Моцарт. Теория невероятности

Моцарт. Теория невероятности.

Мне представляется совсем простая штука:
        Хотели кушать, и съели Кука!
В.С. Высоцкий.
………………..…Гений и злодейство
        Две вещи несовместные. Неправда:
А.С. Пушкин.

От автора:
Когда я был ещё очень молодым человеком и в качестве студента «грыз гранит науки», мне пришлось целый семестр перемалывать один из её очень твёрдых камушков – Теорию вероятности, тем более, что математический аппарат этой теории был очень важен для моей будущей профессии. И вот, однажды, успешно сдав экзамен по этой дисциплине, я решил создать свою теорию. Теорию невероятности. Точнее, когда-нибудь написать книгу с таким названием (в молодости это казалось легко и просто), где бы я описывал события, вероятность наступления которых почти нулевая, но они реально имели место быть. По замыслам, вторая половина этой книги должна была состоять из событий, имеющих официальную 100%-ю вероятность, но по факту этих событий никогда не было, т.е. их вероятность была равна 0 и они были в полном смысле этого слова невероятны. Книгу я так и не написал, но после того, как мне поступило предложение от одного из авторов нашей творческой мастерской написать работу о Моцарте, никаких сомнений по форме изложения у меня не возникло. Тем более, что жизнь и смерть этого Мастера изобиловала событийным рядом во всём спектре вероятностей от 0 до 100%.
Хочу сразу предупредить читателя, что дальнейшее чтение этой работы целесообразно после прослушивания хотя бы 10-15 самых известных произведений Моцарта на выбор – они гениальны из любого жанра. Все произведения прослушать очень затруднительно (известных более 600, партитуры многих утеряны). Даже мне при подготовке к написанию этой работы хватило времени на вдумчивое прослушивание в течение полутора месяцев не более 50-ти его произведений из различных музыкальных жанров (некоторые слушал повторно). Рекомендую к прослушиванию те произведения, которые исполняются в оркестровой настройке инструментов по «вердиевскому» строю, нота «Ля» которого соответствует 432 гц. Их сложнее найти, но они присутствуют в сети в достаточном количестве. Тем же читателям, чье любопытство заставит читать работу далее, скажу, что это тоже не беда. В конце этой работы я дам вам совет, как слушать классическую музыку так, чтобы её СЛЫШАТЬ.
Ещё хочу обратить внимание, что данная миниатюра не имеет целью донести до читателя жизнеописание Моцарта. Любой, кто этим заинтересуется, может узнать об этом из сети, причём с любой степенью детализации. Одна из задач работы – развеять заблуждения вокруг некоторых фактов из его жизни, творчества и смерти, поговорить о музыке вообще и музыке Моцарта в частности. Но самая главная – обратить внимание творцов модулей нашего оздоровительного канала к документированным фактам лечебных свойств музыки Моцарта. Кто знает, может быть, этот симбиоз даст новую синергию и выведет возможности нашего оздоровления на более высокий уровень.

Моцарт. Введение в теорию невероятности.
Я не случайно начал повествование со строк из известной песни Высоцкого о капитане Куке и «Маленьких трагедий» Пушкина, вынесенных в эпиграф. И не только потому, что Кук и Моцарт были Мастерами своего дела. И даже не потому, что они были современниками. Допускаю, что они вполне могли и не подозревать о существовании друг друга – столь далеки были сферы приложения их талантов и страны проживания. Но, если спросить десяток человек, как умер Джеймс Кук – девять из них скажут, что его сожрали австралийские аборигены. Те же люди в той же пропорции скажут и о смерти Моцарта – его отравил Сальери. Особо одарённые при этом добавят: «Из зависти». Причина тому – два известных поэта разных эпох, стараниями и талантом которых последующие поколения принимают за истину в последней инстанции только одну из никем не подтверждённых версий их смерти. Но, между тем, обстоятельства смерти двух Мастеров были совершенно другими, а это означает, что названные Высоцким и Пушкиным причины имеют нулевую вероятность, т.е. невероятны.
Если бы Владимир Семёнович удосужился заглянуть хотя бы в Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ) или, на худой конец, прочитать последние страницы книги В.Н. Владимирова «Джеймс Кук» из серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), ему бы пришлось искать рифмы не к слову «Австралия», а к Гавайским островам. Да, и никто не ужинал Куком. Он был убит в случайной стычке с гавайскими аборигенами и был ими расчленён для последующих похорон по высшему «аборигенскому» разряду. Дело в том, что VIP-персон (извините за тавтологию) аборигены хоронили так: голова отдельно, мягкие ткани отдельно, кости отдельно. После проведения командой карательной операции туземцы вернули на корабль голову и корзину с частью останков Кука, которые впоследствии были захоронены по морскому обычаю в водах Тихого океана.
