Продолжаю гулять на Введенском...

   
      Я тут на днях призадумалась - как странно в этом году пролегают мои маршруты… в основном по кладбищам… Да, и с написанием сюжетов тоже всё странно складывается. И вроде начинаешь писать «во здравие», а заканчиваешь всё равно «за упокой». И вроде сюжет берёшь о самом весёлом празднике в году, к примеру, - Новый год! Да и песня оптимистичная, без которой ни одна ёлка не проходит, а настроение всё равно философское и располагает к мыслям о вечном, о смысле жизни, о памяти людей, о предназначении, о корнях и детях, о прошлом и будущем страны, и вообще, что же остаётся после нас… руины, «священный мусор» с очень большим вопросительным знаком. Вот так я бродила по Введенскому кладбищу в поисках могил моих героев, желая поблагодарить и поклониться им за всех у их последнего причала, но увы… время беспощадно расправляется с нашей памятью, отправляя всё в инферно вслед за телом, если память короткая. А всего в Москве 69 кладбищ. Это построили у Немецкой слободы и стали хоронить иноверцев, немцев, т. е «немые»- не умеющих говорить по- русски. Под таких подходили и поляки, и французы, и итальянцы, и настоящие немцы.  Это считается наиболее романтичным кладбищем, со многими любовными и таинственными историями.
Пока искала могилы моих героев, кого я только тут не встретила среди руин, осколков мрамора, скорбящих Ангелов, потерявших товарный вид и сопутствующие им причиндалы, то крыло обломлено, то рука, то венок  сбит набекрень, то роза отломана из рук женщины, и много ещё чего,- разбитые колонны, кресты, разрушенные и обросшие мхом часовенки, все почти превратились в руины.  Где-то фрагментами сохранилась изумительная ковка и литьё окон, створки дверей в склепах и часовнях. Удивительное кружево из металла.  Часовен здесь 12…и всё говорит о былой красоте.   
   Сегодня эта готика или псевдоготика привлекает сюда любителей романтических и исторических прогулок. Сколько надписей на надгробиях на латыни, и на других языках, омытых слезами близких и любимых. Скорбные Ангелы, плакальщицы присели у надгробий поляков, французов, итальянцев, немцев, которые несколько веков назад приехали в Россию; пустили корни, полюбили её как мать родную , женились и завели детей, семьи, Москва стала для них вторым домом, а на Введенском кладбище часть из них обрели свой последний приют. Но времена были разные, и многие дворянские семьи уезжали за рубеж после революций 1905 и 1917 года, так как было опасно оставаться в России при новой власти, и многие погибли, потерялись здесь, кто не уехал. А сегодня потомки этих людей приезжают из-за рубежа, и хотят отдать последнюю дань уважения и любви своим предкам, восстанавливают их могилы, что похвально и вызывает уважение. Это кодекс чести настоящих дворян - помнить и чтить свой род, своих родных и близких. Они по всему миру собирают останки всех своих соотечественников, считая позором не выполнить их волю о захоронении. А иначе, при потере памяти о них, рассыпаются и уходят в небытие могилы, детали памятников и надгробий, стираются фамилии, имена ,которые много сделали для России в своё время,- остаётся беспамятство. Остаётся прах…осколки, руины, тоже живописные, конечно, но вызывающие сожаление.  Порой, только догадываешься какая была раньше красота исполнена на этом месте. Сегодня рядом ведётся большое строительство 16- этажных домов с видом на кладбище, от вибраций могилы разрушаются и уходят под землю. Власти Москвы принимают меры по восстановлении многих могил и надгробий, особенно тех, кто сделал много для нашего отечества. На других кладбищах тоже ведутся такие работы.
