Воздушный поцелуй Одессы. сборник персона заднего
Жизнь незримою рукой правит нам судьбы очертанья..."
( Стихи "Берега детства" А.Давидюк)
Все верно. Стихи написаны мною в тридцать лет, а с высоты уже прожитого именно так она и выглядит. Жизнь. Годы идут и остается память. Помнится многое, но хочется о хорошем. О том, что и сейчас согревает, возвращает в любимые места, к интересным и хорошим людям. Яркие города моей жизни - Киев, Одесса, Львов, Черновцы, Флорешты и, конечно же, Москва.
Хочу описать некоторые фрагменты своей молодости, которая и бросала меня по этим городам. Хочется вознести им дань любви за то тепло, которым они меня согревали и учили жизни. А начну я со своего любимого города Одессы.
Пребывание в Одессе - это состояние. Как во время медитации. И просто рассказывать ситуацию без зрительного восприятия очень сложно. Здесь нужно побывать, послушать, посмотреть внимательно вокруг себя, и тогда что-то начинает включаться. То, что и есть неповторимый шарм этого города. А с этим и приходит понимание того, о чем я пишу.
Весна в Одессе начинается не на улице, а внутри человека. Только в этом месте так просыпаются эти биологические часы.
С обледенелых берегов Черного моря лицо насквозь пронизывает колючим холодом, а внутри уже позванивают первые колокольчики - строчки песен, классических и просто народных, вроде: "Ах, Одесса, - жемчужина у моря!" Этот вечный, весенний или даже всесезонный мотив. Не зависимо от возраста и вероисповедания.
Это сугубо Одесское, южное, приморское состояние. Душа просит ярких эмоций, а ноги мечутся, затрудняются сделать выбор - в кальсонах или без.
В эту пору такое состояние охватывает многих молодых людей, поражая как вирус. Внутри начинается маета.
Конечно, Одессу этой поры описывал каждый писатель, побывавший здесь. Или даже просто "пишущий". И ощущения в душе у каждого индивидуально. Но пульс учащается у всех. Хандра от переменчивой непогоды, волнение и ожидание чего-то неизвестного ранее. Серьезный недуг...Сейчас бы у теплого камина, в большой гостиной послушать Баха или хороший джаз... Но ноги сами куда то идут, куда то поворачивают. В голове непонятная мозаика. Мысли двигаются в виде трехмерных графиков.
Как и многие в Одессе, эту хворь я стараюсь излечивать прогулкой по историческому центру. Немного кофе по-одесски, не очень настоящий, но зато с настоящими комментариями, случайно подслушаными сплетнями, в лицах и с эмоциями. Встреча с Дюком, взгляд на серо-зеленое море и опять кафе и кофе для согрева.
Разминка произведена. И вот, теперь, голова начинает работать немного по другому. Возникает творческое, позитивное мышление. В голове зашуршала приятная музыка. Вспомнились лучшие времена и "О Эврика!" - Музторг!!!
Отдушина для любого музыканта. Обычно и я захожу в музыкальный магазин, следую в отдел пластинок и прошу поставить прослушать что-нибудь по душе.
И вот он, Музторг. Во все времена он был для меня Оазисом. Войдя в магазин тихо, чтобы не вспугнуть тишину (рабочий день, народу мало), поднимаюсь на второй этаж - отдел пластинок. Просторно и никого. Девушка за прилавком о чем-то мечтательно молчит. Мекка! С пластинок в глянцевых конвертах на тебя смотрят мировые и наши исполнители. Атмосфера тишины и уважения. Неспешно, как в картинной галерее всматриваюсь в красочные обложки. Вот! Вижу знакомый сборник и радостно перехватывается дыхание - здесь же есть мой любимый "Арсенал" и одна из его самых "вкусных" вещей.
Прошу девушку поставить пластинку, именно "Ностальгию". Конверт диска с этой композицией я хорошо знал. И началось волшебство, магия восприятия.
Саксофон Алексея Козлова, как сказочная флейта увел меня на улицы Риги, Львова, Киева, и даже на улицы тех городов, которые я видел только по телевизору. Облокотившись удобно на прилавок я наслаждался музыкой и своими путешествиями. Уловив мое настроение девушка-продавец без лишних слов поставила "Ностальгию" еще раз и еще. Я плыл, как в тумане - мне действительно было хорошо.
И вдруг, где то позади меня, как из другой комнаты, негромко прозвучал слегка неуверенный голос: "Девушка, а можно..." - мужчина за моей спиной не договорил свою фразу.
-"Ша, Вы что не видите мужчина слушает" - почти обиженно, но без хамства (у нее даже "Ша" получилось уважительным) продавец остановила вопрос.
