Национальная идея для будущей России
/А.С. Пушкин./
Образ жизни любого народа определяется его национальной идентификацией и национальным самосознанием, характеризуемых совокупностью идеалов и мировоззрений, социальных идей и миропонимания, которые сформированы данной национальной общностью. На основе мировосприятия возникает национальная идея как функция целеполагания, определяющая образ будущего общества, в котором этот народ хотел бы жить, и как цель, к которой надо стремиться.
Любая идея - это определенное целеполагание и вектор движения к конкретной цели. Национальная идея в качестве такой цели для общества ставит образ будущего, определяющего смысл социально-экономических взаимоотношений людей. По своей сути жизнь человека и общества почти бессмысленна без движения к конкретной цели и больше соответствует общественной жизни насекомых. В этой связи национальная идея должна быть естественным порождением самой жизни, отражать ее смысл и главные черты, сплачивающие общество.
Национальная идея определяет мировоззренческий уровень общества, соединяющий вместе территорию, народ и государственный аппарат власти, что формирует политические, экономические, социальные, идеологические и религиозные интересы разных социальных групп, а также способствует формированию национального самосознания и самоидентичности.
Говоря об обществе, надо понимать, что оно состоит из разных классов, сословий и групп, у которых разные, а порой и несовместимые интересы. В связи с этим национальной идеи, удовлетворяющей абсолютно всех, в принципе не может быть, для овладения массами идея должна опираться на подавляющее большинство общества и те социальные группы, которые будут видеть в ней реализацию своих интересов. Никакая идеология не может возникнуть и развиваться, если не будет выражать чьи-то интересы. Без серьезной опоры на консолидированную социальную базу и поддержку влиятельных сил любая национальная идея обречена на неудачу.
При этом надо иметь в виду, что опора должна производиться не на низшие и самые обездоленные слои общества, как понимали это коммунисты, опиравшиеся на пролетариат и бедное крестьянство. При реализации национальной идеи опора должна быть на наиболее достойных «разночинных» представителей социума, осознающих себя частью русской национальной общности и объединенных идеей отстаивания русского самосознания и идентичности. Именно они в силу своей убежденности, знаний, опыта и понимания путей развития общества способны реализовать русскую национальную идею.
Государство, как и общество, также не может существовать без цели, его граждане, естественно, хотят понимать, к чему призывает и куда ведет их правящий класс и какое государство он строит. К тому же граждане должны чувствовать себя участниками этого процесса, быть проникнуты духом созидания, оптимизма, поиска и решимости преодолеть любые трудности во имя достижения поставленной цели. Национальная идея должна выступать в качестве консолидирующей силы и стратегии национального развития социума.
Обществу надо представить образ будущего не в формате мифической идеи, а в виде набора конкретных ценностей, способов и возможностей для гражданина достичь того положения в обществе, которого он заслуживает своим общественно необходимым и полезным трудом, который будет максимально удовлетворять его насущные потребности.
В качестве примера можно привести сталинский рывок в 30-е годы прошлого века, когда, несмотря на голод, повальную нищету, раскулачивание, репрессии, общество с энтузиазмом обустраивали свою жизнь, что обеспечило небывалый подъем образования, культуры, науки, промышленности, где каждому была предоставлена возможность проявить свои способности. Общество в своем большинстве верило в образ светлого будущего, где каждый будет трудиться по способностям, а иметь по потребностям, даже не задумываясь об утопичности этой цели, если по потребностям, а не по количеству и квалификации общественно необходимого труда! Тем более, что ресурсы земли не безграничны и многие об этом знали и в то время... И пусть это был мифический образ такого общества, но люди сообща стремились достигнуть этой утопической цели. Сталинская элита при массовой поддержке общества смогла поднять страну и довести ее от сохи ржавой до атомной державы, победить фашистскую Германию и покорить космос, благодаря чему Россия и сегодня находится в клубе великих держав, но не по социальному благополучию своего народа...
