Оборванные мысли

 Зима в тот год выдалась снежной и морозной. Жители города Витебска, расположенного на северо-востоке Белоруссии, в полной мере ощутили на себе особенности проживания в условиях вечной мерзлоты: в некоторые дни столбик термометра опускался ниже сорока градусов Цельсия.

Цикл госпитальной хирургии для студентов нашей группы пришёлся на декабрь-январь 1977-1978 годов.

Заведующий кафедрой, Петухов Иван Антонович, хирург высокой квалификации, учёный, педагог. Его лекции отличались оригинальностью и глубиной обсуждаемых вопросов и всегда сопровождались демонстрацией фильмов и клиническим разбором больных.

В один из самых морозных дней декабря 1977 года практическое занятие в нашей группе Иван Антонович начал нестандартно. Ветеран Великой Отечественной войны, награждённый орденом Отечественной войны первой степени и восьмью медалями, вспомнил зиму 1941 года:

— После окончания в 1940 году Смоленского медицинского института я работал военным врачом. В самом начале войны меня призвали в армию. Запомнились страшные морозы в декабре 1941 года. Не только немцы, но и бойцы Красной армии, прочувствовали на себе лютый холод – даже внутри всё застывало.
 
Студенты приготовились слушать продолжение героической военной истории. Не дождались. Иван Антонович, внимательно осмотрев присутствующих в учебной аудитории, прозаически закончил свои воспоминания:

— Это я к тому рассказываю, чтобы держали ноги в тепле, а то случится у вас в молодые годы облитерирующий эндартериит (хроническое заболевание артерий и капилляров, преимущественно ног). А теперь, коллеги, перейдём к теме нашего занятия: этиология (раздел медицины, изучающий происхождение болезней, условия и причины их возникновения) и патогенез (механизм зарождения и развития заболеваний и отдельных их проявлений) облитерирующего эндартериита!

— А так хорошо и душевно начиналось занятие! – шепнула на ухо моя подруга Тошка Солодкина.
 
Буквально через день я вспомнила предостережения профессора Петухова: на празднование Нового года ко мне приехал муж. В элегантных чехословацких туфлях …

Мы с подругами планировали встречать новый, 1978 год, в студенческом общежитии. 31 декабря 1977 года нас ожидал новогодний подарок: сжиженный газ, обеспечивавший функционирование кухонных плит, «объявил забастовку». По мнению студентов, доморощенных специалистов-газовиков, он замёрз в резервуарах-накопителях, расположенных неподалёку от общежития.
 
Утром девчонки ещё успели отварить ингредиенты для салата «Оливье» и селёдки под шубой. Изготовление горячих блюд оставалось под вопросом: изобретательные студентки ещё не научились готовить отбивные на утюгах.

Я позвонила витебчанке Раечке Головнёвой и выяснила, что в их квартиру газ подаётся без перебоев. Собрав всё необходимое для готовки вторых блюд, отправилась к подруге.
 
Муж Володя поехал со мной. Приготовив к праздничному столу свиные отбивные, жареную рыбу и картошку, завернули их в газеты, полотенца и покрывала. Упаковав всё в объёмную сумку, на трамвае возвращались в общежитие.
 
 Редкие пассажиры промёрзшего городского транспорта оглядывались по сторонам, пытаясь найти источник ароматных пищевых благоуханий: большая сумка выдала виновников повышенного слюноотделения попутчиков.

Определив источник ароматов, витебчане останавливали свой взгляд на обуви мужа: уж очень вызывающе смотрелись стильные туфли Володи на фоне зимних сапог окружающих.

Помня предупреждение профессора, в комнате общежития я тщательно растёрла ноги мужа водкой. Профилактика облитерирующего эндартериита оказалась эффективной: в новогоднюю ночь Володя, будучи единственным в компании мужчиной, «танцевал» всех девушек.
 
 Сразу же после праздников нашу группу ждало изучение основ анестезиологии и реаниматологии – курс входил в программу цикла госпитальной хирургии.

 Занятия в группе будущих терапевтов вёл Владимир Яковлевич Родионов, ассистент кафедры госпитальной хирургии, ныне – доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета.

Буквально на втором занятии Владимир Яковлевич решил проверить у студентов знание предмета. В частности, преподавателя интересовали особенности анестезиологического пособия при родоразрешении беременности методикой кесарева сечения. Никто из насквозь промёрзших студентов (температура воздуха в учебных классах не превышала двенадцати-четырнадцати градусов) не желал добровольно делиться «секретной» информацией.
 
 Тогда из списка учащихся преподаватель произвольно выбрал фамилию «жертвы»: ею оказалась я.
 
— Так, коллега, расскажите нам о методиках обезболивания родов при оперативном вмешательстве – кесаревом сечении!

 Увы, я не знала ответа. Глядя прямо в глаза наставника, произнесла:

— Вы знаете, Владимир Яковлевич, при таком холоде мои мысли носят … «абортивный» характер: они исчезают, не успев зародиться!

 Преподаватель расхохотался: он обладал прекрасным чувством юмора.

— Как ловко Вы увернулись от ответа, коллега! Я сегодня воздержусь от оценки знаний, хотя, откровенно говоря, за изобретательность, я бы поставил Вам «отлично»!

Обратившись к всезнающему Интернету, я узнала, что нынешние студенты Витебского медицинского университета, оценивают профессиональные качества и чувство юмора Владимира Яковлевича Родионова, доцента кафедры анестезиологии и реаниматологии, пятью звёздочками из пяти возможных.

P.S. Я всё-таки выучила материал об анестезии женщин в родах, надеясь «блеснуть знаниями» на следующем занятии. Не случилось.

Так же, как и в последующей моей профессиональной деятельности …


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Рассказ очень интересный! Конечно, ноги надо беречь от простуды. Потому что в ступнях находятся рецепторы от каждого органа, поэтому человек сразу заболевает. Мне нравится, как Вы не постеснялись и остроумно ответили на вопрос преподавателя, рассмешив его.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   05.04.2023 16:14     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Конечно же, на первых курсах института я себе такой вольности не позволила бы, а к описываемому времени у меня была устойчивая репутация хорошей (с уклоном в сторону отличной) студентки, вот я и "разошлась"!

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   06.04.2023 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.