Лабиринт

Монопьеса
Комната. В середине комнаты стоит молодой человек 35 лет. Недалеко от него стоит стол. На нём ноутбук, планшет, мобильный телефон.
Молодой человек (растерянно смотрит в зал) Я живу в двух мирах, в виртуальном и настоящем. Не буду говорить, сколько мне лет, пусть каждый из вас посмотрит на меня и сделает выводы. Вы знаете, я зависим. Нет, я не наркоман, не алкоголик. И даже не курильщик. Я зависим от всего, от этого. (Показывает на стол).  Раньше, если я ограничивался тем, что играл в разные игры, например в танки.… То потом мне этого стало мало. Я утром встаю и сразу к ним. Иногда вспоминаю, что надо поесть, только когда чувствую боль (показывает на живот). Жена от меня ушла, есть ещё у меня сын, подросток. С ним мы очень редко встречаемся. Он меня любит, скучает. Раньше когда я не был, зависим, мы играли с ним в футбол. Работу я бросил, друзей забыл. Теперь я с ними. Создал себе виртуальный мир и живу в нём. (Подходит к столу).  Друзья, как вы? Молчат! Предметы, что с них возьмёшь? Но, я люблю их. Утром как встанешь, сразу к ним (гладит ноутбук). Люблю!
Однажды я посмотрел в окно и увидел нищего старика, переходящего дорогу. Нищий в лохмотьях, так жалко озирался по сторонам. И во мне вдруг всё перевернулось. Что же я делаю? Я путешествовал по всемирной паутине, а мир не видел. Да что мир? Я не был в ближайшем парке уже много лет. У меня столько виртуальных знакомых, но не с одним из них, я не сидел за столом и не пил  чашечку чая. Не поговорил по душам. У меня столько информации, но я одинок. А эти бесконечные игры, они измотали меня совсем. Я стал как робот, во мне стали атрофироваться чувства.
А недавно, со мной произошла из ряда вон выходящая история. Я оказался в лабиринте. Какие-то комнаты и из них не выйдешь. Вроде выходишь и долго идёшь,  кажется, что вот-вот выход и идёшь к нему. Но, заходишь опять в ту же комнату, откуда вышел. И я здесь не один. Нас здесь несколько человек. Видимо ни я один клюнул на это объявление. Оно гласило, что сдаётся небольшой особняк, тихий, уютный. Здесь вы можете отдохнуть в тишине, послушать пение птиц за окном. Здесь вас вкусно покормят, можете прилечь и поспать в любое время. Да, ещё там, в объявлении было написано, для очень уставших людей. И ещё скрыться от суеты. Да, вот же оно (берёт листок бумаги со стола, читает). «Наше объявление для очень уставших людей. Вы устали от суеты, от семьи, от работы, от всего, что вас окружает? Мы предлагаем вам временный уют для отдыха, то есть скрыться временно в моём особняке». А дальше я вам читал, отдохнуть в тишине, послушать пение птиц.… Да, ещё здесь в конце было интересное. (Читает) «Каждый вечер можно писать на листочке, что бы вы хотели поесть на следующий день. На завтрак, обед и ужин». Листочки и ручки нам разносит хозяин особняка, и потом всё забирает. Мы не имеем право при себе иметь ни ручек, ни листочков.  Здесь только живое общение. То, чего нам сейчас всем так не хватает. Столовая в соседней комнате.
