13 февраля - Всемирный День радио

...Но что Вам рассказать про Сахалин?-так спрашивалось в одной из радио-песен.
По аналогии спрошу: " А что Вам рассказать про радио,о чём бы хотели узнать? Чего ещё не знаете?
Проще включить радио,а потом переключать с канала на канал- и все главные новости ваши!А что касается меня,то в 50-60 годы я работала на РАДИО Баку корреспондентом. 
Сначала в международной редакции вещания на страны Востока .Кстати, единственная женщина-корреспондент из России. И у коллег получила прозвище "ВЕЗДЕХОД".
 Об этом написала на Прозе.ру юмористический рассказ  о " Вездеходе и тёте Дуси". ... Если коротко, то я "пахала как трактор",чтобы "поднять" возможности низкой зарплаты до высот,необходимых для отъезда на ПМЖ в родной Питер, ( в Баку я оказалась в эвакуации во время блокады в Ленинграде, и застряла на годы по семейным обстоятельствам, как пишут в анкетах).Но не жалею, это была хорошая школа для начинающего журналиста!Мои коллеги- будущий писатель Максуд Ибрагимбеков, мой наставник и учитель, спецкорр Всесоюзного радио Валерий Пархоменко,редактор русского радио Виктор Новиков,(впоследствии, ведущий радиопередачи "Университет миллионов" в Москве), моя однокурсница с филфака,бакинки Татьяна Масумян, Неля Бабаева и многие другие "маяки эфира".
 Но вернемся к обязанностям "вездехода", у которого, как ныне у доставщика пиццы-10-12-ти килограммовый короб с магнитофонами и бабиннами.С ним я проникала всюду: от подпольной гадалки тети Дуси из "шанхачиков знаменитой бакинской кубинки"-до французского мима Марселя Марсо.У всех знаменитостей и заезжих гастролёров в  Баку
я ухитрялась первой взять интервью и в этот же день выдать в эфир. Такая "арвад"- (женщина), да ещё "ударница", раздражала восточных мужчин( киши). На востоке есть традиции, которые не следует нарушать.Кстати,это касалось и журналистов в те годы.
Хотите доказательств? Пожалуйста...Профессиональная память надёжная! Помню слово в слово,не из-за злопамятства.А по сути,чтобы знать свое место в табели наций в Советской республике. Тогда это было политикой нашего государства.
 Итак, в один не самый прекрасный день, когда я готовила магнитофон к очередному интервью,секретарь сообщила,что меня ждёт Министр по радиовещанию и ТВ республики
и я должна срочно явиться к нему.Сердце так и ёкнуло: увольнять будет!? За что? Интересно,что я могла натворить? Вот тебе и гадалка-тётя Дуся виновата! Не случайно сначала размагнитили плёнку, а теперь дошла очередь и до меня...
 С такими тревожными мыслями я приоткрыла тяжелую дверь, и в нерешительности  замерла у порога огромного кабинета в дорогих коврах.Ближе к окну стоял стол, за которым была едва видна крошечная фигурка начальника. Властный голос окликнул меня: "Ыыды суда!"( передаю звучание речи на русском). Я сделала несколько шагов вперед и в нерешительности остановилась, ожидая, что мне предложат хотя бы присесть.Напрасно.Я стояла ,как ученик со знакомого полотна художника Лактионова "Опять двойка",( хотя двойку еще мне не объявили), но последовали странные вопросы):
-Тыи русский? Тыи женщин?(заметьте,всё в мужском роде."Киши"уважают,"арвад"-йох!)
-Зачем обижаешь, слушай, наших мужчин? Тыи приходишь брать интэрвию , говоришь:
-Я азербайджанский радио...Да?  Оны прыходят, им данышыр ( говорят): "Азербайджанский радио уже бы-ылл..."Уходят, а"...
- Слюшшай мэнэ": Приходы,э, нэ пэрвой! Приходы ВТОРОЙ! Ты мэнэ понял? Иыди!..
 Не знаю, для кого-как?А для меня- это была высшая оценка моей работы! И я даже знала, кто пожаловался на мою "прыть"...Скорее всего "главный чайханщик" Радио - зав.отделом радиовещания на Турцию- Айдын. Только к нему шеф заходил на"чай ичир" (пить из "армуда"-специального стаканчика).Так классически, никто в радиокомитете не умел заваривать чай и за чаепитием обсуждать все важные вопросы. Это вам,не легкомысленная"русская сауна" с горячительным...Когда вопрос касается денег!? На Востоке не шутят! А мои гонорары за месяц приблизились на радио к четырём зарплатам! И вот вам результат:не "трое поросят",а  одна рус-кызы, непослушная...
Аа, русская женщин,знай своё место! Не лезь впереди "табельной нации". Да ещё мужчин! Но именно поэтому, мне в одно ухо влетел,а в другое вылетел этот наказ самого главного. Мне надо было уехать. И я со временем так и сделала.Только в Ленинграде мне отказали в прописке( это тоже советские правила: уехал-не возврата назад!)И я стала работать ответственным секретарём газеты "Окуловский коммунар" в Новгородской области, в 4-х часах езды от Ленинграда. Оттуда ездила к брату в Питер на все выходные.Так завершилась служба "вездехода" в Азрадиокомитете.
И вскоре началась моя самая счастливая пора работы на Центральном телевидении редактором в Московской редакции, в сценарном отделе. Но это еще одна страница, не имеющая отношения к радио, где СЛЫШИШЬ и как бы за кадром вещаешь...
 Но радио всегда на чуть-чуть опережаешь все остальные СМИ. То что сегодня в эфире,завтра повториться на ТВ, в газетах и, наконец, из уст- в уста...На "сарафанном радио". А отдельно поговорим об АРМЯНСКОМ РАДИО!


Рецензии