Двое

Сцена разделена на две половины. На обеих половинах одно и тоже место – берег реки. На левой половине просто берег, на правой – две небольшие скамейки из досок. По ходу спектакля софиты освещают поочередно то правую, то левую половину.

Действие 1.

Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки, на закате на двух небольших скамейках сидят двое: Он (Иван) и Она (Мария) – возраст около 55 лет.

Иван:  …а моя старшая Машулька… (нежный взгляд на Нее) еще в детский сад не ходила, любила играть в песочнице… Могла целый день сидеть на одном месте и копать лопаточкой… Мы шутили, что вырастет археологом… (задумчиво улыбается, глядя вдаль).
Мария: …когда поняла, что беременна, очень обрадовалась… у нас долго с мужем не получалось и я, честно говоря, совсем упала духом… Но тут мне попалась одна бабушка, которая посоветовала врача… оказалась ее дочерью… Ванюшка… (нежный взгляд в Его сторону) родился таким крепким, но очень не спокойным… ни днем ни ночью не давал поспать… муж ночами помогал… придёт с работы, сам уставший, а ночью, чуть Ванюша закапризничает, так возьмет его на руки, ходит по комнате и колыбельную напевает пока сын не успокоится…

Действие 2

Ванечка (мальчик 7 лет) и Маша (девочка 5-6 лет). Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки сидят Маша (с ведерком, в ведре плещется рыбешка) и Иван (серьезный стоит с удочкой).

Маша: …Ванечка! А ты мамке мою золотую рыбку не отдавай! Я завтра утром в Сенькин омут выпущу ее, только сначала желание загадаю.
Ванечка: (серьезно, по-взрослому) …ладно, не отдам… Я ее в ведерке оставлю, утром придешь и заберешь ее… А ты какое желание хочешь загадать?
Маша: …так у меня именины скоро… Вань! Я куклу хочу, как у Милки Коровиной!..
Ванечка: Мы в город завтра уезжаем… Я ведро у сарая оставлю, придешь и возьмешь свою рыбку… Только ты одна не ходи к омуту… Сестру Вальку возьми или еще кого…
Маша: Ага! Если я Вальку возьму, так она у меня рыбку отымит и сама желание загадает, а я без куклы останусь…
Ванечка: … а ты ей скажи, что я приеду и уши ей надеру!..
Маша: Ой, что ты Ванюша, она же большая такая, еще и побьет тебя…

Действие 3.

Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки, на закате на двух скамейках сидят двое: Он (Иван) и Она (Мария).

Иван: …а в первом классе ее один мальчонка обижать стал, так она изловчилась и за нос его укусила!.. Скандал был, в школу вызывали…Зато больше ее никто не трогал!.. Она у меня вся такая серьезная, самостоятельная (смотрит в Ее сторону и нежно улыбается)
Мария: …Ванюшка сначала озорничал в школе… Все директриса на него жалилась… А потом, классе в пятом сам как-то на автобусе поехал в район – хотел мне подарок на день рождения присмотреть, а там в Доме культуры секция по боксу открытое занятие показывала… Так с тех пор он и стал туда мотаться…

Действие 4.

Утро. Маша сидит на берегу реки и рыдает… Рядом стоит старшая сестра Валя (9 лет)

Валька: ну ты чего ревешь? Ну сдохла твоя рыбка! Вернется Ванечка и еще тебе наловит…
Маша (сквозь слезы): когда он приедет?.. уже поздно будет… Валь! Давай ему письмо напишем?
Валька: …давай напишем, только позже, он еще не доехал до своего города…
Маша (вытирая слезы): А когда он доедет?
Валька: как доедет, сказал сам письмо пришлет. Подождать надо…
Маша: Валь! Попроси мамку, чтобы она мне куклу купила, а то она мне туфли хочет купить… Я эти еще поношу… А то, что они немножечко порванные, так я к деду Кузьме сбегаю, попрошу, чтобы он мне зашил… Валь! Попроси мамку!..

Действие 5.

Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки, на закате на разных скамейках сидят двое: Он (Иван) и Она (Мария).

Иван: …она у меня умница, школу закончила с медалью, в институт сама поступила… Конечно, где взять столько денег, чтобы платно образовываться?... Так она сама, без поддержки…
Мария: …Тренер Ванюшку всё хвалил! Говорил, что очень старательный он… Ванюшка отчаянный у меня, ничего не боится… Как заниматься начал, так тренер ему строго на строго наказал в школе подтянуться и других не обижать… Ванюша был в восьмом классе и как-то раз увидел, как соседских паренек, а он на три года старше Ванюши был, обижает мальчонку… Так Ванюша сначала просто попросил, что бы он отпустил паренька, а уж когда его самого бить стали, то он и постоял и за себя, и за мальчишку. Тоже скандал был, его отец к нам пришел разбираться, а муж тихо так сказал: «чего пришел? Иди своего упыря образумь! Если еще узнаю, что безобразничает, не обижайся, сам к тебе приду» и так посмотрел на соседа, что тот только головой кивнул и пошел восвояси… Он у меня такой… Ежели чего скажет, то лучше сразу сделать… (сидит, улыбается)

Действие 6.

Ванечка (юноша 17 лет) и Маша (девочка 15-16 лет). Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки сидят Маша (с ведерком, в ведре плещется рыба) и Ванечка (с удочкой).