С другой стороны, со времени смерти Антонио Сальери до окончания написания Пушкиным «Маленьких трагедий» прошло всего-то на всего пять!!! лет. Слухи о его причастности к смерти Моцарта периодически возникали и при жизни Сальери, но серьёзной оценки никогда не получали, да, и правоохранительные органы того времени по данному поводу к нему претензий не имели. Эти слухи с новой силой вспыхнули в 1825 году сразу после смерти Сальери, на которые он уже никак ответить не мог. Во все времена находилось достаточно много охотников пнуть мёртвого льва. Учитывая скорость распространения информации в то время, эти слухи вполне могли достичь болдинских берёзок к 1830 году, но, скорее всего, раньше – ведь необходимо ещё время как на построение, так и осмысление сюжета о совместимости в одном флаконе «гения и злодейства». К тому же, уважаемый Александр Сергеевич откровенно «натянул» сюжет, сделав Моцарта и Сальери закадычными друзьями, которыми в действительности они никогда не были. Несмотря на принадлежность Александра Сергеевича к спецслужбам, вряд ли Российская Империя стала бы тратить оперативные и финансовые возможности своих европейских резидентур на проверку обстоятельств смерти пусть и гениального, но всего лишь музыканта Моцарта, к тому же умершего в 1791 году. У разведки других забот всегда в избытке.
Но, я предлагаю нам простить поэтов. В конце концов, они писали художественные произведения без претензий на документалистику, а сами приступим к доказательству некоторых теорем моей теории невероятности, применительно к Моцарту.
 
Смерть Моцарта. Первая теорема теории невероятности: «Моцарт не умер своей смертью, а его отравили».
Сторонники этой версии делятся на две примерно равные части: первые утверждают, что Моцарта отравил Антонио Сальери, вторые же вопиют о том, что его отравили масоны, несмотря на звание Мастера в одной из лож. Забегая вперёд, скажу, что систему доказательств эти стороны строят на откровенном пренебрежении к логике причинно-следственных связей. Первые берут свои аргументы «с потолка», вторые в ответ высасывают их из среднего пальца правой руки, предварительно показав оппоненту характерный жест. Тем не менее, мы рассмотрим обе версии и докажем теорему о невероятности отравления Моцарта.
Моцарт – музыкальный гений всех времён и народов. Это действительно так! Но, гением человечество его начало признавать только примерно лет через 30 после смерти. А во времена его активного творчества он считался всего-то на всего известным австрийским композитором. Свои произведения, как правило, он сам и исполнял, гастролируя по европейским культурным центрам и столицам. Причём известным композитором он был в череде многих в то время. С не меньшими, чем у Моцарта аншлагами давали в это время свои концерты на европейских сценах Гендель, Гайдн, Бетховен, старина Глюк, сыновья Баха, были очень популярны постановки произведений уже умершего к этому времени Ж.-Ж. Руссо (да-да, при всех его других талантах он был ещё и композитором). Антонио Сальери, напротив, во времена жизни Моцарта был гораздо более знаменит как очень успешный композитор и известный на всю Европу музыкальный педагог. К тому же он занимал высокую (и весьма денежную) должность императорского капельмейстера. Эти качества сделали Сальери непререкаемым авторитетом в музыкальном мире того времени и, самое главное, по отзывам многих современников, он пользовался всеобщим уважением просто как человек и наставник. Таким образом, как это не покажется странным, Моцарт как музыкант и композитор откровенно «не дотягивал» в то время до уровня Сальери, который, кстати, был старше Моцарта на шесть лет. Приведу такой пример: в свой самый активный и успешный период творчества с 1783 по 1791 г. только в одной Вене Моцарт поставил 70 представлений своих произведений, Сальери же около 170. Если взять количество постановок на других европейских сценах, то разрыв ещё более увеличится не  в пользу Моцарта. Сторонники версии отравления почему-то старательно замалчивают факт того, что в одно и то же время Моцарт, как и Бетховен, брал уроки у Сальери и их отношения всегда, подчеркиваю, всегда были отношениями ученика и учителя, старшего товарища и младшего (привет Александру Сергеичу). Тут, скорее, Моцарт должен был завидовать Сальери. По свидетельствам вдовы Моцарта, Сальери очень тепло отзывался о многих его произведениях, а Моцарт, в свою очередь, всегда ценил эти отзывы. Это подтверждает и пресса того времени. В последствии, сын Моцарта стал учеником Сальери. Это, хотя и косвенно, но означает, что сын не считал учителя убийцей своего отца. Кто хоть однажды был или чувствовал себя учителем, тот знает, что для него высшая награда, когда ученик превосходит своего учителя. В противном