Здесь находятся останки нескольких «королей» -  немец Фердинанд Теодор фон Эйнем- «конфетный король»,слышали о таком? Кстати, Эйнем- есть такое местечко в Баварии, небольшой городок. Эйнем любил своё дело, делал нашу жизнь слаще в прямом смысле, и основал фабрику «Красный Октябрь», которая до сих пор жива, но, в революцию много пришлось пережить семье  трудностей, фабрику  потом отобрали власти. А память осталась о той прекрасной продукции. А ведь как всё начиналось…- (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать новую жизнь, открыть свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара,-это был прорыв, помните, что раньше щипчиками отщипывали от головки сахара маленькие кусочки, и это была трудоёмкая работа. Потом (в 1851 году) он организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет, понимая, что сластён на свете намного больше,- все дети и милые дамы разного возраста любят пить чай с вкусными конфетами и шоколадом несколько раз в день, да и угощать гостей принято тоже чаем со сладким. Даже среди мужчин чаще встречаются любители сладкого, чем тех, кто равнодушен к нему.Процесс пошёл. Планы растут и осуществляются. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин – это был в то время такой единственный очень красивый и известный магазин сладостей, рецепты все превосходные, и каждый уважающий себя человек считал своим долгом там приобретать сладости  – и вкусно, и красиво оформлено в красивые коробки с рисунками, и в качестве подарка пригодится, подарить можно на любой визит к детям, друзьям и родственникам, особенно на пасху, рождество, именины, да на любой приятный визит или праздник. И дело пошло в гору. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке уже фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. Сладкая жизнь в Москве удалась и закрепилась на все времена. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфет  и чайных печений. Год основания 1867". После революции, у них всё конфисковали, и они, как и многие, выехали в Германию. Там их очень любили, русская диаспора всегда вспоминала продукцию Эйнема, ценили  их за щедрость и доброту. Они очень помогали эмигрантам. Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве, так как очень её любил и много сделал для страны. Отправляя в рот конфетку производства фабрики «Красный Октябрь» ,- кстати, очень вкусные конфеты были, они есть и сейчас тоже, необыкновенные карамельки, лучшие среди всех фабрик,- вспомните об этом человеке, подарившего наслаждение вкушать великолепные сладости и делать нашу жизнь "дольче вита". Спасибо ему!  Да, я думаю, если внимательнее посмотреть на разный бабушкин «священный мусор» в каждом доме, и порыться в нём, то непременно найдём красивую металлическую коробку из-под шоколада, рождественных конфет и миндального печенья с надписью «Эйнем» в уголочке, где взрослые хранят пуговицы, старые фотографии и письма, разную мелочь. Семейное захоронение находится напротив часовни семьи Эрлангер.-  ещё один очень  знаменитый «мукомольный король» - Антон Максимильянович( Максимович) Эрлангер и его удивительный мавзолей- часовня исполнения желаний, созданная тремя гениями Ф.О. Шехтелем, Кузьмой Петровом-Водкиным, и там находится мозаичная икона «Христос-сеятель», выполнена мастером Анатолием Фроловым по эскизам Шехтеля, (его работы можно увидеть, например, на станциях метро «Автозаводская», «Маяковская» и «Новокузнецкая») по эскизу Петрова-Водкина, куда приходят ежедневно сотни человек, чтобы попросить о своём заветном. Написать на стенах часовни своё желание или в записках, и попросить «короля», чтобы оно исполнилось. Дед Антона Эрлангер с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель, очевидно из Брюсселя, раньше так писали, по месту рождения. Отец Антона был композитор, прекрасный скрипач, дирижер, работал в Мариинском театре. Какие корни! Выбирай  любую творческую профессию! Однако отец не убедил Антона заниматься музыкой, и он пошёл своим путём. Больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство. Создал школу мукомолов, ввёл много новшеств в мукомольное дело, создал первый в России журнал «Мукомол» и внедрил первые паровые мельницы, занимался благотворительностью, помогал молодёжи, и сделал своё процветающее дело в Сокольниках с душистыми и вкусными баранками. В часовне никто не похоронен, семью перезахоронили напротив часовни. Хотя планировали гробы подвесить на цепях. Там только был похоронен сын Антона Эрлангер  - Александр, который покончил жизнь самоубийством. Часовню часто белят, так как много надписей и просьб на стенах портят внешний вид с советских времён. Приходящие сюда обращаются к нему просто - Антон или «Король», или к другим членам семьи. Говорят, что обязательно желание исполняется, иначе народ бы сюда не шёл. Пожалуй, это самый ухоженный мавзолей сейчас -  часовня в стиле модерн с колоннами, двумя золотыми рельефами Ангелов  с венком на фронтоне, и небольшим бирюзовым куполом .После революции со  временем и он пришёл в запустение и разруху , но одна женщина, не родственница, а просто верующая Тамара Кронкоянс, называли блаженная Тамара,  шестидесяти лет, больная, еле ходила, инвалид, но поселилась на кладбище в шалаше, и прожила около часовни 12 лет, собирая милостыню  в кружку у церкви Петра м Павла, и у метро на реставрацию часовни, и набрала средства. Очевидно, это был её обет такой. Она была очень верующий человек, и когда увидела внутри часовни Христа – Сеятеля, поняла, что нужно спасать эту часовню от разрухи. Хотя её гнали с кладбища, ломали шалаш, но она продолжала жить там даже зимой, согреваясь буржуйкой. Часовня после реставрации похорошела и поток людей к ней увеличился во много раз. Часовня находится на углу 11 участка.