И в конце крупными буквами: «вас ждёт сюрприз, о нём узнаете на месте».  Сюрприз это лабиринт. Лабиринт - игра. Через двадцать пять дней хозяин особняка нас выпустит из этого лабиринта.  Но, мы можем уйти раньше, если сами выберемся. И вот мы, пятеро взрослых людей каждый день ищем выход из лабиринта, не потому, что здесь так плохо, чтобы хотелось сразу уйти. Здесь довольно уютненько. Мы ищем выход из интереса.  Должен же он быть. Но мы натыкаемся только друг на друга. И спрашиваем при встрече, ну, как? И пожимаем плечами. Это означает, что выход из лабиринта никто из нас не нашёл.  (Звенит звонок) Это звонок к обеду, пойду поем. Я заказывал себе на обед борщ, котлету, на гарнир гречку. Простая еда, а я соскучился по ней. (Заходит в комнату, через некоторое время выходит оттуда). Не знаю, зачем я отозвался на это объявление. Всё то, что здесь написано, от чего можно устать,  у меня нет. Ни семьи, ни работы.… А то, что окружает.…Хотя если честно, я устал, измотался. От того, от чего зависишь, тоже устаешь. Да, забыл сказать, вот это всё (показывает на стол) здесь не работает. Просто лежит. Хозяин этого особняка человек неглупый. Он понимает, что нельзя сразу оторвать человека от того, что ему дорого. Это же  больно, когда сразу отрываешь, оно вросло и … (растеряно), больно. Всё настолько спокойно здесь. Да, ещё здесь есть комната под открытым небом, где мы общаемся. Здесь самое главное общение. Нас вновь прибывших пять человек. Среди них, одна молодая девушка, очень добрая.  Вы знаете, я немного забегу вперёд и скажу интересную мысль. Я людей часто ассоциирую с чувствами. Как вам это объяснить… Я и объясняться уже отвык. Ну, вот смотрите, здесь вновь прибывших, как я уже сказал пять человек, это вместе со мной. Я пятый. Кроме меня здесь девушка, молодой человек, женщина и пожилой мужчина. Опишу всех, какими я их увидел за эти три дня.
Да, забыл сказать, в этом особняке мы уже три дня. Двадцать пять минус три, нам осталось здесь жить ещё двадцать два дня.   Девушке двадцать лет, молодое создание, волосы тёмные, глаза голубые, хрупкое телосложение, голос тихий, мягкий, ходит всё время, оглядываясь, как будто хочет тайно пройти мимо кого-то. Очень стеснительная. При разговоре редко смотрит прямо в глаза. Но, в то редкое время, когда она смотрит, от её нежного и ласкового взгляда невольно хочется опустить свои глаза. Эту девушку я ассоциирую с добром.  Пожилому человеку, не могу понять, сколько лет. Но, думаю восемьдесят, не меньше.  Он постоянно находится в каком-то полусонном состоянии, даже когда ходит или говорит. Одет в костюм до того ветхий, что кажется он порвётся, если прикоснутся к нему. Но, несмотря на это он опрятен и чист. Его я ассоциирую с совестью. У парня глаза злые, колючие, смех громкий. От него невольно шарахаешься. Всё время чего-то ищет, недовольно бурчит, самодоволен и в себе уверен. Он у меня ассоциируется  со злом. Женщине, около шестидесяти лет. Романтическая натура. Слушает всех, раскрыв рот, боясь пропустить хоть одно слово. У неё все время счастливое лицо. Она у меня ассоциируется с верностью. Естественно, у них у всех есть имена. И мы представились друг другу. Но я забыл, как их зовут. И переспрашивать как-то неудобно. А потом, зачем мне это? Эти временные встречи их столько бывает в нашей жизни…
И вот, в комнате мы собираемся и общаемся. Нас никто не заставляет, не думайте! Просто, мы сдали при входе мобильные телефоны. Когда будем выходить, заберём. Здесь такие условия. Ни книг, ни мобильных телефонов, только общение между собою. Женщина, которая мудрая, сказала, что многие, узнав об условиях, разворачивались и уходили. Это, скорее всего, были внимательные люди. А я рассеянный, расписался и зашел. У меня даже в мыслях не было почитать условия договора. И вот попал в ловушку. Надо эти двадцать пять дней как-то прожить, то есть уже двадцать два.  Хозяин этого особняка сказал, что пребывание здесь можно продлить, но уйти раньше нельзя.   Неприятный тип, ходит в каком- то капюшоне. Лицо не разглядеть. Разговаривает быстро. Мало что понимаю из его речи.