Маша: А помнишь, Ванечка как ты мне рыбку золотую поймал, а она потом сдохла?... Я так плакала!... Мамка мне всё-таки туфли купила тогда… А потом от тебя посылка пришла и в ней… кукла… Мне все девчонки завидовали, проходу не давали. Все просили поиграть с ней, А я прижму ее и убегаю в дом (улыбается и смотрит на Ваню). Я ей столько платьев нашила!..
Ванечка: ну так и чего?.. я же помнил, что ты куклу хотела. А тут мамка меня в Детский мир взяла – хотела мне конструктор купить. А я, как увидел эту куклу, так и всё! А потом я ей в сумочку и конфету шоколадную положил… (повернулся и украдкой посмотрел на Машу).
(Маша сидит, смотрит вдаль и улыбается)

Действие 7.

Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки, на закате на разных скамейках сидят двое: Он (Иван) и Она (Мария).

Иван: …Машульку замуж отдавали, так я даже заплакал украдкой… Сначала ее мужа совсем не воспринял. Я ведь как подумал, отымет чужой мужик мою Машульку и останемся с женой вдвоем тосковать… а она - умница моя, сразу так в доме поставила, что каждую субботу к нам в гости приезжают…
Я когда узнал, что у нас внук будет, чуть с ума не сошел! Прям чумной ходил! Мужики спрашивали, чего я словно умом тронулся – всё улыбаюсь и жмурюсь, как кот от удовольствия?!.
А они его еще и в мою честь назвали…стало быть теперь в доме еще и Ванюшка есть (улыбается, глядя вдаль).
Мария: …сын, то сноху привел, как отрезал! «С нами жить будет», - сказал. Я на нее только посмотрела, а там в глазах слезы от страха и сомнения…
Ну ничего, сжились, притерлись. Так она работящей оказалась, целый день всё не присядет. Иной раз ей говорю, мол, присядь оглашенная! А она только улыбнется, скажет: «Это вы мама, лучше присядьте – хоть чуть-чуть отдохните!» и дальше по хозяйству хлопочет (глядит вдаль и улыбается). А как отяжелела, так совсем родной стала… И она сама настояла, чтобы дочку в мою честь Машкой назвать…

Действие 8.

Ванечка (23 года) и Маша (22 года). Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки сидят на разных скамейках Маша и Иван.

Ванечка: …я заболел сильно, температура была 40 несколько дней… бредил… врачи сомневаться стали, что вытяну…
А она медсестрой там подрабатывала… сама еще студентка… совсем ребенок… так она и за себя и за других дежурила, чтобы выходить меня… а я очнулся, а возле кровати мама стоит и ее обнимает… я еще мыслями где-то далеко был, но почему-то уже знал, что женюсь на ней…
Маша: …в тот год ты не приехал в отпуск… и писАть перестал… я так и поняла, что не до дел деревенских тебе… А потом тетка твоя сказала, что ты женился…
А тут за мной брат Милки Коровиной ухаживать стал… В общем в сентябре справили свадьбу… а на машину я куклу, что ты прислал когда-то привязала… (грустно, сквозь слезы улыбается).

Действие 9.

Иван и Мария сидят, обнявшись на скамейке.

Иван: …я три года назад один остался… сначала крепился вроде… а потом помыкался-то в городе один и что-то душа в родную деревню потянула… В следующем году Ванюшке уже 7 лет будет… Вот, хочу его сюда привезти, рыбалить научить его…
Помнишь, как сюда с тобой бегали?..
Мария: я как овдовела, так вся во внучку ушла… Дочь и зять работают, а мы с Машкой дома. Эта егоза всё по хозяйству хлопочет. Кукле кучу нарядов нашила… (улыбается) Еще под стол пешком ходит, а уже прям вся такая хозяюшка…
А вот привезёшь на следующий год Ванюшку, может вместе играть будут? Помнишь, как мы с тобой?.. (оба со слезами на глазах смотрят вдаль)

Действие 10.

Вечер. Деревня готовится ко сну. Рядом с окраиной деревни на берегу реки никого нет… Вдалеке негромко что-то грустное играет гармонь… Слышен лай собак…

Действие 11.

Мария сидит одна на скамейке, с тоской смотрит вдаль:
Видишь, как, Ванечка, получается… Дочь твоя таки привезла Ванюшу в родимый дом… И что чуднО, так это то, что они с Машкой-то подружились… Теперь вместе на речку бегают… Ванюшка рыбку ловит, а Машка рядом при нём… А может так и правильно, а Вань? Может не у нас, так у них всё сладится?
А Ванюшка – ну просто копия ты! Такой же серьезный и… заботливый… как ты…
(софит продолжает освещать половину Марии и включается на половине детей. Мария на последних словах поворачивает голову и смотрит на детей, она улыбается, но по щекам текут слезы)

Действие 12.

Ванюшка с удочкой ловит рыбу, Машка рядом сидит со старенькой куклой в руках.

Машка: Ванюшка, ты мне вчерась обещался рыбку золотую поймать! Так ты не обидь меня! Ты уж постарайся!
Ванюшка (очень серьезно, по-взрослому): так я и не отказываюсь. Вот стою и думаю, клюнет она сегодня или еще пока нет… Маш! А тебе зачем рыбка то золотая?
Машка: а я, Ванюшка, хочу желание ей загадать и в Сенькин омут выпустить. Так бабушка говаривала надо сделать, тогда и желание сбудется…
Ванюшка: а что ты хочешь попросить у рыбки?
Машка: у меня же скоро Именины. Мамка хочет мне новые туфли купить, а я хочу платье свадебное для моей куклы-Вальки. Вот и хочу у рыбки попросить… а то другой одёжи у нее много, а свадебного платья и нет…


Рецензии
Печально и трогательно. Жизнь в 12 действиях. Мне очень понравилось! Спасибо.

Марина Север   12.02.2021 09:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв об этой маленькой пьесе! С уважением,

Александр Алешков   12.02.2021 11:46   Заявить о нарушении