 
  Здесь же в районе 10,11,12, участков находится чрево этого кладбища, несколько великолепных памятников. Это место мне напоминает Париж, Пер-Лашез …  -всё похоже на музей под открытым небом. Вот и памятник- надгробие двум известным братьям актёрам –трагикам  Роберту и Рафаилу Адельгейм работы скульптора Л.Альтконе. Они погодки. Старший Роберт. Все останавливаются у этого надгробия, заворожённые его красотой. Ангел скорби из белого мрамора привлекает внимание. Часто сюда приходили готы, и сегодня устраивают паломничество к Ангелу, с раскрашенными в разные цвета волосами и лицом, все в чёрной одежде, они приходят сюда фотографироваться и делают здесь селфи на фоне с этим прекрасным Ангелом, самым большим и красивым на этом кладбище. Сначала братья получили разное образование-Роберт-техническое, а Рафаил музыкальное, прекрасно играл на фортепьяно. Но их больше всего интересовала классическая литература и театр, поэтому они заканчивают в 1888 году драматическое отделение Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. Они играли потрясающий репертуар- «Отелло», «Король Лир», «Гамлет», »Разбойники», знакомили публику всех наших городов с таким изысканным репертуаром  великих трагиков Шекспира и Шиллера, и имели колоссальный успех и известность.
      
      Есть тут несколько порталов с красивыми скульптурами плакальщиц, скорбящих об усопших, сидящие на ступенях у портала двери в иной мир…и женщинами, покидающие этот мир. Вот рядом могила французских коммерсантов Леона и Софи Пло. Судя по табличке, ушли в мир иной в один год. Даты и месяцы не указаны, только года, что вызывает разные мысли. Стою в раздумьях. Что же произошло? Они богаты и успешны, даже судя по надгробию. Ему всего 52 года , а ей на шесть лет меньше… Муж занимался торговлей металлами, чугуном, сталью, железом и разбогател во времена строительства железных дорог. Супруга держала перчаточный магазин на Мясницкой. Посмотрим внимательней – вот портал - дверь, как символ входа в иной мир. На ступеньках бронзовая скульптура красивой молодой женщины у двери в раздумьях, она не скорбит, а решает, как ей поступить, она словно ждёт кого-то, но в нерешительности останавливается и оборачивается. В руке у неё живая красная роза, а раньше в руке у нее был бронзовый цветок, но его отломали вандалы.(ох,уж эти...) Очевидно, это история любви и ревности…Софи была очень красивой женщиной, это отмечали все, даря ей комплименты и знаки внимания, цветы…. Кроме того, - непередаваемый французский шарм красавицы кружил головы многим - и женщинам, и мужчинам, в особенности. Но … стоя рядом с этой скульптурой красивой женщины, вы вдруг начинаете чувствовать в воздухе тонкий, непередаваемый запах изысканных французских духов… Что это? Я оборачиваюсь, - рядом никого… Это её духи, так как никого рядом нет, а мои пахнут по-другому… Чувствую её присутствие. Ну и дела …дверь портала в этот момент мне показалась чуть приоткрытой, а через минуту, когда я взглянула вновь - уже затворена. Я ничего такого не принимала для таких видений и галлюцинаций, клянусь. Ну, а муж Леон, конечно, ревнивец, по закону жанра, которому мерещатся измены красавицы жены на каждом шагу. Ему кажется, что все хотят украсть у него его возлюбленную, все жаждут овладеть ею. Его бесит, что она разговаривает в своём магазине с богатыми мужчинами покупателями и даёт им перчатки в руки, в прикосновении рук он уже видит измену. Всё является поводом для ревности- взгляд, улыбка, поворот головы, любой знак внимания или слово. Такие мужчины - собственники готовы ревновать жену к швейной машинке, к каждому столбу, носовому платку, домашнему животному, и чаще всего не любят заводить детей, чтобы не делить возлюбленную ни с кем, она должна принадлежать всецело только ему, вот только тогда он чувствует свою самодостаточность, но ненадолго…так как он не верит, что она верна ему, и подозревает, что у неё есть любовники… А значит, жизнь его превращается в АД, и у окружающих тоже. В каждом мужчине априори он видит соперника, ведь фантазия и воображение у таких мужчин без берегов, разыгрываются до крайности. Один девятый вал, накрывает за другим. Но на доске с датой рождения и смерти написано на французском – «родителям от детей». Значит, дети были. Казалось бы, что у них всё есть в жизни, и жизнь удалась, но червь ревности разъедает его душу, так как думает только об измене, и он лелеет планы мести для своей жены .