90 год. Гл. 7. Статья в Казахстанской правде

Глава 7. Статья в Казахстанской правде.

Балует иногда денёк внезапно наступившим спокойствием. После обеда, во второй половине дня, – парой часиков передышки. Начало разворачиваться солнце, к такой ещё далёкой весне, и всё чаще заглядывает оно в два огромных окна моего кабинета, выходящих на юг. И заполняется нежным, сонливым теплом, кабинет.
Вдруг перестают звонить телефоны, да и мне звонить кому-то, нет надобности. Все сотрудники при делах, я им не нужен, они не нужны мне, да и горожане на короткое время забыли, что есть в городе телефонный начальник и запамятовали дорогу в его кабинет.
Я радуюсь солнцу, радуюсь возможности побыть наедине с собой и просто сосредоточиться над той, или иной проблемой, которую следует спокойно, не спеша, обдумать, подтягиваю поближе, наиболее интересные отчёты, сопоставляю и анализирую цифры.

Незаметно пролетает такое время как впрочем, и всякое другое, часовая стрелка упирается в цифру – пять, минутная упорно продвигается по окружности к окончанию рабочего дня. Если до пяти не потревожила секретарь, не известила об очередном сборе в горкоме или горисполкоме о необходимости присутствовать на совещании по неотложному вопросу – можно окончательно расслабиться – значит, рабочий день завершится спокойно и даже домой удастся уйти вовремя.
Эх, похоже, сорвалось! Понадобился я всё-таки своему секретарю Гильде Гаер.
– Виктор Васильевич, к вам – корреспондент…
– Какой ещё корреспондент, я же только что от корреспондентки отделался?
– Этот, из другой газеты – из Республиканской…
– Ну вот! То хвастаться, то жаловаться! И чем это мы ему не угодили?  – Впускай…
Входит моложавый высокий, симпатичный казах.

– Моя фамилия Ережепов. Я вновь назначенный специальный корреспондент Казахстанской правды по вашей области. Мне посоветовали взять у вас интервью по проблемам развития телефонной связи в городе, и хотелось бы на эту тему побеседовать...
Ну что тут скажешь, ну, прямо чудеса! В одночасье жизнь связистов стала вдруг интересной прямо во всех репортёрских инстанциях.
Вяло пытаюсь сопротивляться
– Но мы же только что опубликовали интересующий горожан материал в областной газете…
–Да, я ознакомился. Думаю, разговор на телефонную тему будет интересен и для республиканских читателей, ведь проблемы развития связи, наверное, по всему Казахстану одинаковы?

Да, более-менее одинаковы, хотя изложенная в статье для Степного маяка жизнь синегорских связистов – эта малая, совсем малая толика вопросов, которые их волнуют. И если точно, то там изложены вопросы, которые волнуют горожан, а у связистов – есть свои, специфичные вопросы, и они тоже требуют разрешения…
Ну что же, может быть, и поговорим о них…
Он как-то вовремя свалился этот корреспондент. Я ещё не вышел из своих неторопливых рассуждений и обдумываний предшествующих его приходу. О работе в условиях хозрасчёта, о навязанных и не подлежащих обсуждению цифрах плана, о том, какой ценой добывается прибыль, и какая доля её остаётся в распоряжении коллектива, о законах рынка наконец, вступать в который готовится вся страна…
Эти вопросы не дают покоя, они так и выпрыгивают из существующих реалий, и лучше чем я сам, вряд ли кто-то изложит их на бумаге…

– Хорошо. Могу подготовить вам статью о волнующих проблемах. Напечатаете? А вдруг на них действительно обратят внимание.
Он мне нравится – этот корреспондент. Он очень интересный, высоко эрудированный собеседник. Приятно с ним беседовать. Чувствуется его действительно неподдельный интерес к предмету нашего разговора. А статью всё-таки я напишу сам!
На этом и порешили…
Через день, внимательно ознакомившись с моим опусом, сообщает Ережепов, что отправил статью в набор, практически без правок.
Вот те на! Оказывается, я ещё и внятно излагать свои мысли умею…

КАЗАХСТАНСКАЯ  ПРАВДА.
Социалогический аспект.

