О русском человеке

Когда я еще учился в старших классах средней школы, в наследство от деда мне достался частный дом с участком на двух хозяев в частном секторе на окраине города. Две трети участка и дома были моими. Это было еще то наследство! Дом был расположен в низине, и в противоположном от здания конце участка стояла вода, и росли камыши. Сам дом был каркасно-засыпной, собранный из досок, промасленной бумаги и опилок, крыша была покрыта толем. Я думаю, строили его как временное жилище на время до постройки капитального здания, но, как известно, «нет ничего более постоянного, чем временное». Построен дом был в середине двадцатого века и, просуществовав около пятидесяти лет, изрядно «устал» и погрузился на полметра в землю. Крыша стала дырявой и однажды, когда я летом заночевал, и пошел дождь, мне пришлось выбирать для раскладушки такое место, где бы сверху не лилась вода. Впрочем, деду, Царство ему Небесное, я очень благодарен за наследство, потому что впоследствии, в определенный период жизни, это было мое единственное жилище.
Крышу я своими силами с помощью бабушкиных средств починил и оставил дом как есть. Мне нужно было заканчивать школу и поступать в ВУЗ.
В начале двухтысячных годов я учился на первом курсе Политехнического института и в силу своего независимого и нетерпеливого характера не общался совсем со своими разведенными родителями и на их финансовую и другую помощь не рассчитывал не на текущее время, не на последующее. Кормили меня бабушки, помогала не околеть нищенская стипендия, но главное подспорье заключалось в подработке сторожем. Таким образом, в стратегии моей жизни дедово наследство играло ключевую роль, поэтому я решил его восстанавливать и, понятное дело, своими руками, других вариантов пока не было. Для продажи у меня не хватало опыта, и я опасался и в цене прогадать и быть обманутым, а на обмен мне предлагали только бывший в употреблении иностранный автомобиль и от этого незаманчивого предложения я отказался.
Летним безрадостным днем я осуществил внимательный осмотр дома, и уныние одолело меня. Старое сооружение было гниловатым, но это было разрешимо путем несложного ремонта. Самое печальное заключалось в том, что при осмотре стен я обнаружил, что одна из них прогнила настолько, что при толчках ощутимо качалась, и в щели между потолком и стеной, моргая при качаниях, виднелось небо. При достаточном усилии можно было бы свалить эту стену наружу. Перспективы на отдельное собственное жилище разрушились в моем сознании.
На следующий день я вышел на работу, на которой я посменно сутками охранял кирпичный завод. Дежурили мы по двое человек. Одним из моих напарников был Игорь. Ему было около сорока лет, он воевал в Афганистане снайпером и был очень интересным собеседником. Игорь был дружелюбным и незаносчивым даже и с салагами вроде меня и отличался смелостью и решительностью, однажды я видел, как он побивал какого-то непослушного работягу. Роста он был выше среднего и имел дюжее телосложение, темно-русый с голубыми глазами Игорь был любимцем женщин. Он мог где-то схитрить в свою пользу, но своих не бросал в сложных обстоятельствах. При серьезных вопросах с моей стороны глаза его сначала наполнялись молчаливостью и раздумьем и лишь потом он отвечал мне, очевидно сообразуясь и с моим возрастом и умственным развитием.
Видимо вид у меня был настолько удрученным, что Игорь, почти сразу после приветствия спросил:
– Ты чего это такой поникший, случилось что?
Я без утайки рассказал ему и про дом, и про свои обстоятельства. Потом я пошел на обход, а Игорь считал поддоны с кирпичами на выезжавших грузовиках, проверял, чтобы сходилось с чеками у водителей и отмечал номера машин и время их выезда в журнале.
Когда в работе появилось затишье, Игорь меня позвал:
– Саня, иди сюда.
Я подошел, в руках у Игоря был карандаш, а на столе перед ним лежал лист бумаги.
– Так говоришь отказался ты от мысли о ремонте дома?
– Да прогнил же он, стена повалится, затем крыша пойдет за ней.
– Ну что дом такой гнилой целиком, что и зацепиться не за что? И пол гнилой?
Я удивился:
А при чем здесь пол? Ну, наверное, гниловатый, но точно не скажу.
Игорь начал рисовать и объяснять:
– Делаешь, значит, так. Берешь бревно или брус потолще и ставишь его к стене с внутренней стороны дома в качестве подпорки, крепишь его к полу уголками помощнее. Даже если и пол совсем гнилой пробиваешь под брус дыру и делаешь яму и бетоном его в ней фиксируешь. Но, я думаю, ты брус на полу и без этого закрепишь. К этой подпорке уголком или несколькими уголками закрепляешь и потолок. Затем досками горизонтально одна за другой по высоте всей стены связываешь этот брус и перпендикулярную крепкую стену, и дом твой еще простоит очень долго. На твой век точно хватит.
Как луч света среди пасмурного дня в моей душе осветилась надежда:
– Постой, Игорь, так что и такой дом действительно можно отремонтировать?
Игорь откинулся на спинку стула, потер пальцами глаза и увещевательно произнес:
– Запомни, Саша, отремонтировать, если это целесообразно и нужно, можно все, что угодно. У тебя еще это и не самый тяжелый случай.
Совету Игоря я последовал, и дом прослужил мне еще столько, сколько мне было нужно.
Я думаю пока еще в нашей стране есть такие мужчины как Игорь, способные бескорыстно помочь словом ли делом ли, Россия будет жить. Я говорю не о столь популярных ныне менеджерах или других мажорах, ездящих на дорогих автомобилях и делающих маникюр. Эти делают деньги и на остальных людей и Россию им наплевать. Я веду речь о коренных русских мужиках, пока их много и это обнадеживает. Надеюсь у них будет много сыновей, и они перенимут от отцов и совестливость, и хватку, и ум.

12.02.2021 г.


Рецензии