40 лет пути

   Сегодня, 8 декабря 2020 года, исполнилось ровно 40 лет событию, которое ещё тогда я назвал «Начало пути». Накануне, 7 декабря 1980 года, вернулся из Москвы, оставив учёбу на первом курсе заочного техникума связи. Это решение мне далось очень непросто, были сомнения, колебания. Решение было принято после бессонной ночи в общежитии техникума. Всю ночь напролёт я проговорил с Николаем Барановским (г. Рязань). Я понимал, что движусь не туда, утрата этих двух с половиной лет станет для меня роковой, фатальной. Да, я получу диплом техника, но потеряю свою дорогу, свой путь, который предначертан, чувствовал это ясно. Руководитель нашего курса, узнав о моём решении, чуть ли не со слезами на глазах упрашивала меня остаться, не бросать учёбу, ведь учёба, действительно, была не в тягость, сложностей   особых нет. Но фактор времени был решающим, если упущу сейчас время – потом не нагнать. Сейчас, оглядываясь назад, вижу, что решение принял верное, хоть и тяжело далось. Ещё в 1980 году у меня появилась первая небольшая тетрадка, куда я начал записывать свои мысли, заметки. Вот в эту тетрадку я и вписал два слова «Начало пути» и поставил дату (8 декабря 1980 г.). 

   До этого дня за плечами у меня 21 год жизни. Не такой пёстрой, разнообразной, как у других. Но я не был слеп и глух. С детских лет, с частого одиночества в дошкольном Детском доме Кадникова (из-за частых болезней), у меня выработалась привычка думать, как ни смешно это звучит… Мне кажется, я видел больше и лучше, чем мои сверстники, сильнее чувствовал и ближе принимал к сердцу. Потом будут восемь лет интерната в Вологде, три года учёбы в училище связи, два года армейской службы. И везде был внимательным наблюдателем, аналитиком. Я видел с прискорбием, какое различие между тем, что написано в газетах, в журналах, в книгах и тем, что вижу в реальной жизни. Недавно на ТВ Культура прошел документальный сериал по книге Конрада Лоренца «Восемь смертных грехов человечества». После первых увиденных серий я сделал такую заметку: «То, о чём говорится здесь, занимало мои мысли ещё 40 лет назад. Но я тогда ничего не знал о Конраде Лоренце. Не знал и потом. Только сейчас услышал. И удивился созвучию! Причина не всех, но многих бед – урбанизм, существование крупных городов, мегаполисов. Урбанистическая цивилизация – это гибельный путь. Противоестественное скопление сотен тысяч  и миллионов человек на ограниченной территории приводит к самым непредсказуемым последствиям. Современные города – величайшее зло на нашей планете. Кричать, вопить об этом, что-то доказывать – было бесполезно. Сформировавшиеся общества потребления, порочную экономическую политику властей сломить невозможно (когда люди в куче – ими легче управлять, манипулировать, обеспечивать их необходимые потребности). Надо искать обходные пути, глубинные, чтобы дать возможность людям выбраться из сетей урбанизма. Транспорт, энергетика, экономика, производство продуктов питания и прочее – всё требовало обновления. С чего начать? Наука! Только наука, так мне тогда казалось, может увести нас с этого порочного пути. «Ушел» в науку. Много чего удалось сделать, но таких энтузиастов, как я, не жалуют, напротив, гнобят и уничтожают, потому что наступаем на интересы целых групп, начиная с учёных... Но сейчас, с развитием Интернета, есть шанс – быть услышанным. Простите за нескромность, мои научные идеи с трудом, но начинают признавать и использовать. Дай Бог! Мне не жалко, ничего взамен не прошу. Лишь бы кончилось это безумие на нашей планете! Нельзя жить с психологией временщиков, которым дела нет до других поколений, до того, что останется после нас». Вот такой получился эмоциональный выброс.
 
  Два последующих года, 1981 и 1982, оказались для меня очень непростыми. Были метания, сомнения, поиски себя. Но в эти годы много читал, думал, изучал, познавал. В конце декабря 1982 года принял твёрдое решение – заниматься только вопросами науки, всё другое пока отложить в сторону. Чувствовал в себе большую силу, большие возможности. С юношеской наивностью казалось: нет такой сложной проблемы в науке, которую я бы не смог разрешить. Удивительно, но успех пришел уже в 1983 году, в ноябре месяце. Потом будут новые успехи 1984 года. Честно сказать, я и сам ещё до конца не могу осознать – что натворил в науке, какие новые пути открыл. А то, что новые пути открылись, – не сомневаюсь. Есть ли внимание ко мне со стороны учёных и сильных мира сего? Есть. Как говорил выше, идеи учёные используют, и с успехом, хоть и без огласки, тайно. Повторяю, мне не жалко, я не жадный, лишь бы было хоть какое-то развитие, движение вперёд. Президент изредка даёт мне намёками понять, что следит за моими успехами. А мне большего и не надо. За известностью, за славой, за богатством никогда не гнался. Не знаю, но догадываюсь об их подлинной цене. Сегодня время уникально тем, что есть предпосылки для прорывных научных технологий. Есть две важнейшие темы для нашего благополучного существования на Земле: нуклеосинтез и фотосинтез. С нуклеосинтезом дело пока обстоит благополучно, умеем обогащать тяжелые атомы для получения топлива для атомных электростанций. На термоядерную энергетику надежды нет никакой, это определённо. Но сейчас более важная тема – фотосинтез; приручение фотосинтеза приведёт к получению промышленным способом белка, основы всех продуктов питания. Приручение фотосинтеза может стать делом не лет, а месяцев, надо только постараться по-умному использовать наработанный научный потенциал. Всё для этого есть!            
 
