Ян ван Скорел. Северная Мона Лиза

    ЯН ВАН СКОРЕЛ .Мария Магдалина». Работу ещё называют Северная Мона Лиза, масло на панели . 66,3 ; 76 см Rijksmuseum Amsterdam,1530г

     Ян ван Скорел (1495- 1562гг) нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения.
Родился в городке, называемом Схорл (Schoorl), откуда и прозвище. Сначала готовился к карьере священнослужителя, благодаря чему получил обширное гуманитарное образование.

     Живописи Скорел учился в Утрехте у Яна Госсарта (с 1516). Перед этим, вероятно, обучался у Я.Корнелиса (Jacob Cornelisz) в Амстердаме.В 1518–1520 посетил Германию, побывал в Нюрнберге у А.Дюрера, брал у него уроки. Затем – через Швейцарию и Венецию – совершил паломничество в Палестину. Вернувшись в 1521 г. в Рим, получил предложение от Адриана VI, также уроженца Утрехта, только что избранного папой римским, стать придворным художником Ватикана.

     В Риме Скорел занимал должность хранителя памятников Бельведера (1522—1524) — античной коллекции папы. (На этом посту ему предшествовал Рафаэль). Писал портрет папы (сохранившееся изображение этого понтифика приписывается именно Скорелу, правда, качество вызывает сомнения). Адриан VI занимал эту должность недолго — всего спустя два года, в 1524 г. он скончался. Видимо, в связи с этим Скорел покинул Италию.

      В 1524 г. он вернулся в Утрехт, где принял сан католического священника, что не мешало ему, однако, заниматься живописью и руководить мастерской. Уже в наиболее ранней из сохранившихся вещей Скорела (триптих со Святым семейством, 1520, церковь Санкт-Мартин, Обервеллах в южной Австрии) проявил себя как знаток старонидерландской традиции – с ярким житейским правдоподобием ее образов. В 1550 г. ему доверили реставрацию «Гентского алтаря» братьев Эйков.

    Ян ван Скорел был успешным преподавателем. Предположительно, брал с собой в Италию ученика — Антониса Мора, которому будет суждено стать известным портретистом. Другой его ученик — Мартин ван Хеемскерк.
   
   Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером — всесторонне одаренным «человеком Эпохи Возрождения».
    
      Портретная живопись Скорела отличается качеством, строгостью и реалистичностью, присущим национальной нидерландской школе, и находится в русле его великих предшественников (ван Эйк, проч.). К числу новшеств после посещения Италии относят большую свободу пейзажных фонов, античные архитектурные детали, большую театрализованость позирования моделей.

Мария Магдалина.

       Образцовым в этом отношении является его шедевр "Мария Магдалина». В историю эта работа вошла,как «Северная Мона Лиза». Ван Скорел только что вернулся из Италии, когда писал эту работу. Итальянское влияние видно в ландшафте и в фигуре Марии Магдалины, напоминающей венецианскую куртизанку.

      Её можно узнать по сосуду с мазью, которой она смазывала ноги Иисуса. Дерево, вырастающее из сгнившего ствола, символизирует новую жизнь после неудачного начала, Мария Магдалина раскаялась, чтобы стать последовательницей Иисуса. Художник изобразил её очень привлекательной, одетой в красивые одежды. Ее корсаж вышит еврейскими буквами, а ее шаль демонстрирует тот же узор из дамаста из Харлема, который можно увидеть на картине Богородицы Святого Луки , написанной Маартеном ван Хеемскерком в 1532 году.
   
      В ее одежде чувствуется влияние итальянской живописи, с которой Ван Скорел познакомился во время своего путешествия в Рим . Пейзаж напоминает южную Францию. Согласно преданию, Мария жила там после того, как покинула Иерусалим. Верхняя часть этого панно с небом и ветвями деревьев была добавлена во второй половине 16 века. Эта часть не была написана Ван Скорелом.

      Эта картина находилась в собрании коммандера ван Синта Яна в Харлеме и была написана для мэрии Харлема . С 1804 она остается в национальной коллекции, выставляемой в Амстердаме, хотя на много лет была предоставлена в аренду Музею Франса Хальса во время ремонта Рейксмузеума .Эта картина считалась изюминкой коллекции с момента ее приобретения в 1804 году и была включена во все основные каталоги Рейксмузеума .


Рецензии
Спасибо, дорогая Алина!
Прекрасная работа!!!!
Сколько шедевров, я так мало знаю, увы.
Восхищает и вызывает удивление!!!!
Чудо какое!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   12.02.2021 21:07     Заявить о нарушении
Это верно. В мире так много шедевров.

Алина Алексеева-Маркезин   13.02.2021 10:20   Заявить о нарушении