Рисуя образ будущего, необходимо чётко представлять себе его основополагающие принципы и пути их достижения. Все это формируется под воздействием конкретной национальной общности традиционных ценностей и при сохранении складывающегося веками на базе этих ценностей уклада жизни.
Система ценностей национальной общности формируется в виде идей, смыслов и образов, характеризующих мир, в котором эта общность хотела бы жить, а также в виде духовных принципов и способов воплощения их в жизнь. У каждого народа свои традиционные ценности, о которых уже много писалось в русской литературе и их принципиальной несовместимости с западными, суть которых в следующем.
Русские традиционные ценности сложились под влиянием института общины со своими принципами и основами социальной организации, где заложен коллективистский цивилизационный код с приоритетом защиты общественных, а не личных интересов, при которых общество, в свою очередь, должно защищать интересы каждого индивида. Общество, где каждый трудится для всех и все для каждого! Индивид при этом оценивается по личному вкладу в общее дело и рассматривается с точки зрения полезности для общества.
В связи с коллективистской формой идентичности и коллективистской социальной организацией общества, в отличие от индивидуалистской на Западе, русская система ценностей предполагает путь развития не на основе индивидуального потребительства, а на созидании духовных и материальных благ в интересах общества и личности, главенства общих интересов (соборности) над индивидуальными, на противодействии проповеди свободы как абсолюта и ограничении прав индивида его обязанностями перед обществом.
Отсутствие права пользоваться результатами своего труда, которые за зарплату выкупают капиталисты и продают для своего обогащения, ведёт к социальному неравенству и обнищанию трудящихся. Это формировало русские духовные и морально-нравственные убеждения людей в плоскости явно видимой всеми социальной несправедливости. Но в отличие от западных ценностей, с их корыстью и потребительством за счет своего буржуазного права жить привилегированно трудом других людей при помощи своего капитала, у русских людей появилось стремление к более справедливому социальному государственному устройству, предполагающему иную национальную идею.
Именно непонимание народом монополии капитала, в соответствии с законами капитализма при отсутствии монополии закона о социальных гарантиях, а не способности к общественно полезному труду, даёт буржуазии определённую власть над людьми и право на их эксплуатацию!
Традиционные русские ценности уходят корнями в историческую самобытность общинной соборности народа, в связи с чем русская национальная идея характеризуется господством солидарности, исключительным приоритетом общего над индивидуальным, преобладанием объединения над разделением, интеграции над дифференциацией, и в этом суть русской национальной идеи. В ее основе лежит опора на сильные стороны человека: стремление к творчеству и самосовершенствованию, готовность к испытаниям и самопожертвованию, а не на слабостях человека: стремление к роскошеству, потреблению и наслаждениям, что лежит в основе буржуазных традиций.
Национальная идея должна исходить и опираться на национальную идентификацию народа, идейной и духовной основой которой должна быть национальная идеология, формирующая цели национального движения, указывающая пути и средства их достижения и характеризуемая совокупностью системных политических, социальных и религиозных взглядов, которые выражают интересы определенных социальных групп и классов. Это своего рода квазирелигия, система идей, вырабатывающая параметры взаимодействия и объединения членов общества.
В русском христианстве, замешанном на язычестве и общинности, властью от Бога люди считали лишь ту власть, которая честно и разумно исполняет справедливые законы понятные всем и принятые всеми, которая не противится христианской совести, основывающейся на божьих заповедях. Всякое послушание и покорность властям, которые правят против божьего разумения, есть подготовка нашей души к приходу антихриста. А послушание, покорность и непротивление злу, вольное или невольное, есть ложное и небогоугодное действо, что ведёт к разрушению мира среди людей и погибели общества, а значит народ вправе объединяться против такого правления и это богоугодное дело!
Национальная идеология определяет в том числе и национальные интересы в сфере государственной власти, которые должны быть направлены на усиление мощи государства и обеспечение достойного уровня жизни его граждан и на практике реализовываться властью. Определенная социальная группа или класс, взявшая власть под знаменами национальной идеологии, переводит ее в статус государственной идеологии и всей мощью государственной машины навязывает обществу. Внедрение и навязывание определенной идеологии является одним из эффективных способов реализации своих интересов отдельными классами.
