Транссибирская магистраль. эссе Ч. 1

                Via est vita
  Когда-то в молодости у меня была мечта: проехать от Ленинграда до Владивостока по железной дороге, то есть чуть менее 10 тыс. км. Мечта так и не осуществилась по простой причине. В Советском Союзе научным сотрудникам такие расстояния предписывалось преодолевать самолетом. По небольшим участкам этой магистрали в разное время, мне все-таки удалось проехать, в том числе на великолепном поезде Москва – Пекин. Но интерес к этой магистрали остался.Создание её оказалась весьма удивительным. Вот что пишет об этой стройке века LifeGlobe – «Эта магистраль яв-
ляется одной из длиннейших в мире, и сложнейшей в мире по условиям строительства».
   Обратимся к истории магистрали. О строительстве начали говорить еще в середине девятнадцатого века. В 1857 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н.Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах
России. Он поручил военному инженеру Д. Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. Первый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 г. на отчете иркутского генерал- губернатора государем была наложена резолюция: "Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора". АлександрIII.
Император Александр III был умным человеком и прекрасно понимал значение магистрали для Российской Империи. Желая хоть как-то привлечь к строительству своего наследника, Николая Александровича (будущего, увы, не столь
умного сына – Николая II), он пишет в его адрес специальный рескрипт, в котором прямо говорится: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы
сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных
стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути». Прибывший из Японии на родину наследник престола выполнил монаршую волю, заложив первый камень и серебряную закладную пластину в строительство дороги 19 мая
1881 г. во Владивостоке.
Ремарка. Историки свидетельствуют: «Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определялась в 350 млн. руб. золо-
том (в конечном итоге стоимость строительства превысила миллиард). Поэтому в целях ускорения и удешевления строительства, в 1891–1892 гг. для Уссурийской линии и Западно-Сибирской линии (от Челябинска до р. Обь), взяли за основу упрощенные технические условия. Так, согласно рекомендациям Комитета, умень-
шили ширину земляного полотна в насыпях, выемках и на горных участках, а также толщину балластного слоя. Укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, сократили количество шпал на 1 км пути и т. д. Предусматривалось капитальное строительство только больших железнодорожных мостов, а средние и малые мосты предполагалось возводить деревянными. Расстояние между станциями допускалось до 50 верст, путевые здания строились на деревянных столбах. Здесь строители впервые
столкнулись с вечной мерзлотой.
                Продолжение http://proza.ru/2021/02/14/17


Рецензии
Великий сибирский рельсовый путь...
И вправду, магистраль эту можно причислить в одному из всемирных чудес.
Спасибо, Алиса, что вы печатаете эти материалы, ещё не известные многим читателям.
Грандиозный замысел, несмотря на все трудности, удалось осуществить!
С уважением и признательностью,

Элла Лякишева   28.02.2021 20:44     Заявить о нарушении
Многогранным человеком был мой отец. То, что его произведения читают - лучшая память о нем. И я стараюсь этому способствовать.

Алиса Юровская

Юрий Юровский   04.03.2021 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.