Пронунциация

Протестантизм, провозгласив основным критерием веры только Писание (sola Scriptura) и таким образом отвергнув святоотеческое предание как источник истинного понимания Евангельского учения, вверг себя в хаос беспредельного субъективизма в изъяснении как Писания, так и любой христианской истины веры и жизни.

Лютер отчётливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». Лютер и все его последователи не увидели, что Библия, предоставленная произвольному объяснению любого отдельного верующего или отдельной общины, полностью утрачивает свою идентичность.

И действительно, протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени не только непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждая из которых ставит своего Христа «выше всякой догмы и собора», но и закономерно доходит до полного отрицания основополагающих истин христианства.

Отсюда же возникло и протестантское учение о спасении sola fide — только верой. Ссылаясь на слова апостола Павла: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2: 16), — Лютер поставил своё истолкование этих слов «выше всякой догмы и собора».

Он провозгласил: «Грехи верующего — настоящие, будущие, а также прошлые, прощаются, потому что покрываются или сокрываются от Бога совершенной праведностью Христа и поэтому не используются против грешника. Бог не хочет вменять, записывать наши грехи на наш счёт, а вместо этого рассматривает как нашу собственную праведность праведность Другого, в Которого мы верим», — то есть Христа.

Поэтому и само крещение для протестантизма — это не очищение от грехов и не рождение в душе нового человека, а просто объявление грешника праведником (пронунциация). То есть это чисто канцелярский акт.

Нелицеприятную оценку основателю протестантизма и его учению даёт святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступлённым богохульством. Если учение его имело многих последователей, то причины сего в одних были личные, в других политические, в толпе — невежество... Впрочем, лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях».

«Лютер в одном из писем своих говорит: «Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предаётся тело; она ими нисколько не оскверняется». Лютер спросил однажды свою супругу, почитает ли она себя святою. Когда Катарина отвечала, что она, будучи грешницею, не может почитать себя святою, Лютер воскликнул: «Вот! Каково проклятое влияние папизма! Мы все верою — святы!» (Игнатий Брянчанинов. Лютеранизм. ГБЛ. Ф. 425. Картон 1).

Так, спустя 1500 лет после пришествия Христа, возникла фактически новая религия с новым базисом, в котором был полностью утрачен какой-либо критерий истинности и были разрушены основы христианской духовной жизни.
 


Рецензии