Я повернулся. В довольно большом зале человек двадцать стояли и умиленно смотрели на меня. И главное, не вмешиваясь, слушали со мной. Все с осуждением посмотрели на вопрошавшего. Я покраснел.
-"Спасибо, извините" - и, что-то еще пролепетав, глянув с благодарностью на всех, особенно на милую продавщицу, я вышел.
Казалось, что и солнце, и небо, и все прохожие улыбались мне. Да, этот город и его радушное население невозможно не любить. И я готов многократно повторять: "Я люблю тебя, Одесса!"
Апогей весны в Одессе 1986-го года наступил с приездом в этот город моего любимого, описанного выше, коллектива "Арсенал". Все-таки, это сбылось! Но как попасть на этот единственный концерт? Ведь зал филармонии, где и должно произойти это событие сам по себе не очень большой. В общем, задача не из легких. Совсем не из легких.
Сначала включил, известную всем советским людям, систему блата и знакомств. Добрый десяток звонков людям "со связями" результатов не принес. Усталые и скучные ответы были похожи: "Конечно, попробуем, поищем, что-то придумаем." Туманная перспектива.
И тогда я подумал о простом человеческом везении (выигрывал же я в лотерею и спринт, пусть хоть и немного!). Пойду в лобовую. И, как поется в песне "Кровь моя застыла, я сейчас уйду и на Дерибасовской дурочку найду."
Действительно, на Дерибасовской улице и стояла классическая театральная касса. А рядом, оклеенная афишами, театральная тумба. Отдельное архитектурное сооружение округлой формы. Она гордо и элегантно вписывалась в облик знаменитой улицы и была, безусловно, неотъемлемой частью и даже украшением ее интерьера.
Еще издали я увидел длиннющую очередь у знаменитого сооружения.
Очередь соблюдала порядок, и я скромно и послушно встал в ее хвост. Дойдя до заветного окошка заговорчески, чтобы нас никто не подслушал, артикулируя, произнес:
-"День добрый, мне нужно два билета на "Арсенал", - и чуть заметно (не на полное веко) подмигнул.
-"Вы видели всех тех, кто стояли до Вас? Можно оглянуться, их и сейчас не меньше, - невозмутимо проговорила блондинистая Фея лет сорока. - Они тоже хотят туда же. Им всем хочется на "Арсенал", но билетов нет" - не ленясь, Фея-билетерша все это проговорила и, чуть подмигнув, объявила: "Следующий!" Да, очевидно, она работала по призванию.
Я поплелся в ближайшее кафе-стекляшку запивать свое горе чашкой кофе. Чашка оказалась граненым стаканом , да еще и со следами губной помады. Не особо нервничая, указал на этот недостаток сервиса буфетчице.
- "Подумаешь, и шо тут такого? Может это Ваша тайная поклонница оставила свой поцелуй".
- "Предпочитаю воздушные" - смягчил конфликт я и получил уже чистый стаканчик кофейного напитка. В те времена хороший кофе пили только в Одесских квартирах.
В кафе, столиков на пятьдесят, было почти пусто. Точнее совсем пусто. Будничный полдень. Начало мая - бездельники уже на пляже, остальные либо работают, либо зарабатывают. Приезжих еще нет. Сижу, попиваю свой кофе и думаю, думаю, думаю. Кого еще,, поднять?,, Сложное, почти отчаянное состояние бессилия.
Ведь для музыканта, а я таки им был, очень обидно знать, что твой настоящий кумир послезавтра будет здесь, где-то рядом и будет выступать "вживую", а ты можешь, будучи совсем рядом, все пропустить. Грустно очень. Плечи опускаются почти до уровня стаканчика в руках. Мысли бесполезно циркулируют по кругу.
Вдруг, посреди моих внутренних мучений послышался звук открывающейся двери "стекляшки". Ситуация стандартная, но меня почему-то охватило волнение, предчувствие чего-то. И тут услышал очень знакомый голос. Фея! Они с подругой вошли в кафе и, что-то взяв, перекинулись шуткой с барменшей. А потом сели прямо за соседний со мной столик. Напоминаю: в кафе было столиков пятьдесят и помещение было абсолютно пустым. Ситуация, как в кино! Это же такой случай!
Я начал судорожно строить план второй попытки. Они говорили не спеша, смакуя подробности каких-то сплетен и настроение у них было благодушное.
Обсуждаемую персону они не щадили очень согласованно. Кому-то хорошо икалось. И вдруг, я понял - сейчас или никогда! Сердце забилось втрое чаще, но я решил - была не была! Дождавшись небольшой паузы в их разговоре, они прильнули к своим чашкам (им все-таки кофе подали в чашках), я пошел в атаку. Аккуратно, в полкруга повернувшись (они же были за соседним столиком), почти шепотом от волнения произнес: -"Дамы, извините, мне нужно два билета на "Арсенал" - и выдохнул медленно, как после китайской медитации. Со стороны я наверное выглядел, как Меньшов в фильме "Где находится нофелет" в финальной сцене с Теличкиной.