Без четкой государственной идеологии не может быть системности государственного управления, поскольку размыто целеполагание такого государства и общества, с чем сталкивается сейчас Россия. Захватившая власть после развала Союза компрадорская элита навязала российскому обществу либеральную идеологию с ее индивидуалистскими ценностями, при этом вписав в конституции, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Хорошо известно, что формальное отсутствие идеологии далеко не значит, что ее нет.
В рамках этой парадигмы российскому обществу навязывается противоречащая его менталитету и традиционным российским ценностям буржуазная идеология и общественный строй, ведущие к размыванию смыслового стержня, отсутствию души народа и образа будущего, к которому надо стремиться. Общество не получает от власти ответов на главные вопросы: какая цель развития этого государства, к чему оно стремится, кого защищает и что должно быть получено в итоге?
Попытка правящего класса навязать обществу западные либеральные ценности и сформировать на этой базе новую русскую идентичность по объективным причинам потерпела крах. Для сознания русского человека либерализм асоциален и противоестественен, поскольку при нем социальная справедливость просто аморальна. Либеральная ценностная база с ее индивидуализмом для русского человека чужда, без коллективистского начала никакая национальная идея в России не может прижиться. Поэтому навязываемый правящим классом либеральный дискурс отвергается обществом и безвозвратно уходит, остается традиционалистский и социальный дискурсы, свойственные для российского общества.
Русский народ, как никто другой, пассионарен, он народ-победитель и созидатель и большей частью не привык прислуживать владельцам власть и богатство имущим. Суверенность есть одна из основных черт русского характера. Он готов идти на жертвы во имя идеи, ради чего стоит жить и искать смысл существования, а для этого нужны сильные смыслы, способные поднимать его и вести вперед. Ему как воздух нужны победы. И не случайно по соцопросам до 90 процентов населения России дороги идеи Дня Победы, Бессмертного полка и возвращения Крыма.
Во имя таких дней русские на многое способны, русская мечта базируется на таких захватывающих дух грандиозных проектах, как Град Китеж, построение общества будущего, покорение Сибири или прорыв в космос. Для русского человека главное, это причастность к общему правому делу, для него миг торжества Победы - венец мечтаний! Именно такая национальная идея, отстаивающая интересы русской национальной идентичности и цементирующая социальную базу, может сплотить общество во имя достижения этой цели.
Русская национальная идея, как и у других народов, базируется на мечте. Если у американцев индивидуалистская мечта «сделай себя сам», то у русских - «жить в сильном и справедливом государстве». У русского человека ценностная база - это гуманизм, равноправие и социальная справедливость! Поэтому он исторически особо чувствителен к вопросам любой несправедливости. Его национальной идеей является построение общества социальной справедливости и сильного и экономически процветающего государства (цивилизации), целью которого является обеспечение благополучия и защиты своих граждан. Именно такой образ будущего видит человек с русской идентичностью, осознающий свои традиционные ценности.
В массовом сознании русского народа превалируют идеи, на которых всегда строилась русская мечта. Это ярко выраженные чувства общности народа, приверженности идеям сильного государства как «общего дела», исключающего дискриминацию по любому социальному статусу, где успешный и счастливый гражданин является его основой.
Национальная идея построения государства «русской мечты» должна стать смысловым и идейным стержнем общества. В российской империи такой стержень представляла русская триада графа Уварова - «Православие. Самодержавие. Народность», отражающая единство государства, власти и общества. На современном этапе триаде можно придать иное звучание - «Гуманизм. Равноправие. Социальная справедливость», что должно определять независимость российской государственности, русские традиционные ценности и социальную справедливость для всех граждан, а лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» трансформировать в лозунг «За Родину, Честь и Справедливость!»