 Да, теперь о девушке, которую я про себя назвал доброй. Я спросил у неё, зачем она пришла сюда? Отчего так сильно устала? Она сказала, что от одиночества. Я засмеялся, она меня развеселила. Спросил у неё, а ей не кажется, что она окунулась в ещё большее одиночество? Она сказала, нет!  Этот особняк с лабиринтами для неё шанс. Лично я не представляю, о каком шансе она говорит. Завтра ещё хочу с ней поговорить. У нас пока не получается общаться сообща, вместе. Может, так было бы интереснее. Можно было поспорить, поразмыслить, узнать мнение другого человека. Пока мы разделились на пары. Добрая и  я.  Злой и мудрая женщина. Она взяла его под опеку. Возится с ним как со своим сыном. Подкармливает его. Тот любит пирожное, и вот она свою порцию недоедает, отдаёт ему. Всё время даёт ему мудрые советы. Парень смущается, но как-то со злостью. Пожилой мужчина интеллигентный, внимательный, всегда пропустит дам вперёд. Он немощен. Иногда идет, шатаясь. Говорит, голова кружиться. Не всегда, временами.  Мы как-то все стали его оберегать. Когда сидим в комнатке для общения, и нам не о чём не хочется друг с другом говорить, мы слушаем пожилого человека. Он может долго рассказывать о своей жизни. Есть о чём. Она у него длинная. Я слушаю и удивляюсь, какие были чистые отношения в его молодости. Он рассказывает, что когда познакомился со своей женой, первое время они ходили, держась за руки. А когда кто-то проходил мимо, отпускали руки. Они смущались даже такого знака внимания. Поцеловались только на свадьбе. Стали жить вместе как муж и жена только после свадьбы. Не знаю, как другие, но я слушаю это как сказку. И мне она нравится.
Сегодня пятый день моего пребывания здесь. Только что мы общались. Я пришёл к вам из комнаты общения. Потихонечку у нас налаживается общее общение. Уютно там! Красиво оформленная комната, яркие, разноцветные обои.  Два дивана, кресла, столик. Злой парень оказался организатором. Но, он немного назойлив. Он предложил, когда мы все собираемся в комнате для общения, каждому рассказывать о себе. Сначала биографию, потом какие-нибудь интересные случаи из жизни. Мы все согласились. Так как нас лишили нашего средства общения, (показывает на стол) надо чем-то занять себя.  Сегодня рассказывала о себе добрая девушка и мудрая женщина и, конечно же, хотя была ни его очередь, пожилой мужчина. Завтра моя очередь рассказывать и злого парня, то есть нашего организатора. Из рассказа мудрой женщины я понял, что у неё не жизнь, а мечта. Ей уже под шестьдесят, она одинокая, но есть племянники, о которых она заботилась. Жизнь её бурлила, работа, хобби, племянники. Теперь племянники  выросли, у них свои семьи. Она на пенсии. Но, у неё осталось хобби. Она пишет пьесы, сказки для детей и периодически отправляет их на конкурсы. На те, где возраст не имеет значение. Это она мне так сказала. И так из года в год. И она верит, что настанет такое время, когда пьесы её поставят в театре, а из сказок сделают сборник. И когда я ей сказал, что она мечтает о нереальном и напомнил ей о возрасте, что ей не 18, а почти 60, знаете, что она мне ответила? Какая разница сколько мне лет, если у меня есть талант и я пишу гениально. Если честно, я на неё разозлился вчера. Мы с ней беседовали, и она вывела меня из-себя.  Добрая девушка стала теперь общаться со злым парнем, видимо со мной общение у неё исчерпалось. Так вот,  вчера мудрая женщина стала учить меня как избавиться от моей зависимости, то есть от всего этого (показывает на стол). Учила долго, терпеливо. Говорила, что когда я, уткнувшись, смотрю на них (показывает на стол), я пропускаю пение птиц, голубое небо, весенние цветочки, радугу. Что я не замечаю  танец  листьев осенью, пушистые хлопья снега зимой. Я ей сказал, что всё это я могу видеть, когда захочу в интернете, в любых красках, в любое время года. Она сказала, что это не то, это не живое, то, что там (показывает на стол).  А настоящее создал Господь Бог.
А сегодня я разозлился на неё и сказал, что и она зависима. Пока она, уткнувшись, пишет всякую ерунду, она тоже пропускает и снег, и радугу и даже ветер.… И что её мечта это тоже зависимость. Она мне стала говорить, что я не прав, что ее талант от Бога и когда-нибудь его признают. Я спросил, когда? И напомнил ей, что жизнь не безгранично и имеет свойства заканчиваться.  Она заплакала.  И что-то во мне растаяло.
Я защищал то, что люблю, вот это. (Показывает на стол). Железки, которые не дышат, не живы, в них нет души. И обидел то, что мне недорого, но живое. И мне стало больно (показывает на грудь) где – то здесь. И мне стало тепло от этой боли.  Завтра я хочу попросить её, чтобы она почитала какую-нибудь сказку из своих сказок. Думаю, ей будет приятно. (Уходит, через некоторое время заходит).