В «ЗАЛОЖНИКАХ» У ОБСТОЯТЕЛЬСВ.

Чтобы сразу заострить тему разговора приведу два показателя. Синегорская городская телефонная сеть обслуживает 18 тысяч номеров. Ровно столько насчитывает очередь на установку телефона. Причём потенциальных абонентов намного больше. Просто горожане, сознавая безнадёжность ожидания, смирились с прочерком в этой графе нашего ненавязчивого сервиса.
Все мы хотим, чтобы телефон имела каждая семья. Ведь это давно уже не роскошь, а такой же элемент нашего бытия, как горячая вода, тепло и свет. Я работаю в системе связи пятнадцать лет, и немного застал то время, когда люди отказывались от телефонизации своих квартир, предпочитая другие формы общения. Номеров было мало, и звонить-то особенно было некому. Вот тогда-то, в период затишья, Министерство связи и изобрело очерёдность, а потребность в телефонизации рассчитывало из количества поданных заявлений. Хотя, напротив, обязано было, опираясь на опыт передовых в этом отношении стран, прогнозировать спрос и принять заблаговременные меры. Этого не произошло.
В результате, проблемой стало не только введение в эксплуатацию новых АТС, но и обслуживание существующих телефонных сетей, как это было в Синегорске всего несколько лет назад. Да и пример Синегорска в рассматриваемой ситуации совсем не исключение.
Количество неработающих телефонов в городе колебалось в пределах от 800 до 2000. И только экстренные меры – наведение порядка в использовании дорогостоящего кабеля, введение для кабельщиков-спайщиков новой оплаты труда, бригадный подряд и, конечно же, решительный отпор попыткам вышестоящих органов навязать своё, часто некомпетентное мнение при выполнении работ, – позволили нормализовать положение.
За 1986 год мы смогли свести число ежедневных повреждений до практически нечувствительных для города ста, а за последующие полгода – до тридцати – пятидесяти. С тех пор при любых погодных условиях поддерживаем показатели в этих пределах. В 1988 году подключено к сети 1700 новых номеров, в 1989 году – 2400.

Увы, вместе с ростом объёмов работы материально-финансовое положение коллектива не улучшается. Растут планы, спускаемые нам объединением связи, а ему – Министерством. В системе связи эта застарелая болезнь – планирование от достигнутого – сохранилась, пожалуй, как нигде прочно. О какой материальной заинтересованности тут можно говорить?
Городская телефонная сеть является эксплуатационным предприятием, его основная задача – обслуживать уже существующие телефоны. В то же время, плановые цифры по доходам и прибыли, одни из основных, доводятся нам с учётом установки телефонов на новых объектах строительства. Хотя эти объекты, как правило, ещё не введены в эксплуатацию.
Строительство осуществляет специальная независимая от нас ПМК-7 треста «Казсвязьстрой» и ходим мы в «заложниках» у ПМК, вынуждены в ущерб эксплуатации и качеству брать на себя значительную часть их работ. В этом году ПМК с нашей помощью освоит в городе не более двух тысяч новых номеров. Следовательно, ГТС получит меньше доходов, чем в пошлом году. Расходы же, с учётом ввода двух новых АТС в прошлом году, здания под третью, возрастут на 90 тысяч рублей.

Казалось бы, объединение связи должно уменьшить нам норматив отчисления от прибыли, он и так непомерно высок – 89 процентов. Так нет же, в этом году норматив, наоборот, увеличивается до 90 процентов. Комментарии, как говорится, излишни.
Допотопная система планирования, в которой главное – слепая ориентация на вал, серьёзно препятствует стабильной работе предприятия, и его коллектив неуверенно смотрит в будущее. Наверное, главными критериями для предприятий типа ГТС должны быть всё-таки качественные оценки состояния имеющихся сетей. Они должны превалировать над показателями развития, тем более что последние уже учтены в объёме продукции предприятия  и прямо влияют на образование фонда заработной платы.