случае Учителем никогда стать, а Антонио Сальери был Учителем с большой буквы У. Немногие знают, что Сальери давал уроки бесплатно и давал он их не плохо играющим на рояле подросткам, а известным в Европе музыкантам. Это означает ровно одно – эти музыканты признавали в Сальери Мастера, знающего и понимающего музыку гораздо лучше, чем они сами. Самая большая волна слухов об отравлении пошла после смерти Сальери. Дело в том, что он закончил жизнь в больнице для умалишенных, где кто-то слышал о «признании» Сальери в отравлении Моцарта. Кто персонально об этом слышал и рассказал история умалчивает, но есть письменное свидетельство лечащего врача доктора Рерика, который снял показания с ухаживающих за ним санитаров и записал их дословно: «Клянемся честью, что никогда не слышали от больного таких слов». Кроме того, за два года до смерти Сальери его посетил в больнице Игнац Мошелес (не путать с Игнацем Фон Мозелем), который считал себя учеником и Бетховена и самого Сальери. Он так же оставил письменный документ – дословное свидетельство Сальери о его непричастности к отравлению: «Хотя я не переживу эту болезнь, но могу заверить вас, что в нелепых слухах нет ни капли правды. Вы знаете, что меня винят в смерти Моцарта, но это сплетня – всего лишь злоба, чистая злоба. Так и передайте всему миру, дорогой Мошелес, это сказал умирающий Сальери». Можно верить или не верить этим письменным свидетельствам, но в 1997 году в Милане прошло необычное судебное заседание, в котором были сняты все подозрения с Антонио Сальери в отравлении Вольфганга Амадея Моцарта. Как и полагается, на этом заседании были заслушаны стороны обвинения и защиты. Вот так, через 172 года после смерти «обвиняемого» на этой версии была поставлена процессуальная точка. Нам же остаётся ответить на последний вопрос, почему А.С. Пушкин «купился» на непроверенный слух? Он, как сотрудник имперских спецслужб, должен был понимать сомнительную достоверность этой информации. Да, и образы главных героев, мягко говоря, не соответствуют исторической правде, которые великий поэт, как знаток европейской культуры, не мог не знать. У Александра, свет, Сергеевича, конечно, об этом уже не спросить, но я рискну высказать своё мнение. Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» -  это не более, чем размышления о природе человеческих пороков, таких как зависть и бездарность. Это с одной стороны, а с другой – это попытка разобраться в истоках гениальности и постичь механизм высшего творчества. А имена главных героев всего лишь средство для придания этим размышлениям какой-то драматургической формы и сюжетной интриги, без которых невозможно художественное повествование. Другого мнения у меня, к сожалению, нет. Буду очень признателен читателям, если кто-то выскажет свою версию разгадки этого противоречия.
Теперь рассмотрим масонский след в версии отравления. Смерть Моцарта в расцвете лет и творчества породила у современников множество «сплетен в виде версий» (цитата), среди которых была и масонская. Но она, сама по себе, просуществовала не долго и представляла из себя не более, чем устное народное творчество. Впервые версию о причастности масонов к смерти Моцарта опубликовал немецкий писатель, поэт и философ Георг Даумер в 1861 г., т.е. через 70!!! лет после смерти композитора. Выдвинута эта версия была в серии рассказов о Моцарте, а это, как ни крути, всё-таки художественная литература, жанр которой предполагает любую фантазию. Автор, при этом, нисколько не рисковал своей репутацией, так как непосредственных участников этих событий уже не было в живых и ответить по существу вопроса было просто некому. Вот, после этой публикации и понёсся известный результат метаболизма по европейским трубам. Кто только не высказывался по этой теме. В озвучивании этой версии принял участие даже впоследствии очень знаменитый генерал Людендорф. Только, подозреваю, что этот утончённый прусский «искусствовед» высказался об этом из-за своего особого отношения к евреям, так как к концу 19-го века термин «масоны» стал устойчиво мигрировать в термин «жидомасоны». В основе предполагаемых претензий вольных каменьщиков к Моцарту лежало два момента: 1. Раскрытие в опере «Волшебная флейта» неких тайных масонских ритуалов, за которые полагалась смерть (вопрос, каких?); 2. Разочарование Моцарта в масонстве и попытка создания собственного тайного общества (не то «Пещера», не то «Грот»), за что так же полагалась смерть. Для опровержения этой версии необходимо сказать несколько слов о масонстве вообще и Моцарте в масонстве. Длительное время (вплоть до 19-го века) масонские ложи находились под постоянным прессингом как церкви, так и властей практически во всех государствах Европы. Причина понятна: они посягали на