 Седьмой день, как мы здесь, в этом лабиринте.  Мудрая женщина со мной не общается, обиделась. Но, я в столовой и в комнате общения  пытался с ней заговорить, диалога не было, только монолог. Я попросил у неё прощения  и ещё попросил, чтобы она почитала нам свою сказку или пьесу. Но, она промолчала. И когда я рассказывал о себе в комнате общения, она смотрела в сторону. Рассказывая о себе, я открывался не только для других, но и для себя. Я давно не видел родителей, общаюсь с ними по телефону и то иногда. А ведь мои родители каждый месяц отправляют мне на карту деньги, чтобы я на что-то жил. Добрая девушка и  злой парень задавали мне какие-то вопросы, я старался отвечать на них честно. Да, сегодня к нам заходил хозяин особняка, опять в своём капюшоне, спросил, как нам тут живётся, нет ли жалоб? Мы промолчали.  И только пожилой человек попросил, чтобы хозяин показал выход из лабиринта. Он сказал, что мы не убежим. Просто покажите. Ведь есть же выход из лабиринта, как же мы пять взрослых людей не можем его найти. Но, хозяин молча вышел. А я подумал о том, что если бы он показал выход, наверное, я бы всё равно остался на эти двадцать пять дней, уже на восемнадцать. Тоска по моим железным друзьям постепенно проходит. Мне нравиться находиться в комнате общения под открытым небом, мне приятно ощущать веяние ветра на своём лице. Я закрываю глаза и представляю, что я на берегу моря. Волны ударяют о причал, и от брызгав, я весь мокрый. Чайки с криком пролетают над морем, и я улыбаюсь этому блаженству, тому, что создал Господь Бог. Когда хозяин откроет нам двери, я пойду к родителям, попрошу  у них прощение. Потом я устроюсь на работу, утром буду уходить, а вечером возвращаться домой и чувствовать лёгкость от усталости. (Уходит, через некоторое время заходит).
Сегодня одиннадцатый день пребывания здесь. После завтрака, мы все как обычно бродили по лабиринту в поисках выхода. И я столкнулся с парнем и от столкновения упал на пол. Я сильно ушиб спину. Сначала мне показалась, что я сломал себе позвоночник. Но, когда парень протянул мне руку, я встал. Он помог мне дойти до моей комнаты. В глазах парня я увидел сочувствия. Я пролежал у себя в комнатке целый день, спина болела.
Дни вроде проходят размеренно, в какой-то мере по графику, никем не установленному. И мне здесь нравится с каждым днем всё больше и больше, в этих лабиринтитах, в этом маленьком мирке, где я сейчас живу. Вчера, когда я встретился в лабиринте с пожилым человеком, он пристально посмотрел на меня. Я хотел пройти мимо, но он остановил меня.  Положил свою руку на моё плечо и ещё раз посмотрел на меня. На этот раз я увидел в его глазах глубокую грусть.
-  Я нашёл выход из лабиринта, сказал он мне. Вы? – почти крикнул я. Я был ошеломлён и не поверил его словам. Если бы это сказали добрая девушка и злой парень, можно было поверить, они дольше всех бродили по лабиринту. - Я бы показал выход, но думаю, что вам ещё надо здесь пожить. Вам это пойдёт на пользу. Он прошел несколько шагов и остановился. Молодой человек, - сказал он, цените жизнь, радуйтесь каждому дню. Вы думаете, что от вашего до моего возраста огромная пропасть? Но, это не так. Между моим и вашим возрастом лишь короткий мостик. Его можно пройти и можно пробежать. Но, лучше идти шагом. Тогда будет время обдумать свои шаги. Потом он мне сказал, что не относится к тем людям, которые говорят, что если вернуть всё обратно, они жизнь прожили бы по другому. Он был доволен каждым прожитым днём и считал, что прожил хорошую жизнь. Я спросил у него, у вас, наверное, была бурная молодость и беззаботная жизнь, есть о чём вспомнить? Он сказал, нет! В жизни бывали трудности, но он жил честно, по совести. Любил, уважал своих ближних, был предан только одной женщине, своей жене. Никогда не предавал друзей. А теперь у него есть награда за его жизнь, дети и внуки, которые любят и заботятся о нём. Я опять слушал его повествованию как сказку, под которую мне захотелось уснуть. И на следующие дни опять её послушать, потому что мне нравилась эта сказка. Я добрёл до своей кровати и крепко уснул. Так крепко, что проспал общение. Я вышел побродить по лабиринту и встретил добрую девушку, она сказала, что пожилой человек ушёл. Приходил хозяин и сказал, что он нашёл выход из лабиринта. Но, как? Я не мог понять. Нас осталось четверо. (Уходит). В его отсутствие звучит тихая музыка. Через какое-то время заходит.