Это одна из самых кровожадных легенд Введенского кладбища. Рассказывают, что якобы муж, узнав о том, что Софи ему изменяет,(?, всегда находятся доброжелатели и завистники...) заказал этот памятник, а потом убил её и себя из пистолета. Появление этой истории вызвано скорей всего тем, что на надгробии у супругов указан один и тот же год смерти. Но, возможно, здесь была другая история, не менее кровавая, революционная, ведь достаточно взглянуть на год смерти 1905-й.Сколько судеб рушились в этом году, кто мог и успел уехать, - те живы, остальные попали в жернова этого времени. Всё может быть… А ещё, может быть смертельная болезнь, эпидемия. Памятник красивый. И каждый день кто-то приносит ей розу…это очень романтично и трогательно. 

   На дорожке между 11-м и 13-м участками есть сразу несколько любопытных надгробий. Прямо напротив Эрлангеров - могила известного ювелира   
Роберт  Фульда -  он был сыном богатого купца, но драгоценности для него не были главными в жизни. Отец  - Фердинанд Леонтьевич был, как положено просвещенному предпринимателю, любителем изящных искусств, обожал музыку и покровительствовал Московскому музыкальному обществу. А вот сын его оказался большим поклонником спортивных игр.Главным для него был футбол, как ни странно! Да, это был именно тот человек, который нашему народу подарил футбол. Подарок, прямо скажем , получился царским. В него влюблены теперь многие болельщики и игроки не только зарубежья, но и нашей страны. Это видно по столпотворениям, которые устраиваются когда проходит желанный матч по футболу. Я за границей в Мадриде, Барселоне, в Италии, Франции несколько раз попадала в ужасные многочасовые пробки на дорогах, так как все ехали только в одном направлении- на футбол и дороги были заняты.  Для них – это праздник души. У нас тоже полюбили эту игру, и болельщики ездят на игры за своими любимцами в другие города целыми поездами. Как-то я попала в такой поезд случайно…Что тут сказать? Болельщики своеобразный народ... Недавний Чемпионат мира по футболу проходил и в нашей стране.Матчи проходили и в Самаре, Москве, во многих городах. У нас было столпотворение, столько народа приехало!Многие так полюбили наш город и не хотели уезжать к себе на родину.Вот что значит самарское гостеприимство!Интересно, вспоминали ли о Роберте наши футболисты и начальники от футбола? А болельщики? А роль его была действительно велика. Повод  для этих воспоминаний был прекрасный. А ведь Роберт был совсем мальчишкой, когда начал продвигать футбол у нас в стране, где ничего о нём не слыхали. Он выпускник  юридического факультета окончил Императорский Московский университет в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Ещё на студенческой скамье сын московского купца Р.Ф. Фульда — молодой юрист, влюбленный в теннис и футбол, — начал путь в большой спорт, создав в Москве Комиссию по устройству подвижных игр.Это было совсем непросто пробить такое дело в то время, это был первый шаг, так как начальники не понимали почему нужно играть одним мечом,отбирать его друг у друга целыми двумя командами. Это им казалось глупостью.Но он мог убеждать,ссылаясь на необходимость подвижных игр,доказывал, что подвижные игры укрепляют здоровье нации, а это главное,и тут не возразишь… Ходил по инстанциям, убеждал, и с ним соглашались.Он умел убеждать.