  Шут его знает, я иногда спрашиваю себя о себе: когда начался этот феномен «Гуляев», откуда ты такой взялся?! Ведь это какая-то аномалия в роде человеческом. Все умные люди живут по принципу: «не высовывайся!», чтоб не получить по башке. Мир людей жесток, беспощаден. Потому что им управляют не идеи, а интересы, интересы отдельных людей, групп, кланов, организаций. Умным людям с принципом «не высовывайся», как правило, есть, что терять. Умные же без подобного принципа неизбежно своими достижениями станут наступать на интересы этих групп и кланов, что всегда чревато утратами (здоровья в том числе). Мне же терять было нечего, потому что ничего не имел. Сначала великая революция 1917 года отняла у моих родных в Вологде и в Грязовце всю собственность. Потом сталинские репрессии, как и у многих-многих других, отняли у моей матери здоровье и профессию. Так что всё моё детство и юность прошли в казённых заведениях, на иждивении народа. Многие были лишены семьи, родительской заботы и ласки. Но это не самое страшное испытание для человека в жизни. Напротив, оно в чём-то делает человека выносливей, сильней, даёт хорошую школу познания людей. Я давно заметил, что меня отличало от других какое-то гипертрофированное чувство благодарности, не только к людям, но к домам, к местам проживания. И моя жизнь есть, в сущности, отдача долгов людям за всё добро, что сделали для нас, моего поколения. Вероятно, немаловажную роль тут сыграла и генетика, наследственность. Отчасти на вопрос: откуда ты такой взялся, можно было бы оглянуться на предков, увидеть корни. Быть может, тогда и оттуда, когда в восьмидесятых годах восемнадцатого века матушка-государыня, императрица Екатерина Алексеевна милостиво повелеть соизволила и пожаловала моему предку, рязанскому купцу Илье Гуляеву, грамоту на потомственное дворянство. Или тогда, когда в глухих вологодских лесах в восемнадцатом веке рос крестьянский мальчик Олёшка, который сам выучился грамоте с помощью дьяка местного прихода,  выучился писать и считать. Дьяк полюбил мальчишку за смекалку и чуткую, отзывчивую душу. Потом мальчик возьмёт в руки вместо сохи – инструмент бондаря, и выучится делать бочки и кадушки. Этот мальчишка стал моим пращуром по отцовской линии. Волею обстоятельств, через драмы и трагедии двадцатого века, эти две ветки соединились…      

   По правде сказать, никогда не мечтал стать писателем или поэтом. Стать писателем в привычном смысле не смог бы. Есть две причины. На слишком скудной почве пришлось родиться и жить, мало чего видел, мало чего узнал в жизни. Ведь подлинный писатель рождается и живёт на богатой, жирной, унавоженной почве, со всем многоцветием народной жизни, народной языковой культуры, традиций, обрядов, сказок и побасенок, легенд и мифов. И в своих произведениях, прямо или иносказательно, он приносит этот огромный мир нам. А у меня не было этого огромного мира. Рассказывать о переживаниях человечка, живущего в казённых заведениях, – скучно и малоинтересно. Вторая причина. Что ни говори, но все произведения художественной литературы – это сказки, то, чего на самом деле никогда не было. Здесь вымысел и правда переплетены самым затейливым образом. Возьмите любое великое произведение литературы и это всегда – сказка, миф, пусть с претензией на правдоподобие, на реализм. Но оно всегда – плод воображения автора. Я понимал, что писательство для меня будет тяжело и совестно, потому что придётся многое выдумывать, сочинять, что так претило. Стыдно было обманывать читателя. Мог писать только о том, что было в реальности, на самом деле. Тут душенька спокойна. Моё подлинное призвание – не писательство. По старомодному выражаясь, по призванию – мыслитель, думатель. Пианисты виртуозно играют на рояле, танцоры – виртуозно танцуют под музыку, математики виртуозно владеют птичьим языком формул. Но можно виртуозно владеть мыслью, проникать, как игла, глубоко и взмывать, как стрела, высоко. Это тоже искусство. Но его, увы, никому не видно, и научить этому «ремеслу» невозможно. И всё-таки моё воображение и фантазия нашли выход в творчестве, где реализм гармонично соединился с вымыслом, воображением, фантазией, игрой… Это, конечно, поэзия. Хотя поэтом себя называть совестно. Для современных читателей я очень старомоден и малоинтересен.             

   Ну что же, поздравляю с 40-летием себя и всех, у кого хватило терпения дочитать до этого места. Других поздравлений, думаю, не будет. Уже давно привык к тому, что ко мне относятся, как человеку уже загробного мира, как бы уже не живущему на Земле. Так что голос мой – голос с того света. И то сказать, человек по всем статьям не нынешнего времени. В сущности, я – человек девятнадцатого века, по воле обстоятельств закатившийся в двадцать первый век. Потому что унаследовал в генах ментальность дедушки, Николая Михайловича Гуляева, человека по ментальности и воспитанию – девятнадцатого века (он родился в 1885 году).   


Рецензии