Семнадцатый день пребывания  в особняке. У нас появилось новое увлечение, мы  слушаем сказки и пьесы пожилой женщины. Она их рассказывает наизусть. Настал её звёздный час. Вы не представляете, как она счастлива. А потом мы разучили одну пьесу и разыграли её. Там как – раз четыре действующих лица. Так, вот, злой парень стал звездой нашего маленького театра. Вы бы видели, как он играл… Мы, на наш спектакль пригласили хозяина особняка. Он долго сопротивлялся, говоря, что он общается с клиентами только по вопросам пребывания здесь. Но, мы всё - таки его уговорили. А иначе, как? Играть без зрителя? Он долго хлопал после премьеры, сначала сидя, потом стоя.  Подошёл к парню, пожал руку и сказал, спасибо! Оно и понятно. Ему досталось главная роль. А  мы так, дополняли его игру. И я понял, общение много значит в нашей жизни. Живое общение затрагивает  сердце, от него становится тепло и это тепло натуральное. (Уходит, в его отсутствие звучит тихая музыка)
Двадцать первый день пребывания в особняке. Такое ощущение, как будто я проснулся от долгого сна. Я про ту жизнь (показывает на стол). Как я мог! Я столько пропустил. Недавно мне в голову пришла такая мысль. Мы уже долгое время, едим продукты с усилителями вкуса. Обычные продукты без этих добавок уже многим кажутся невкусными. Хотя с добавками продукты вредны для нашего здоровья. Но если там выбора у нас остаётся всё меньше и меньше. То здесь мы свободны в выборе  (громко) слава Богу! Никто не может отнять у нас звёзды, воздух, ветер, солнце.… Смотрите на звёзды хоть всю ночь, и у вас никто не потребует за это плату. Никто у вас не отнимет право любить, дружить, общаться. Потому что кто нам дал всё это, он полон любви и милосердия, (громко) слава Богу!
Двадцать пятый день. Вчера вечером, когда хозяин особняка собирал списки насчёт еды, я ему сказал, спасибо! Вы это мудро придумали, я имею в виду лабиринты.  За короткое пребывания здесь я многое понял. Он улыбнулся и вышел. Я остался один. Парень, девушка и женщина  тоже нашли  выход из лабиринта и ушли. Не в один день. Девушка ушла на двадцать второй день, парень на двадцать третий, женщина вчера, на двадцать четвёртый. И я уже знаю, где выход, мне хозяин особняка сказал. И я могу уйти в любое время отсюда. Но, мне так хочется попрощаться с вами и ещё немного рассказать о своих ощущениях. Я не могу понять, как же догадались другие, где выход из лабиринта и почему они мне об этом не сказали, даже добрая девушка. Я думаю, тут могут быть две причины. Либо дверь открылась неожиданно. Они вышли посмотреть что там, за дверью, и она закрылась. Либо их выпустил хозяин. Специально так спланировал, чтобы мы потом не встретились, чтобы наши ощущения, память, чувства друг о друге были связаны  только с этим лабиринтом. А мы думали все, что при расставании, договоримся о встречи, и периодически будем общаться.  Оказывается, выход из лабиринта был в комнате общения. Дверь была вставлена в стену. А так как стены разноцветные, она была незаметна. А для того, чтобы она открылась, надо было щёлкнуть выключателем три раза подряд. Я почему-то уверен, что девушка, парень и женщина ждут меня на улице. Да, да! Я даже знаю, что они скажут, когда я выйду. Парень напомнит, что завтра репетиция! А все остальные засмеются. Мы же здесь почти каждый день устраивали репетиции. Даже парень сказал, что он, наверное, будет поступать на актёрский факультет. Здесь он нашёл своё призвание. И он совсем не злой. Как же первое впечатление бывает обманчивым.  (Какое-то время смотрит молча в зрительный зал). Берегите друг друга! Выключает свет и уходит.
Автор: Тамара Оксузян
Июль 2019 года.


Рецензии