Мой старший сын, ч. 2

Ч.2. Юность Тараса и проводы в армию.

Чтобы как – то выжить в лихие девяностые, мы переехали на ПМЖ в село. Когда – то это село называли Ляги. Основано оно в 1907 году во времена столыпинской реформы. Тогда и приехали переселенцы   из Украины в далёкую Сибирь.

По Енисею доплыли до села Очуры и пошли искать место, где бы им обосноваться и начать обустраивать свой быт. Шли - шли  деды наши, кругом степь бескрайняя, дошли до ручья и прилягли (как они рассказывали) отдохнуть!

Такая красота кругом, солнышко  светит яркое, в небе синева плещется и оно кажется бездонным, птички поют. И решили тогда обосноваться в этом месте. Наметили улицы, широкие, просторные, начали строить дома, так и живут в этом красивом селе, с широкими улицами красивые, очень добрые и гостеприимные люди. И назвали село Ляги… Позже его переименуют в Новомихайловку.

Вторая волна переселенцев в село Новомихайловку была в годы войны, когда ссылали немцев с Поволжья. Так и жили в дружбе и заботе русские, украинцы и немцы. Помогали друг другу, вместе обустраивали село, следили за чистотой и порядком, вместе отмечали праздники, вместе  горевали, если беда не обходила мимо…

Благодарю судьбу за то, что мы попали именно в это село! Нам все помогали,  кто чем мог.
Кто картошки принесет, кто капусты, кто мяса и сала кусок. Меня приняли на работу в совхоз сначала секретарем к директору, потом кадровиком,  выделили дом на земле, добротный такой, с тремя комнатами, со всеми надворными постройками во дворе и огородом.
Тарас пошел в школу, младший сын Лёнчик в садик.
Постепенно наша жизнь стала налаживаться, обзавелись хозяйством. Корова, нетель, поросята, гусята, утята, индюшата, курята.  И огород соток 25…

Через  три года  мне  предложили преподавать в школе историю, обществознание и право.
У меня все классы с пятого по одиннадцатый.
Первое время было очень трудно, плакала даже от отчаяния, так тяжело было…
Потом втянулась, вошла в ритм школы.
И Тарас рядом. Во всём мне помогал. Я пока с работы приду, он уже накормит всё наше хозяйство,  в огороде польет, еще и ельчиков с канала  с ведро принесет… Добытчик мой!
Я этих ельчиков пока перечищу, аж, в глазах рябит. Часть в морозилку, часть на пирог, а часть делаю малосол с луком зеленым и укропом… Вкуснотища!

Особенно мне запомнился случай, как мы  кабанчика разделывали.
Попросила зятя  заколоть кабанчика, тот пришел, слегка поддатый, следом жена его, моя сестра старшая, говорит, не дай Бог ты ему нальешь водки! И ушла! Если честно, мы её все побаивались, не баба, а огонь! Так и звали между собой – мачеха. Хотя она на первых порах помогала нам тоже, но её доброжелательности хватало не  надолго. Вот и  сейчас, знала же, что тот без бутылки не будет ничего делать, а покуражилась…

Зять Юра в считанные минуты заколол кабанчика, слили кровь в бидончик.
Он воткнул свой охотничий нож в тушу и говорит мне:
   Наливай, а то я  не буду разделывать!
И ржет стоит… Я, помня угрозы сестры, не стала ему ничего наливать  и он ушел…
На улице морозец, ноябрь месяц на дворе, чуть не плачу стою, что делать?
Тарас говорит:
   Мама, давай сами будем разделывать.
Включили мы  лампы  паяльные, обработали сначала одну половину туши, решили перевернуть на другую сторону, а силёнок не хватает. Тарас побежал за другом Пашей. Втроем еле как перевернули и вторую сторону опалили. Потом принесли воду горячую из бани, все промыли и поскребли ножами от сажи.

Я кур, гусей, уток разделывала только так, а кабанчика пришлось впервые свежевать.
Помню, что самое главное не раздавить желчный пузырь.  Достала печень, аккуратно вырезала желчный пузырь и на столбик его положила. Все осердия  в тазик, требуху отдельно, потом из промытых  кишок мы колбасу делали – кровянку с гречкой и из  фарша.

Аккуратными ровными пластами нарезали сало, с ладонь толщиной, а пласт  унести не можем…
Пришлось его на более мелкие куски разрезать. Тарас с Пашей все сало  на санках перевозили к дому и на кухню на стол  разложили. Я его посолила и в ящики специальные уложила, через три дня будет готово, потом  на кладовку на улицу вынесли.