монополию попов на духовную власть, а у царствующих особ – на светскую. Тем более, что основа их структуры – тайное общество. А в тайном обществе неизвестно, какой заговор может созреть. Так продолжалось до 19-го века, пока всякие эрц-герцоги и короли не допёрли возглавить этот бардак (в этом контексте, непорядок) и правильно вставить его в свои вертикали власти. Однако годы жизни Моцарта совпали с «романтическим» периодом масонского движения, когда известный лозунг вольных каменьщиков «Свобода. Равенство. Братство» ещё кое-что означал в их деятельности и привлекал в свои ряды большое количество думающих людей, разочаровавшихся в правдивости религиозных целеполаганий. По этой же причине, вторая половина 18-го века в Европе была ознаменована большим интересом паствы к разного рода духовно-мистическим учениям. Моцарт был принят в одну из венских лож в 1784 г., а уже через полгода был инициирован в Мастера. Это говорит о его деятельном участии в работе ложи. За очень короткое время он написал большое количество произведений для различных масонских обрядов, что отличает Моцарта, например, от Гайдна, которого масонские ценности так и не «зацепили». Он состоял в той же самой ложе, но валял там откровенного дурака. Гайдн так и остался простым каменьщиком и был с позором изгнан из ложи уже через пару лет. Странно, но его никто так и не отравил. Подозреваю, что при этом у Гайдна даже, пардон, поноса не было. Отношение австрийских монархов к масонам в период жизни Моцарта было не ровным: эрц-герцогиня Австрии Мария-Терезия и по совместительству жена императора Священной Римской Империи Франца I их сильно прижимала. Пришедший на смену её сын Иосиф II был к ним более снисходителен, но ко всеобщему удивлению в конце 1785 года он запретил все ложи во всей империи, оставив лишь по одной на провинцию. Исключение составила Вена, где были разрешены аж целых три ложи. Но несмотря на гонения на масонов Моцарт не «держал нос по ветру» в направлении лучшей конъюнктуры, а остался убеждённым каменьщиком, не разочаровавшись в их базовых ценностях и продолжал писать свои шедевры из серии так называемого «масонского» цикла. В 1790 году Священную Римскую Империю принял Леопольд II и было не понятно, как он поведёт себя по отношению к масонам. Тогда они обратились к Моцарту с просьбой о написании такого произведения, который бы показал императору масонов в самом выгодном свете. Задание ложи было превосходно выполнено. Так родилась знаменитая опера – зингшпиль «Волшебная флейта» на либретто масона этой же ложи Эммануэля Шиканедера (он же первый исполнитель роли птицелова Папагено). Зингшпиль – это разновидность оперы со вставками словесных монологов и диалогов, которые декламируются без их пропевания. Надо заметить, что опера в то время – самое популярное и значимое развлечение. Это, примерно, как концерт The Beatles в конце 60-х. В итоге, публика в восторге, масоны в восторге. На этой волне ложа заказывает Моцарту кантату на стихи того же Шиканедера, которая была написана в очень короткий срок и вошла в перечень работ Моцарта под названием «Маленькая масонская кантата» с номером К 623 – самое последнее его законченное произведение (знаменитый «Реквием» оказался незавершённым). Незадолго до начала болезни Моцарт сам её дирижирует на публичном концерте. И снова аншлаг. Однако наивно полагать, что масоны всерьёз надеялись расположить к себе внимание императора одной только музыкой. Наверняка существовала для этого более глобальная стратегия, но «волшебная сила искусства», как часть этой стратегии, безусловно, имела место быть, а Моцарт должен был сыграть в этом ключевую роль. Ну, и где здесь мотив для убийства? И, самое главное, причём здесь Моцарт и разглашение масонских тайн. Все тайны по этой логике должен был разгласить автор либретто масон Шиканедер (прожил ещё 21 год после смерти композитора), либо режиссер – он ставил все движения актёров, либо художник – он рисовал масонскую символику на декорациях, на худой конец, портной – он шил костюмы. Все они оказались вполне себе живы и здоровы. Поэтому оставим адептов данной версии в покое и пойдем дальше……
