Афганский эмир Шир-Али-хан и его чудовищный налог

Автор -  Давудшах СУЛЕЙМАНШАХ
 Человеческая цивилизация, развиваясь, придумывала всё новые и новые налоги. На содержание государства требовались немалые средства, а чтобы их собрать, следовало назначить такой налог, уклониться от уплаты которого не мог бы практически ни один гражданин. Известно о налоге на тень и на туалеты, на трусость и на свободу, на жизнь и даже налоге на гипс. Изобретение самых невероятнейших и нелепейших налогов продолжается.
Прочитав монографию «Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России», изданного Таджикским государственным издательством в 1969 году известным академиком Баходуром Искандаровым, я наткнулся на нечеловеческий и очень интимный налог феодальной эпохи Средней Азии. Кто изобрел этот налог и почему люди еженедельно платили такого рода дань? Обо всем этом мы расскажем в статье.
Историки пишут о том, что Бадахшан (таджикский ГБАО и афганская провинция Бадахшан) всегда считался независимым владением, и население его, как правило держалось бухарской ориентации.
С приходом в 1868 г. на афганский престол Шир-Али-хана произошло умбальское свидание, на котором сэр Лорд Майо (вице король Индии) подарил ему (т.е. Шир-Али-хану) свою собственную шпагу, как бы в знак того, что против Афганистана она никогда не обнажится». При этом в своих официальных заявлениях англичане всячески подчеркивали, что Афганистан сам по себе «не имеет для Англии никакого значения и важен только как оплот против дальнейших наступательных шагов со стороны России».
Правитель Бадахшана Джехандар-шах, чтобы обеспечить себе спокойствие, обязался платить афганскому эмиру две рупии с каждого дома, с одновременной передачей ему рубиновых и лазуровых копей. Влияние афганского эмира на Бадахшан дальше этого не распространилось.
Отношение между Афганистаном и Бадахшаном изменились после прихода в 1868 г. на афганский престол Шир-Али-хана. Захватив Кабул и Балх, одержав победу над Абдуррахман-ханом, он объявил себя эмиром Афганистана. Вслед за этим Шир-Али-хан выдал свою дочь за бадахшанского мира Джехандар-шаха и отправил ему в подарок несколько тысяч рупий, чтобы войти в более близкое сношение с Бадахшаном и, таким образом, подчинить его своему влиянию. Затем было направлено специальное посольство афганского эмира к Джехандар-шаху с пожеланием сохранения прежних взаимоотношений между двумя ханствами. Однако бадахшанский мир, предчувствуя конец своего господства, мрачно встретил афганское посольство и пытался сохранить свою прежнюю самостоятельность от Афганистана.
При поддержке Шир-Али-хана в 1869 г. Махмуд-шах, племянник Джехандар-шах низверг своего дядю, который бежал в Шугнан. Махмуд-шах захватив Файзабад (столица Бадахшана) стал правителем Бадахшана.
При Махмуд-шахе зависимость Бадахшана от афганского эмира с каждым годом принимала более реальный характер. Шир-Али-хан стремился полностью подчинить страну своему контролю. Боязнь перед растущим недовольством местного населения и восстание против ставленников вынудили Шир-Али-хана увеличить в Бадахшане число военных гарнизонов. Уже к началу 1870 г. число афганских войск во главе с военачальником Сейид-Ахмед-ханом доходило до 4-х тысяч человек, содержание которых весьма дорого обходилось населению Бадахшана. По свидетельству подполковника Арандаренко, кроме прямых податей и разных произвольных налогов, афганский эмир умудрился изобрести ещё дань «курпаи джума», выкуп любовного греха за проведённую ночь с четверга на пятницу. Без всяких дознаний каждый женатый бадахшанец и семейные мужчины близлежащей провинции Таликан вынуждены были платить еженедельно 40 афгани (денежная единица) налог курпаи джума.
Жестокие поборы и притеснения, чинимые представителями иноземных войск, вынудили жителей Бадахшана искать выхода из создавшегося положения. Они обратились к эмиру бухарскому с просьбой о принятии в его подданство, а с 1902 г. весь Западный Памир подчинялся командиру русского Памирского отряда, хотя номинально-юридически указанная территория оставались в составе Бухарского эмирата.
 


Рецензии
Давуд!То было весьма мрачное время для Бадахшана!Я сам служил на Мургабе и в Хороге конечно бывал,много прочитал литературы по Памиру и истории.В частности такую книгу Тарих-и-Бадахшон.История Бадахшана,там.как и во всех среднеазиатских владениях царила жестокая борьба за власть и еще более жестокое притеснение простого народа,налоги-это тот инструмент,которым орудуют все тираны.Но так будет не всегда надеюсь!Спасибо за интересный рассказ!

Валерий Кремль   23.01.2022 15:59     Заявить о нарушении
Валерий большое спасибо за отзыв. Слава Богу, что ужасные времена остались в прошлом.

Давудшах Сулейманшах   23.01.2022 18:26   Заявить о нарушении
Верно!Но трудностей я слышал хватает и сегодня!Дай Бог вам и всему Бадахшану здоровья и процветания!

Валерий Кремль   23.01.2022 22:05   Заявить о нарушении