Пошли дальше тушу разделывать. Отрезали голову и поставили ее в снежок, чтобы кровь стекла. Отделили лопатки, окорочка, что – то разрубили и снова на санках перевезли в кладовку. Подвесили к потолку на крючьях.
Когда сало раскладывали и солили, успела жарёху на сковороде сделать, отрезала от ошейка, добавила печень, легкое, почку, все порубила ножом на соломку и картошки с луком еще сверху.
Усадила своих парней, накормила их свежениной и тут стук в дверь… На улице уже темно, думаю, кого же это на ночь глядя нелёгкая принесла?
Зять явился – не запылился. Навеселе, морда красная такая! Здоровенный мужичина, кулаки с кочан капусты будут и с говором  сибирским. «Ишшо, уташишь, шешнадцать, туфайка» - это слова из его лексикона. Но, очень добрый,  и к нам относился всегда хорошо.
Говорит:
   Ну, что, Люся, пойдём  кабанчика разделывать!
   Мы переглянулись с  мальчишками и начали хохотать! Просто гомерический хохот!
И остановиться не можем… Видно,  сказалось напряжение, устали физически сильно, пока разделали этого кабанчика. А зять стоит и понять ничего не может.
Тарас ему  говорит:
   Дядя Юра, мы уже разделали…
Тот не поверил и во двор вышел. А там нет кабанчика – то, он глазам своим не поверил даже…
Да, мы сами не верили, что получится, но как говорят, глаза боятся, а руки делают.
И, вот она, наша Наташа! С порога как  завелась на меня:
   Напоила все-таки! Я же тебя просила  не наливать ему!
   И снова Тарас встал на мою защиту, говорит:
   Тётя Наташа, дядя Юра ушёл,  мы с мамой и с Пашей разделывали.
   Та глазья на нас вытаращила и не верит. Короче, еле как  успокоили ее и выпроводили обоих до дома.
 
Тарас с детства целенаправленно готовился к армии. Бегал, прыгал, отжимался, крутил солнышко на турнике.
Худощавого телосложения, голубоглазый, с длинными пушистыми ресничками, мечтатель –Стрелец!
Сколько раз моя подруга Ирина, учительница по математике, говорила ему:
   Тарас, спустись с небес! У нас контрольная…

Потом вспоминаю часто, как  Тараса в армию провожали. В тот год были такие снегопады, что по самую крышу заносило снегом во дворе и люди помогали друг другу, откапывали, чтобы выйти на улицу. Автобус в село не проходил, останавливался на трассе, до которой примерно километр идти.
 
Двадцатого декабря сыну исполнилось 18 лет, мы все решили, что осенний призыв уже закончился и  призовут теперь уже весной в армию. Стали работу Тарасу подыскивать. Он окончил к этому времени ПУ в Абакане и выучился на газоэлектросварщика.
Я в то время работала уже директором школы и умоляла Тараса  поступать  в Хакасский университет, оценки у него были хорошие и он запросто мог бы поступить. Но тот как упёрся, что пойдёт на сварщика учиться,  и все!
 
В первых числах января повестку принесли, явиться в военкомат, при себе иметь сменную одежду и туалетные принадлежности. Стали собирать мы Тараса в армию. Вечером устроили проводины, молодежь пришла, родственники наши все.
Утром пошли на трассу, где нас ждал уже УАЗик и поехали в с. Белый Яр, где располагался военкомат Алтайского района.

В Белом Яре нас пересадили всех на автобус, новобранцев было человек двадцать и повезли в Абакан до краевого военкомата.
Привезли, родителей  домой всех отправили, а мальчишек построили в шеренгу, потом скомандовали – направо и в здание военкомата повели.
Дверь захлопнулась.
Стою я перед дверью, высокий двухметровый забор вокруг.
И такая тоска меня захлестнула.
Как же там кровиночка моя будет.
Столько страстей – мордастей  про эту армию и про дедовщину наговорили.

Ну, я бы была не я, если бы просто так развернулась и ушла.
Отошла в сторонку и  стала наблюдать, смотрю, люди идут куда – то за забор и не возвращаются…
Я за ними. О! Лаз в заборе и все через него проходят, прошла и я. 
Зашла в здание, поднялась на второй этаж, смотрю,  в актовом зале еще сидят родители и я села.
Минут через пять  пришел подполковник и провёл с нами беседу. Что, де, ваши сыны попали в очень хорошую часть МЧС, то есть, спасатели. По всей стране и всему миру ездят и помогают людям, попавшим в экстремальные условия, такие как наводнения, пожары, землетрясения.
Вскоре и мальчиков наших привели, уже лысых…
Полковник   сказал   новобранцам  напутственные слова.  Повторил, что спасатели бывают  и за границей.  Бывали в Японии, в Африке.  Что служба в армии будет зависеть от них самих, их физической подготовки.
Кто – то из родителей задал вопрос  про  дедовщину, на что подполковник ответил, что такого в частях МЧС не бывает! Потому как ребята – СПАСАТЕЛИ!
И  я как-то успокоилась. Подошла к сыночку, обняла его на прощание, пошутила еще, говорю:
   В Японии  будешь, смотри там не женись на японочке!
Все рассмеялись, ребят повели в казармы, потом на ужин, а я побежала на  очередной автобус, чтоб до дома добраться.

(Продолжение следует)


Рецензии
Я как буд-то вместе с вами побывал свидетелем событий. Даже запах ошмаленного кабанчика почуял.

Анатолий Косинчук   28.02.2021 07:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий! Смеюсь сижу сейчас... А в то время чуть не плакала... Зато сейчас Тарас сам и колет кабанчиков и разделывает. Переехал на ПМЖ в деревню, купили старенький домик, с сыновьями пробили скважину, установили бойлер, в доме холодная и горячая вода,душевую кабинку установили. Огород 50 соток, полный двор живности... И звенящая тишина...Так в деревне хорошо... Я пишу сейчас четвёртую часть рассказа о нём. Но без разрешения не могу опубликовать, а сын на вахте. Как приедет - поговорю с ним... Если согласится - опубликую!Там еще интереснее будет!

Людмила Трапезун Симахина   09.03.2021 15:22   Заявить о нарушении