Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит, бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
- Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет.
А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?"

В том рассказе я писал, что практику проходили у лесника Антропова в селе Малый Багаряк и когда надоело курить махорку, которой нас снабдил лесник, я на его велосипеде поехал за 50 километров в город Сысерть, чтобы купить там папирос или сигарет.
Город этот расположен на реке Сысерть, в южной части Свердловской области в 43 км к югу от тогдашнего Свердловска.
В черте города река Сысерть образует обширный Сысертский пруд, который продолжается на запад и на юг за пределы города. В городе находится горная вершина Бессонова. Рядом с Сысертью проходит участок ответвления федеральной трассы  "Урал" от Челябинска до Екатеринбурга. Железнодорожная станция Турбинная (исключительно грузовое движение) связана железнодорожной веткой производственного назначения со станцией Сысерть направления Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск.
Сысертский рабочий посёлок возник в 1732 году как поселение при открытом по приказу В. де Геннина железоделательном заводе на реке Сысерть.
В 1758 году завод был продан А. Ф. Турчанинову.
15 (27) января 1879 года в Сысерти родился русский писатель П. П. Бажов.
Завод находился в собственности династии заводовладельцев Турчаниновых-Соломирских до 1912 года.
В ноябре 1925 года Сысертский завод (вместе с подсобными производствами) был передан в концессию английской компании «Лена Голдфилдс Лимитед» сроком на 50 лет. Однако летом 1930 года они оставили завод, не выполнив своих обязательств перед Советским государством.
1 февраля 1963 года город Сысерть был включен в состав Сысертского промышленного района.
Все, что Павел Петрович Бажов описывал в своих сказах, происходило в районе современного города Полевской, входившего с состав Сысертского промышленного района.
История его такова: В 1702 году Сергей Бабин, выходец из Арамильской слободы, и Кузьма Сулеев, житель Уткинской слободы, открыли месторождение медных руд близ реки Полевой (Гумешёвский рудник).
В том же году думный дьякА. А. Виниус, которому было поручено организовать строительство металлургических заводов на Урале, приехал в деревню Полевую и на Гумёшевский рудник, и взял эти земли в ведение государства.
В 1758 году, в соответствии с Указами Сената, Полевской и Северский заводы из ведения казны перешли в собственность соликамского купца Алексея Фёдоровича Турчанинова. Наряду с Сысертским заводом, Полевской и Северский заводы стали основой Сысертского горнозаводского округа.
В Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Ефрона об этом сказано так:
"Полевский медноплавильный завод - Пермской губ., Екатеринбургского у., в 55 в. от у. г., при рч. Полевой.
Поселение основано в 1708 г., когда здесь была открыта медная руда. В округе П. завода 8 железных и 1 медный рудник; добывается и золото (россыпи). Заводы (железоделательный и медноплавильный) приводятся в движение водою и паром.
Жит. 6600. 2 церкви, госпиталь, 2 школы."

А те покосные ложки, по которым в сказе скакал Серебряное Копытце, находились на месте настоящего села Полдневого.
 Поселение было основано в 1735 году как крепость для защиты от башкирских набегов на близлежащие казенные заводы: Полевский и Северский. Долгое время являлась самой южной пограничной крепостью на Среднем Урале.


Рецензии