Строго говоря, существует и третья причина убийства Моцарта – адюльтер. Кого с кем – вариантов несколько. Например, в статье, опубликованной в журнале «Знание-Сила» № 2-3 за 1999 г. возможных комбинаций показано аж 4 штуки. Но мы в серьёз не будем рассматривать ни одну из них. Писанины будет много, но толку никакого. Адюльтер – процесс крайне непубличный, в котором исключено присутствие третьих лиц в качестве держателей свечек. Аргументы в виде подозрений ревнивой жены и барабанной дроби рогами об стену со стороны мужа предполагаемой любовницы мы тоже всерьёз рассматривать не будем, как и догадки современников. Они недоказуемы, тем более за давностью таких лет. А, значит, и описание версии, основанной на полном отсутствии пусть косвенных, но фактов рискует превратиться в обыкновенную пустопорожнюю болтовню, длиной в несколько страниц. Мы же с вами перейдем к последней ещё не рассмотренной причине смерти - от болезни. Отчётов о вскрытии не сохранилось, да, и вопрос – было ли оно? Однако задокументированных словесных портретов течения болезни предостаточно и ни один из них не вступает в противоречие с другими. Моцарта лечили лучшие практикующие врачи Вены: Томас Клоссет – его лечащий врач, медицинское светило того времени. Для консультаций был приглашен Матиас Салаба – ведущий специалист в области токсикологии, основатель австрийской судебной медицины. По текущей симптоматике ни один из них даже не рассматривал версию отравления. Их диагноз: просянка, в последствии уточнён на ревматически-воспалительную лихорадку. Вследствие того, что лечащими врачами было составлено достаточно подробное описание болезни, представители современной медицины сделали массу попыток определить причину смерти Моцарта. Таких возможных вариантов болезней представлено великое множество, однако большинство из них имеют слабые места и не объясняют все симптомы. Но современная диагностика нашла причину болезни, которая полностью соответствует симптоматике, описанной докторами конца 18 века: это стрептококк группы С, который атакует почечные клубочки (а это микроскопические фильтры), после чего отходы жизнедеятельности не попадают в мочу, а разносятся по всему организму. Это, прежде всего, болезнь крупного рогатого скота и лошадей, но, как и сибирская язва, заразна и для животных, и для человека. Этот диагноз я проверил через исследования американского патолога Артура Раппопорта. В течение 20 лет он собирал статистику, на основании которой вывел определённую корреляцию между внутренними и внешними дефектами организма, в частности между формой ушной раковины и заболеваниями мочевыводящего тракта. Здесь необходимо отметить, что левая ушная раковина Моцарта была недоразвита и имела врождённый дефект. Моцарт всегда старательно её скрывал под париком, но этот дефект унаследовал младший сын Моцарта. В свое время это доказательство предъявляла вдова Моцарта после обвинения её в адюльтере и рождении младшего сына не от Моцарта. Благодаря этим «оправданиям» до нас дошли зарисовки формы ушной раковины Моцарта, на основании которой Артур Раппопорт поставил высоковероятный диагноз о врождённой почечной недостаточности великого композитора. В специальном докладе он же нарисовал и доказал непротиворечивую картину течения болезни Моцарта, которая привела его к смерти. Болезнь протекала примерно так: в конце ноября 1791 г. врождённая почечная недостаточность из латентного состояния переросла в явно выраженное. Толчком к этому послужила эпидемия той самой ревматическо-воспалительной лихорадки, ударной силой которой являлся стрептококк группы С. Есть предположение, что смерть Моцарта ускорило чрезмерное кровопускание, процедуру которого делали при лечении многих болезней в то время. Но это всего лишь предположение. Ключевое слово в выводах А. Раппопорта – эпидемия. Сторонники отравления никогда о ней не упоминают, но в 1791 году в двухсоттысячной Вене была эпидемия болезни, от которой умерло около 5000 человек. При этом симптоматика их болезни была очень похожа на симптоматику болезни Моцарта.
Не знаю, убедил ли я читателя в доказательстве теоремы о невероятности отравления Вольфганга Амадея Моцарта, но лично для себя я сделал вывод, который заимствовал из эпиграфа к данной работе: «Мне представляется совсем простая штука…… заболел и умер».

Череп Моцарта. Вторая теорема теории невероятности: «Череп Моцарта хранится в университете его имени в Зальцбурге.»
Имя Моцарта приносит Австрии в целом и Зальцбургу – городу его рождения довольно большие деньги. Уже с 1842 (через 50 лет после смерти) там проводятся регулярные музыкальные фестивали его имени. Созданы миллионы бюстов композитора, репродукций, других мыслимых и немыслимых предметов с его символикой (курительные трубки, например), более 130 лет производится марка конфет, которая всё это время с успехом продаётся, а алкагольных напитков имени Моцарта на все вкусы – не счесть. По всей Австрии открыто множество музеев Моцарта и домов-музеев в местах, где он хоть какое-то время проживал и творил. В 1841 году в Зальцбурге был основан знаменитый Моцартеум – консерватория – музей, в 1996 году получившая статус музыкального университета. Там же с 1902 года и хранится главный экспонат - череп Моцарта. Он не выставлен на всеобщее обозрение, но по предварительному запросу череп могут показать (за отдельные деньги, конечно).