В основе русского мировоззрения лежит идея социальной справедливости, предполагающая, что «справедливость - это когда каждый в обществе занимает положенное ему место». Не то, что человек хочет, а то, чего заслуживает. Социальная справедливость - это не равенство всех и во всем, а создание условий для развития творческих возможностей личности, предоставление равных прав и возможностей всем социальным слоям проявить себя и добиться соответствующего статуса в обществе. В этом может заключаться идеологический, нравственный и социальный смысл русской формулы будущего.
Русский народ всегда связывал свои надежды на лучшую жизнь прежде всего с «соборным» государственным целеполаганием, ориентированным на общенациональные задачи и цели, которые предполагают солидарность общества. В отличие от народов западной цивилизации, исповедующих индивидуализм, личный успех и свободу, русские одержимы объединительной идеей, базирующейся на переплетении личного и державного интереса, в основе которого лежит соборная сакральность. Для русского человека «духовные скрепы» и традиционные ценности всегда составляли основу его мировоззрения. Ему же пытаются навязать неприемлемый либерализм с его индивидуализмом в качестве национальной идеи и процветающим обществом для избранных.
Сегодня известны три национальные идеи социальной организации общества: либерализм на капиталистической основе, нацизм на угнетении и эксплуатации людей других национальностей и идея социализма (коммунизма), чтобы своим трудом сообща улучшать свою жизнь! Первые две в принципе неприемлемы для русского общества из-за индивидуализма или господства одной нации над другими, социализм советского образца с упразднением частной собственности и с сохранением товарного производства ради прибыли также далеко не многих устраивает в российском обществе.
Сегодня большинство народа России уже так развращено капитализмом, что идеалы социальной справедливости уже стали им чужды. Сегодня в России никто даже не предлагает, чтобы с гарантированным правом на общественно необходимый труд у людей было ГАРАНТИРОВАННОЕ право хотя бы на социально-бытовые условия жизни достойно количества и квалификации своего общественно необходимого труда при его честном и справедливом нормировании.
Чтобы при узаконенном ДЛЯ ВСЕХ равенстве рабочего времени, которое определяет относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество труда, люди имели ЗАКОННОЕ ПРАВО НА СВОЮ, ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНУЮ ДЛЯ ВСЕХ И ДОСТОЙНУЮ ЧЕЛОВЕКА, НОРМУ ПРОИЗВОДИМЫХ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЖЕДНЕВНО НЕОБХОДИМЫХ КАЖДОМУ СРЕДСТВ ДЛЯ ЖИЗНИ ОТ ИХ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОДИМОЙ В ОБЩЕСТВЕ МАССЫ!
Чтобы качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания, изготовления одежды каждый мог формировать по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны. Почему в социально развитых странах считают, что даже средства коммуникации должны быть у каждого, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связь, информации и транспорта, а в России даже чистая вода и свежий воздух доступен не всем честным, добросовестным и законопослушным гражданам даже в Подмосковье. А как живут люди на периферии, каждый день по телевизору и интернету можно увидеть.
Рынок же можно сохранить на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!
Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития и учёбы в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение. Должны иметь право на приобретение профессии, как будущие производительные и интеллектуальные силы страны, чтобы в будущем более рационально использовать природные ресурсы, развивая ресурсовозобновляемые технологии для сохранения их для будущих поколений, чтобы не искать потом другую планету, загадив эту. А старики должны иметь всё необходимое, как уже заслужившие достойный труда необходимый пансион по возрасту и заслуженную пенсию.
Что в какой-то мере и делают правительства Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии и других социально развитых государств. Что даже не пытается делать правительства России, Украины, Белоруссии, прочих стран с монополией капитала и с хищнической экономикой, где нет закона о социальных гарантиях населения хотя бы в социально-бытовой сфере достойно количества и квалификации труда.
Механизмом реализации национальной идеи должно быть внедрение такой модели политического, экономического и социального устройства государства, которое бы отвечало интересам абсолютного большинства населения страны! Это наиболее сложная задача поиска компромисса, когда отдельные слои должны поступаться частью своих интересов для достижения национального согласия в обществе.
