А. Затаевич - хранитель казахской души

               
                «Ты должен осознать, что положен
                предел времени твоей жизни, и
                если ты не воспользуешься этим
                временем для своего просвещения,
                оно исчезнет, как исчезнешь и ты,
                и более уже не вернётся».
               
                М.Аврелий

               Как я понимаю, душа это та субстанция, которая может принадлежать как отдельному индивиду, так и всему народу. Подавляющее большинство казахов, отождествляют свою душу со Степью, волей, аргамаком, домброй, песней. М.Горький, говоря о сборнике А.Затаевича –«Тысячи казахских песен», сказал: «Это богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусогорских будущего». Такова оценка не только огромного подвижнического труда А.Затаевича, но и самого творческого потенциала казахского народа. Хотелось бы привести слова хранителя казахской души, которые в полной мере отражают его отношение к моему народу и внутренний мир автора, посвятившего свою жизнь изучению и сохранению духовного наследия казахов. Эти слова нелишне будет повторить, особенно тем, кто в порыве национального эгоизма готов оттолкнуть представителей другой национальности, видя в них антагонистов и даже врагов казахской самоидентичности. Эти слова звучат так: «Вам, мои дорогие друзья – джигиты, я посвящаю и передаю плод работы, проделанный вместе с вами. Я совершил свой труд со всей любовью и самоотверженностью, на которую только был способен. В этой работе нельзя сделать ни шагу без внутренней гармонии с интимными струнами души народа и благодаря этому я, случайный пришелец, навсегда полюбил и талантливый казахский народ». Кто же этот случайный пришелец, понявший и полюбивший загадочную казахскую душу. Александр Викторович Затаевич. Он родился  20 марта 1869 г в Орловской губернии России в семье польских ссыльных. В 1886 году окончил Орловский кадетский корпус, и всё своё свободное время посвящал изучению, записи и сбору фольклорной музыки. Познакомился с С.Рахманиновым, который заинтересовался его творчеством и помог изданию музыкальных пьес А. Затаевича, более того, композитор посвятил ему шесть музыкальных произведений. С 1904 – 1915 годы А.Затаевич служил в Варшаве, изучал польский фольклор. С 1920 года проживал в Оренбурге и занимался сбором, систематизацией и записями казахской народной песни и музыки. Им записано 2300 казахских песен и кюев. В его трудах впервые даны характеристики творчества Абая, Курмангазы, Биржана, Жаяу Мусы, Даулеткерея, Балуан Шолака, Мухита, Ибрая, Амре, Кали Байжанова, Майры. А. Затаевич один из создателей казахской фортепьянной музыки. В 1923 году ему было присвоено звание народного артиста Казахской ССР.
                Идёт  1926 год, времена тяжёлые и голодные. Над тёмными водами Иртыша звучит и разливается прекрасный женский голос, А.Затаевич проплывая на пароходе мимо Павлодара, наслаждается песней. Сходит на берег и находит обладательницу голоса, певицу Майру Шамсудинову. Они строят вместе далеко идущие творческие планы, он, обнаружив очередной бесценный самородок, воодушевлён и счастлив. Но увы, судьба безжалостна к Майре, она умирает в 1927 году…  Вот так он объездил весь Казахстан и искал таланты, записывал песни и кюи. Часто был на грани голодной смерти, и лишь сердобольные казахи спасали ему жизнь. Он полюбил душу этого народа и они отвечали ему тем же. Кали Байжанов рассказывал, он слушал меня целый день и отобрал десять песен неизвестных ему, среди них Буркитбай, Ыргалы, Канапия. Он слушал песню или кюй один раз и тут же повторял напев. Это поражало казахов, да и любого человека, как можно мелодии песен или кюев запомнить и повторить с одного раза, это говорит только об одном – об уникальности дарования А.Затаевича. Вот такой пришелец, сын другого народа, стал не только его другом, но и оберегом, который посвятил свою жизнь, чтобы сохранить вековые произведения народа, в которых хранится душа степняка, душа вольная и широкая, как степь, душа героическая и свободолюбивая, как её батыры и ханы, душа добрая и порою наивная, как ребёнок, душа красивая и своенравная, как степные красавицы, душа упрямая и гордая, как иноходец, душа ищущая и жаждущая справедливости, как её акыны и бии, душа гостеприимная и тёплая как, наши матери, душа дерзкая и способная на поступок, как степной матёрый волк. Душа певучая и звонкая как домбра, душа которую понял «пришелец» А.Затаевич. И вот поэтому, когда у нас возникает мысль обвинить в своих бедах кого - то другого, возложить вину за трагедию своего народа на представителей других народов, вспомните хранителя души А.Затаевича, образ которого перечеркнёт в вашей душе миллионы обид и ненависти, образ который заставит вас улыбнуться и отогнать тёмные мысли. Вспомните о том, что голос любимца народа Амре Кашаубаева зазвучал на берегах Сены в Париже и покорил французов благодаря  этому «пришельцу», ставшему сыном и твоего народа. Наш патриарх А.Нурпеисов сказал: «… Что тебе в том, что ты обретешь весь мир, зато потеряешь свою душу?» Мы прежде всего должны обрести самих себя, понять свою душу, которую мы отдали на откуп чинушам, мы своим молчаливым согласием позволили заживо сгорать детям в блистающей огнём столице, мы позволяем старикам нищенствовать на скромной пенсии, обладая огромными богатствами, которыми пользуются единицы, мы позволяем одурачивать себя отобравшим у нас право выбора власть предержащим, мы молчим и ищем виноватых на стороне и готовы обвинить «пришельцев» и мы радуемся, когда они уезжают, хотя должны огорчаться и сделать так, чтобы к нам приезжали, а не уезжали. Теперь уезжают и наши дети. Об этом мы мечтали? Мы, обладая огромной страной и малым населением, выделяем минимальные квоты на возвращение своим же казахам, вместо того, чтобы тратить деньги на помпезные дела, лучше выделить их на переселение соотечественников. Взгляните в свои души, что вы там видите, уважаемые сограждане!




Рецензии
Мир праху его!

Геннадий Палеолог   12.06.2021 17:07     Заявить о нарушении