Путь черепа на место нынешнего хранения был довольно запутан и история этого пути основана, по большей части, на рассказах без серьёзных фактических подтверждений. Начнём с похорон Моцарта. Как известно, он был похоронен в общей могиле. На этом факте многие, особенно в наше время, делают различные предположения, одно нелепее другого, суть которых сводится к сокрытию каких-то криминальных причин его смерти. Основная моя претензия к таким «исследователям» - категорически нельзя переносить обычаи сегодняшнего дня на далёкое прошлое, тем более на обычаи той страны, где эти горе-историки никогда не жили. На самом же деле, по действующему в то время указу императора Иосифа II гробы «среднего» класса было предписано хоронить по пять штук в одну могилу с последующим раскапыванием этой могилы через 10 лет и захораниванием новой «пятёрки». Таким образом, Моцарт был похоронен точно в соответствии с законами и обычаями того времени и той страны, где он умер. Это ещё раз говорит нам о том, что Моцарт, хотя и был гениальным композитором, но как гражданин относился к среднему классу. А великим он станет только спустя время. На вопрос о том, почему его не похоронили в фамильном склепе Моцартов ответ тоже есть. Фамильный склеп находится в Зальцбурге, и гроб с телом туда надо было везти, а это 300 км. по декабрьской распутице, почти на границу с Баварией. Ответ на вопрос, почему не повезли, надо спрашивать у вдовы. Однако мне не удалось найти её задокументированных объяснений этого факта. Можно только предположить – это финансовый вопрос. Моцарт относился к весьма состоятельным гражданам: у него были слуги и собственный выезд. Но в историографии Моцарта утвердилось мнение, что наш гениальный композитор был гуляка и мот, по этой причине денег семье постоянно не хватало, несмотря на приличные гонорары. Не готов комментировать это утверждение, скорее всего был, но не более, чем другие, так как количественные и качественные показатели его творчества не ассоциируются с беспробудным пьянством. Однако его родственники утверждают, что в 1790-1791 году (меньше, чем за год до смерти) Моцарт потратил просто ОГОМНЫЕ деньги на организацию лечения своей жены в Бадене у лучших европейских врачей. Многое указывает на то, что Моцарта хоронили на деньги друзей – максимально бюджетно с одной стороны, но и вполне достойно, с другой.
Источники, которые так или иначе пишут о черепе Моцарта, удивительным образом приводят одну и ту же историю его явления на свет, без существенной разницы в деталях. А это несколько «напрягает». Тут одно из двух, либо эта версия событий является сущей правдой, либо эту историю «драли» с какого-то одного текста-первоисточника, ссылки на который мне найти не удалось. Таким образом, единственная версия событий такова: могильщик венского кладбища Святого Марка (или пономарь одноимённой церкви при кладбище) по имени Йозеф Ротмайер во время процедуры похорон точно отметил место захоронения Моцарта в «братской» могиле. Через 10 лет в 1801 году он же откопал кости и явил миру череп Моцарта. Далее версии расходятся, по одной из них он передал череп родственникам Моцарта, по другой гравёру Якобу Хиртлу, потомок которого доктор Йозеф Хиртл собрал свою знаменитую коллекцию черепов. Чуть более 100!!! лет о черепе толком ничего не было известно до тех пор, пока в 1902 году родственниками Моцарта череп не был передан Фонду Моцарта в Зальцбурге и помещён в Моцартеум. Элементарная логика имеет к данному сценарию множество претензий, но мы их предъявлять не будем. Нам важно знать, принадлежит ли «череп Моцарта» самому Моцарту. Уже в начале 20-го века к черепу возникло много вопросов, на которые этот самый череп (уж, извините за сарказм) так и не смог ответить. Эти вопросы касались следов прижизненных травм, которые никак не объяснялись биографами Моцарта.