    А сам Роберт был удивительны человек,и смелый, мог рисковать! Энергия через край и всегда добивался своего. Привезти и внедрить заморскую аглицкую подвижную игру в «неумытую Россию» -это определённый риск,а главное, сделать её самой любимой игрой, как и во многих странах - это надо было суметь сделать. В 1904 г. он впервые перевел на русский язык и издал «Футбольные правила этой игры.  Постепенно вводил секции, организовывал клубы, турниры,Раньше в России и не слышали о теннисе или футболе, а он заставил всех полюбить эту игру и детей, и взрослых, и просто простой народ, и даже были футболисты из Московской духовной семинарии.А потом появились и женские команды. Он вкладывал средства в развитие нашего футбола и считался отцом русского футбола, создал в Москве начала XX века первую футбольную команду, а главное- очень любил Россию. Собственно,с него и начался в России организованный спорт.Сначала Роберт Фульда учредил в 1896 году Комиссию по устройству подвижных игр. А затем, в 1905 - Сокольнический клуб спорта, где начал развивать сразу две модные аглицкие игры: лаун-теннис и футбол. Собственно, именно с Сокольников и начался весь футбол в Москве.   А в 1914-1915 годах он был даже председателем Российского футбольного союза.
Во время революции 1917 года, все усложнилось, и в 1922 году он написал письмо с просьбой, чтобы можно было выехать в Германию на лечение, его выпустили. Они там прожили до прихода фашистов к власти с женой, и со второй  исторической  родины они эмигрировали в Швейцарию, так как были евреи, а сын Борис был арестован нацистами и попал в лагерь Дахау, где провел там пять лет . Остаток жизни они прожили в Швейцарии. В футбол и теннис играть уже не мог - пришлось переключиться на керлинг. Причем привычка все организовывать не изменила ему и тут: Кубок Фульды по керлингу разыгрывался в Давосе с 1937 года на протяжении полувека.
          Роберт Фульда умер в прекрасном городе Лозанне в 1944 году. Позднее, когда стало возможно,его внук, в соответствии с пожеланием деда,привёз все останки семьи в Москву, и похоронил на Введенском кладбище. Взгляните на надгробие…   
  Мы видим потрясающей красоты мраморная плакальщица присела на ступеньки около двери в иной мир.Очень красивое надгробие- склеп. Приглашает к раздумьям. Выполнено в лучших традициях Европы. Даже не хочется озвучивать… всё в этом надгробии выполнено прекрасно. Будем помнить этого замечательного человека, открывшего нашему народу футбол, игру, которые любят миллионы в нашей стране. Спасибо ему от всех.Будем помнить.
Склеп-надгробие Р.Фульда на Введенском кладбище.
   продолжение следует


Рецензии
Изумительная публикация! Как похоже на Гиляровского. Впрочем, по насыщенности фактами, даже интереснее. Жаль, не читала Вас раньше. Благодарю. Галина.

Галина Алинина   25.05.2023 21:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, рада,что понравилось на моей страничке. С теплом и уважением-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   21.08.2023 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.