Паузы почти не было. Только на то, чтобы оторваться от чашки. Ничуть не смутившись, только по-доброму, чуть улыбаясь глазами, Фея проворковала:
- "Приходите завтра к пятнадцати ноль ноль ".
- "А Вы меня не забудете?"
- "О, Вас невозможно забыть" - театрально произнесла она голосом Пугачевой, в нижнем регистре, и женщины продолжили свой "обед". Киношно откланявшись, я вылетел на улицу со счастливым лицом. Все мне нравилось и на улице, и вообще. Ночь была бессонной.
В 14-30 встал в очередь. Длина ее увеличилась еще на прилично больше. Примерно в 15-00(время же назначено), улыбаясь в стиле быстро, быстрее, как можно быстрее и т.д. произношу:- "Здравствуйте". Что говорить дальше, я, честно говоря, не знал и на мгновение запаниковал.
- "А, Вам два билета в цирк?" - громко произнесла Фея, -"Снимайте штаны, я Вам их отложила!"
Это уже был спектакль. Неожиданный, но какой! "Снимай штаны" означало - раскошеливайся, папаша! Вот это и есть Одесский стиль.
- "Что с меня за этот цирк?"- игриво, поддерживая волну, спросил я. Она назвала гос. цену на "Арсенал" и за два билета на цирк - это была обычная по тем временам "нагрузка", им же нужно их как-то продавать!
И никакого "гешефта" сверх, вот это да! То есть это было примерно три или пять рублей за "Арсенал" и пятьдесят копеек за цирк. Да, сейчас таких сделок уже не бывает.
Разве что в Одессе...
На другой день, вечером, сидя в зале Филармонии, я наслаждался выступлением великих музыкантов современности. Саксофон Алексея Козлова, гитара Вани Смирнова - каждая клетка дрожала от исполнения пьес этими музыкантами. Со мной рядом сидела одесситка, дочь статусных родителей, и не могла понять каким образом мне удалось достать билеты. А я понял, что я разгадал тогда одну из главных загадок Одессы. Она проста - люди. Одесситы. Они умеют слышать "братьев по разуму" и с удовольствием идут с ними на контакт. Дай им Бог здоровья и не потерять этот дар!
И вот отъезд. Грустно. Но и на финал пребывания в Одессе произошла удивительная сцена. Хотя, для этого города, наверное, вполне стандартная.
Сидя в поезде и любовно оглядывая архитектуру здания вокзала, я увидел симпатичную девушку, идущую по перрону с цветами в руках. Очевидно кого-то встречать. В ней, ее походке, настроении, в сияющем лице было все, чем был наполнен этот город - выражением Счастья или Радости или необъяснимую гамму всего того, что составляет общую эмоцию, состояние этого города и его веселых обитателей. Ведь она была частицей яркой мозаики под названием Одесса.
Заглядевшись на нее, я непроизвольно улыбался такой же счастливой улыбкой. Девушка, заметив это, ничуть не смущаясь, сначала улыбнулась, а потом послала мне воздушный поцелуй. Он совпал с началом движения поезда.
Это было как в кино! Другого финала такой замечательной пьесы, - прощания с этим необыкновенным городом и придумать невозможно. Воздушный поцелуй Одессы!
P.S. Через пару лет я снова приехал в этот чудесный город. С друзьями.
К ночи мы устроились у знакомых, в районе Черноморки. Уснули крепко. А с первыми лучами солнца, которые пробрались к нам в щели дверей и окошки, что-то еще вдруг возникло в воздухе. Музыка. Патефон! Утесов! Выглянув сонными лицами из дверей нашей пристройки, мы увидели такую картину: посреди двора, под огромным орехом на корточках сидел и запускал патефон хозяин этого гостеприимного дома, Андрей, Андрюха. Широко улыбаясь своей обаятельной, несмотря на отсутствие половины зубов улыбкой, он давал понять - Ребята! Вы в Одессе!. Где то просыпаются под гимн, а здесь под песни Утесова! При этом звучала песня всех времен и поколений -"У Черного моря".
Настроение моих друзей было написано у них на лицах, выражение восторга, удивление и кивание головами - да, все что говорят про Одессу - все правда. Да здравствует Одесса!
,,Снова птицы стаей улетят,
А мне снится, что вернусь назад
В детства дивный мир, тот далекий мир,
Где мы были и в лодке плыли к мечты туманным берегам.
Цветы жили в краю Были, где ты такой же, как и я, как и я....
( Из тех же стихов "Берега детства")
Свидетельство о публикации №221021301351
Иван Скобичевский 29.10.2021 16:25 Заявить о нарушении