Наконец, в 2006 году были проведены исследования митохондриальной ДНК образцов черепа с образцами костей из фамильного склепа, а именно: бабушки Моцарта по материнской линии и его кузины. Как указано в отчёте, митохондриальная ДНК передается по женской линии и на 100% исключает ошибки, вызванные ДНК «не официального папаши», так как результативные адюльтеры были всегда, а в те времена особенно часто из-за отсутствия контрацептивов. Ответ исследователей обескуражил: все трое не являются родственниками. Таким образом получается, что череп либо не принадлежит Моцарту, если хотя бы одна женщина является его родственницей, либо это череп Моцарта, тогда в родовой усыпальнице захоронены чужие люди. Официальный вердикт «учёных» был такой: «Ещё ничего непонятно и пока будем считать, что череп принадлежит Моцарту». Однако ряд источников указывает на то, что на этом исследования не останавливались и завершились тестами по мужской ветви Моцарта, в частности, прекрасно сохранились кости его отца. Результат тестов, просто-напросто, не был объявлен и причина этого ясна, как пень: череп не имеет к семейству Моцартов никакого отношения. Сказать об этом правду – означает нанести колоссальный удар по государственному престижу, а самое главное – по денежному потоку, который в этом случае может существенно сократиться. Да, и правда эта, скорее всего, лежит глубоко в сейфах и, не исключаю, имеет высший гриф секретности Австрийской Республики. Так что «докопаться» до документальных подтверждений истинных результатов исследования ДНК «черепа Моцарта» чрезвычайно затруднительно. 
Полагаю, что читатель уже не удивится, какой вывод я сделаю после доказательства этой теоремы о невероятности принадлежности Моцарту черепа его имени: «Мне представляется совсем простая штука………. ничего личного – только бизнес»!!! 
Музыка Моцарта. Третья теорема теории невероятности: «Если просуммировать длительность звучания всех произведений Моцарта, то это время превысит годы его жизни».
Конечно же, на самом деле это шутка. Точнее, анекдот, который рассказывают исключительно в консерваторских аудиториях, так как это, едва ли, не единственное место, где над ним будут смеяться. Я не случайно начал эту главу с консерваторских аудиторий, так как при подготовке к написанию этой работы прочитал несколько рефератов студентов различных музыкальных учебных заведений по классической музыке и музыке Моцарта. Но не ждите от меня того, что я одену белый фрак с бабочкой и, отсвечивая музыкальной эрудицией, перескажу вам какой-то вариант компиляции этих работ. Если честно, я там мало, что понял. Для перевода этих работ на нормальный человеческий язык я пригласил в гости своего старого знакомого, который, в отличие от меня, умеет переносить музыку с листа на фортепианные клавиши и имеет высшее музыкальное образование. Он-то и сказал мне, после третьей, чтобы я перестал читать на ночь всякую ……. (в данном контексте, ерунду) и спросил, как рассказывать о музыке Моцарта коротко или длинно? Я сказал: «Коротко». Тогда он включил всем известную «Симфонию № 40 соль минор» и начал рассказывать. Четвёртую мы выпили только через полчаса, когда закончилась и симфония и монолог. В полной тишине.
Этот рассказ большого профессионала и музыкального эрудита соединил в моей голове те связи, которые никак не соединялись и позволил наконец-то сделать выводы о музыке Моцарта, которые до этого никак не делались. Но о выводах чуть позже, а сейчас я приведу некоторые данные о Моцарте, как о музыканте. Кому-то, возможно, они покажутся общеизвестными и банальными, но привести их я обязан.
1. Наследие Моцарта включает в себя более 600 произведений, из которых: 14 опер; 27 фортепианных концертов с оркестром; 5 скрипичных концертов с оркестром; 8 концертов для духовых инструментов; 30 сонат для скрипки и фортепиано; 18 фортепианных сонат; множество произведений для трио, квартетов, квинтетов в разных сочетаниях инструментов; множество дивертисментов, серенад; мессы, арии кантаты, песни.
2. Моцарт непревзойдённый композитор – мелодист. В основе каждого его произведения - оригинальная красивая мелодия. В отличие, например, от Баха, который непревзойдённый полифонист, но в его произведениях редко встретишь доминирующую мелодию.
3. Моцарт непревзойдённый дирижер. Его оркестровые партитуры идеально расписаны по инструментам, а набор инструментов, точно выверен для каждого произведения. Их всегда ни больше, ни меньше.
4. Моцарт одинаково красив в любом музыкальном жанре, от оперы до сонаты и короткого дивертисмента.
5. Сам Моцарт лучшими своими произведениями называл сочинения из так называемого «масонского цикла»: Кантата «Масонская радость» К-471; Масонская траурная музыка К-477; Кантата для тенора и клавира К-619; Маленькая масонская кантата К-623.
А вот теперь формирую главный вывод о музыке Моцарта: помимо гармонической красоты она очень проста для воспроизведения. Не нужно быть музыкантом-виртуозом для исполнения большинства его произведений. В отличие, например, от произведений Паганини, где надо быть виртуозом-скрипачом, или Рахманинова, где надо быть виртуозом-пианистом. Читатель уже догадался, какой будет последняя фраза этого вывода: «Мне представляется совсем простая штука ………. гениальность в простоте».
