Не введи нас во искушение

Кирилл Иерусалимский,  5 поучение тайноводственное. 17. И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см. Сир.34:9–10) и в другом: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения! (Иак.1:2). Но войти в искушение не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь в искушениях, не погружаются в них, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими; а которые не таковы, те, вошедши, погружаются, как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл, но, погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вошел в искушение отвержения, но, вошедши, не погряз, а, мужественно переплыв, от искушения освободился.
Таким образом, искушение это  не когда тебе наступили на ногу в метро, или молоко в холодильнике скисло. Это сильное и довольно продолжительное явление. Дополняя сравнение святителя с потоком, я бы отметил, что поток этот довольно мощный и переплыть его сложно. Вода подхватывает тебя и несет, и несет вниз. Человек, неготовый к искушению, впав в него, остается пассивным и захватывается потоком и тонет. Человек, не желающий подчиниться потоку, работает руками и ногами и, пытается плыть и достигнуть другого берега. Для кого-то это вначале барахтанье с беспорядочными ударами по поверхности воды, для  опытного искушенного человека - сразу осмысленные, выверенные действия. Человек, попавший в искушение, вначале придается панике, но постепенно начинает молиться, без конца творя молитву, даже  не имея возможности довести ее до конца. Но,   прилагая усилия, он продолжает молиться и постепенно удерживает молитву. И Бог слышит его и, выждав какое-то время, чтобы проверить терпение, но, не допуская, чтобы он дошел до отчаяния,  помогает ему.


Рецензии