Общество не должно бороться с богатыми, а искать способы ликвидации бедности! В обществе могут быть богатые, но при этом должны быть такие социально-экономические законы, при которых развитие отечественной экономики работает на интересы всего общества и государства, а не только на власть и богатство имущих. Далеко не все согласятся с такой моделью, государству придётся применять силу принуждения к несогласному меньшинству или создавать условия для эмиграции в так любимый ими либеральный рай. Меньшинство должно принимать позицию большинства или реализовывать свои буржуазные идеи в другом месте.
Такое государство и общество можно построить только на духовно-нравственных началах и принципах. Поэтому одной из главных задач будущей экономики - это воспитание нормами прогрессивной социальной справедливости гражданина духовного и ответственного за свою страну, чтобы смыслом жизни нового поколения элиты и чиновничества было не обогащение и стяжательство, а служении народу и Отечеству.
Этот смысл жизни может основываться на синтезе православных духовно нравственных принципов и реально социалистической системы хозяйствования или других механизмов, в том числе доказавших свою эффективность элементов капитализма, таких как здоровая соревновательность и та форма частной собственности на средства производства, которая не отнимает у трудящихся их право жить в человеческих условиях и что не противоречат основной идее построения справедливого общества. Необходимо искать способы и механизмы реализации образа будущего с учетом накопленного положительного и отрицательного опыта развития русского и других народов России.
Русская национальная идея и образ будущего предполагают созидание форм общественной жизни, объединяющих, а не разделяющих народы. В противовес либеральной идеологии потребительства, в которой весь мир, в том числе и Россия, рассматривается как источник ресурсов и доходов Запада, русская национальная идея предлагает антилиберальную концепцию мироустройства на иной ценностной базе с использованием коллективистской формы социальной организации, исключающей господство либерального индивидуализма. С учетом того, что будущее будет определять не столько борьба экономик, сколько борьба идей построения общества социальной справедливости, интеллектуальные и духовные потребности которого неизбежно будут превалировать над потребительством, править должен не желудок, а мозг, но естественно, что при этом желудок человека должен получить необходимое для работы мозга!
Фактически русская национальная идея - это реинкарнация на новом социальном уровне идей «красного проекта», пытавшегося не совсем удачно реализовывать идею построения общества социальной справедливости. Она также имеет и глобальный характер и всегда будет привлекательна для других народов, поскольку предполагает альтернативное концептуальное видение образа будущего глобального мира в противовес либерализму с его стремлением к глобализму.
Россия является стержнем русской цивилизации со своей национальной идеей и может предложить свой геополитический проект с увлекательным образом будущего, стать генератором смыслов, идей, образов и примером политической и социальной организации общества для других народов. При этом Россия прежде всего должна будет реализовать эту модель у себя и доказать её неоспоримые преимущества, но без сплочения людей с такой целью это УТОПИЯ.
Юрий Апухтин, Александр Аникеев.
http://riafan.ru/498917-apuhtin-yurij-mihajlovich
Свидетельство о публикации №221021200935
Виталий Зюзин 12.02.2021 14:08 Заявить о нарушении
Чтобы с правом на труд у каждого было определённое законом право хотя бы на достойные человека нормы социально-бытовых условий жизни, причём от общей массы производимых в обществе и ежедневно необходимых каждому средств для жизни, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!
И если в обществе большинство населения против таких законов, то такому обществу нечего и мечтать о социальной справедливости...
Ну, а если большинство народа будет за такие законы, но не хочет объединяться в свою политическую партию для парламентской борьбы с противниками таких законов, то тем более такой народ заслуживает своё угнетённое положение...
И никакой уравниловки, кроме равенства прав и свобод всех граждан перед законом!
Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.
Поэтому кто хочет иметь хорошие блага от общества, должен научиться и уметь лучше трудиться и жить на благо других людей общества, чтобы иметь всё необходимое для своей интересной и счастливой жизни, не ущемляя интересы и стремления к социальному благополучию других людей!
Аникеев Александр Борисович 03.04.2021 19:33 Заявить о нарушении