Эта глава о музыке Моцарта получилась самая короткая не случайно, его музыку надо слушать, а не писать или читать о ней. В предисловии к этой работе я обещал читателям научить их правильно слушать классическую музыку. С удовольствием делюсь секретом. Но для этого мне необходимо объяснить значение термина «Контрапункт». Контрапункт в музыке - это одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Наглядней всего контрапункт иллюстрирует эта подборка известных мелодий классических композиторов, а визуальный подсказчик позволит вам научиться слышать несколько одновременно звучащих мелодий: https://www.youtube.com/watch?v=Njh4Rmzw_d8 . Человек, который преподал мне «секрет» понимания классической музыки говорил буквально следующее: «Когда слушаешь классику помимо основной мелодии ищи контрапункт. После того, как ты его нащупаешь и будешь отчётливо слышать, ищи следующий. Как только начнёшь «ловить» третью мелодию и её идентифицировать, остановись и просто слушай эти три мелодии. Контрапункт более высокого порядка способны слышать только профессионалы с серьёзным базовым образованием по музыкальной композиции. Но и этого тебе будет достаточно для того, чтобы, слушая классическую музыку, её СЛЫШАТЬ». Вот и весь секрет. Попробуйте сами, и вы удивитесь, как преобразится музыка, которую уже сто раз доводилось слышать. А начать предлагаю, конечно, с музыки Моцарта.
Музыка Моцарта. Следствие третьей теоремы теории невероятности.
При написании данной работы пришлось «просеять» через сито достоверности довольно большой объём информации. Во время этого процесса время от времени попадалась информация о лечебных свойствах музыки Моцарта, но я до поры её серьёзно не воспринимал, так как в подавляющем большинстве её венчал повышенный объём продаж CD-дисков с музыкой Моцарта. А это было очень похоже на главную причину подачи такой информации. Но в какой-то момент масса этой информации превысила критическую и я задал себе вопрос: «А вдруг в этом есть хоть какая-то крупица правды и музыка Моцарта может пригодиться творцам лечебных модулей, хотя бы в качестве «подложки?». Проверить истинность этой догадки у меня нет возможности, поэтому я просто приведу только некоторые примеры из многих, которые мне попались в сети.
- знаменитый французский врач-отоларинголог Альфред Томатис в 60-х годах вылечил молодого Ж. Депардье от заикания и проблем с памятью путем прослушивания музыки Моцарта 2 часа в день;
- как отмечают ведущие сурдологи и логопеды наличие в музыке Моцарта звуков, частотой 3-8 кгц укрепляют мышцы среднего уха и вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти;
- экспериментальным путем установлено, что соната ре-мажор К 448 способна купировать эпилептические припадки;
- психолог Френсис Раушер (США) проводила опыты с крысами (крысы не обладают эмоциональными реакциями на музыку), контрольной группе которых давали слушать сонату до мажор № 16 (К 545). Они, в отличие от других крыс, пробегали лабиринты гораздо быстрее и с меньшим количеством ошибок. Тем самым была показана доминантная нейробиологическая природа воздействия музыка Моцарта, а не эмоциональная;
- многие исследователи отмечали существенные изменения энцефалограмм мозга во время воздействия музыки Моцарта.
Таких свидетельств – многие десятки, но я, пожалуй, остановлюсь ещё и на воздействии музыки Моцарта на детей. Есть мнение, что она оказывает большое влияние на формирование и количество нейронных связей (синапсов), что делает их более «одарёнными» во многих сферах по сравнению с другими детьми. Косвенно могу это подтвердить. 7 лет назад я где-то слышал о влиянии классической музыки на плод, и, когда невестка была беременна моей внучкой я её буквально ЗАСТАВЛЯЛ слушать классическую музыку. Музыкальную подборку я сделал сам, где было несколько произведений Моцарта. И что вы думаете: в 2 года она запела, сейчас занимаемся, но уже видно, что слух есть. Да, и общее развитие очень хорошее.
 
От автора. Заключение:
Ну, вот мы и рассмотрели несколько положений моей теории невероятности применительно к некоторым важным моментам жизни, смерти и творчества великого композитора Вольфганга Амадея (Амадеуса) Моцарта, который сам говорил о своих произведениях примерно следующее: «Все мелодии мне насвистывает Бог, а я успеваю их только записывать». И это правда – его музыка Божественна. А нам с вами только остаётся жить с этой музыкой и не забывать, что Бог есть Любовь. Ведь, за кажущейся простотой этой фразы кроется самый главный постулат в былине человечества.
В общем, мне представляется совсем простая штука: ………………… и пусть читатель допишет строчку самостоятельно и закончит эту работу вместе со мной.
Сергей Дьяков.
г. Омск. 12.02.2021.


Рецензии