Вообще, мне кажется, оценка нашей деятельности должна носить более гибкий, стимулирующий характер. Взять проблему телефонизации квартир ветеранов войны и инвалидов. Почему не завершается эта работа? Наверное, и потому, что, помимо отсутствия необходимых материалов, работу эту коллективы ГТС ведут часто на основе моральных критериев. Проще говоря, расплачиваются за телефонизацию этой категории  граждан из своего кармана. Хочу быть понятым правильно. Наш коллектив в прошлом году телефонизировал 360 квартир ветеранов войны и инвалидов, что выше плановых цифр. Но с каждого такого телефона мы недополучаем по 80 рублей. Естественно, мы не собираемся оспаривать тарифы, они, безусловно, справедливы. Но разумнее ведь, когда принципы гуманизма сочетаются с законами экономики.

Об очерёдности. Это понятие стало настолько условным, что, по сути, давно превратилось в фикцию. Телефонизация города проходит поэтапно, сначала один район, потом другой и так далее. С вводом новой АТС к ней подключаются, естественно, близлежащие дома, хотя в списках очерёдности первыми могут быть граждане, квартиры которых находятся на другом конце города. Тянуть туда дефицитнейший кабель экономически просто расточительно. Очерёдность же, разумеется, разбросана по всему городу. Поэтому многие владельцы квартир, особенно тех, где телефонизация уже проведена по старым низким нормам охвата, ждут номера по 10 – 20 лет. Единственный их шанс, очень зыбкий, – получить номер после выезда «телефонизированного» соседа. Подобные перетаскивания телефона из квартиры в квартиру экономически затратны и ничего, кроме показухи в движении очереди, попыток пользоваться телефоном под чужой фамилией, не дают.

Мы в этом году на свой страх и риск провели частичную инвентаризацию телефонов в городе (механизм такой инвентаризации не разработан) и обнаружили свыше сотни «зайцев». А сколько не выявили? Считаю, что гораздо разумнее в однажды телефонизированной квартире оставлять прежний номер. А от очерёдности отказаться вообще. Вместо неё обнародовать генеральный план телефонизации города, утверждённый горсоветом,  который будет предусматривать полную телефонизацию домов и из которого каждому жителю будет видно, когда в его квартире зазвонит телефон. Тогда отпадёт необходимость и в лишнем бумаготворчестве, оформлении абонентских дел со всевозможными справками, ходатайствами и заявлениями. Ведь эти дела только и заводились для того, чтобы придать очерёдности видимость контроля.
И ещё об одном. Полтора года назад горисполком принял постановление о передаче двухсот телефонных номеров от различных организаций населению. Это решение совпало с предполагаемым сокращением штатов. Но мы знаем, во что на самом деле превратилось это пресловутое сокращение. Попробовали мы, было, забрать десять номеров у Облагропромкомитета – шум поднялся такой, что нам пришлось остановиться. Тот же горисполком в силу контроля над собственным решением, ничем нам не помог.

Завершая разговор, хочу сказать, что перспективы телефонизации Синегорска в этом году и в следующей пятилетке в целом обнадёживающие. Очень хотелось бы, чтобы Министерство связи республики ускорило комплектацию двухтысячной АТС для пустующего здания в районе новой застройки города.
И ещё. В силу особенностей телефонизации города, сложилась ситуация, дающая реальный шанс в начале следующей пятилетки продолжить развитие связи в Синегорске на основе электронной АТС. Верим, что в Министерстве правильно оценят перспективу и поддержат наши предложения. От правильности решения зависит, в каком направлении будет развиваться городская связь, и когда, наконец, в каждой квартире зазвонит телефон.
23 января 1990 года.

Приятно читать свежую вёрстку. Ну, правильно, всё правильно написал! А заголовок корреспондент сам придумал, по профессиональному закону – хлёсткий, привлекающий внимание. Вот только заметят ли те, кому эта статья предназначена, отреагируют ли правильно?.. Особенно, по вопросу связанному с телефонизацией ветеранов войны, по вопросу экономического обеспечения этой, очень важной работы.
Один человек, точно, отреагировал. Позвонил Державец Виктор Яковлевич – начальник Главного управления телефонной связи Министерства связи Каз. ССР
– Виктор Васильевич, интересная, очень дельная статья – и проблемы подняты правильно, в самую точку… Вам бы её в газете «Правда» напечатать…
Да куда мне до газеты «Правда», и на том, что Вы, Виктор Яковлевич, одобрили, сердцем выстраданное, спасибо…


Рецензии