Рождественские вечера

Мы с моим двоюродным братом Юрой жили в эту зиму у бабушки
без родителей. Наши родители уехали в город на заработки.
При бабушке жили и ее младшие дочери Таня и Зина. Наши тети
были в то время еще совсем молодыми девушками на выданье, и
работали они на строительстве спиртзавода  в двух километрах от
села. Молодые люди из ближних деревень все ушли работать, как
тогда говорили, на комсомольскую стройку. Сейчас нам даже трудно
представить, как много было на селе молодежи и детворы.

Однажды зимним вечером, под Рождество, Таня ушла на улицу
гулять, а к Зине пришли подружки. Веселые, румяные, с шутками,
с прибаутками они стали упрашивать бабушку Нюшу, чтобы она
научила их гадать. Бабушка заразилась их веселым настроением и
приняла в их забавах активное участие. Девицы - подружки,
а их было пять, сразу присмирели, призадумались, вспоминая своих
ухажеров.
Бабушка взяла дежку(деревянную кадку), в которой замешивают
тесто для хлеба или пирогов, завязала девчатам глаза и
как можно дальше спрятала дежку.

А теперь, говорит, ищите, девицы, свою судьбу!
Девчата ринулись на поиски с завязанными глазами. Кто под
кровать полез, кто под печку, а соседка Настя сразу полезла на
печку. Очень забавно и смешно было на них смотреть. Куда только
они не лезли. Бабушка окликает Настю:
- Настенька! Ты что, аль сильно замуж приспичило..., - и смеется.
Смех-то смехом, но Настя дежку нашла первой на печи за
трубою. То-то радости и смеху было. Она вышла из игры. Дежку
бабушка перепрятала, и снова девчата принялись ее искать. Самая
последняя нашла дежку Нюра Чебушова.
В какой последовательности они находили дежку, точно в такой
же последовательности девушки выходили замуж.

Это гаданье у всех, кто там присутствовал, осталось в памяти на
всю жизнь, потому что исполнилось с абсолютной точностью, и даже
были угаданы временные промежутки от свадьбы до свадьбы.

 Моя мама, будучи уже совсем старенькой, рассказала мне о своем
девичьем гаданье. В один из Крещенских вечеров пришла она к
своей бабушке в гости и осталась там ночевать. У бабушки в доме
было тихо и по-праздничному нарядно украшено изба, тихо, спокойно.
Поздно вечером, когда стали ложиться спать, бабушка и говорит:
- Погадай, Машенька, о суженом, глядишь, и сон сбудется.
Бабушка приготовила тоненьких лучинок, подала блюдце с водой.
Научила Машу, как уложить лучинки мостиком через блюдце. 
Поставила Маша под кровать у своего изголовья мостик.

Бабушка предупреждает: "Ты ни слова не должна молвить, внучка,
если желаешь узнать облик того, с кем пойдешь под венец".
Загадала Маша желание у своего мосточка: «Суженый мой, ряженый, боюсь
ножки промочить, боюсь сердце погубить. Если я тебе нужна, переведи
через мосток». - Сказала такие слова Маша, перекрестилась,
легла спать и сразу уснула.
И снится ей чудный сон. «Стоит она на берегу, а перед ней речка
мутная, бурливая. Ей нужно перейти на другой берег, а мосточек
шаткий, бревенчатый. Она наступает на мосток, а он качается.
Страх сковал грудь, ноги не слушаются.
И вдруг появляется красивый, молодой человек на другом берегу и
подает ей руку. Он помогает ей перейти речку, и, взявшись за руки,
они вместе поднимаются в гору». 

На этом сон обрывается. Вечером Маша пошла на улицу с подружками,
гулять. В тот рождественский вечер из соседних деревень пришло
много парней и девчат на танцы. Среди них был и Машин суженый.
Она сразу его узнала. А он, как увидел Машу, и глаз отвести от
нее не мог. Она запала ему в сердце на всю оставшуюся жизнь.
Этим молодым человеком и был мой папа.

Наслушавшись разных рассказов о Рождественских гаданьях, я
решила тоже погадать. Я была уже замужем, когда я однажды решила
под Новый год погадать. Я загадала, как сложится моя
жизнь в замужестве. Взяла лист бумаги, смяла его в комок и положила
на перевернутое блюдце. Выключила свет и зажгла свечу.
Блюдце держала перед свечой так, чтобы тень падала на стену.
Подожгла бумагу, и пламя быстро охватило весь комочек,
лежавший на блюдце. Пепел зашевелился, остатки бумаги медленно
истлели, и четкое отражение тени застыло на стене.

Семейная идиллия предстала передо мной. Женщина склонилась
над детской кроваткой, а мужчина, развалившись в кресле,
читает газету.
Это была правда моей жизни. У меня родился сын, сейчас он
уже вырос, а у мужа любовь к газетам сохранилась до самой старости.
Газеты у нас лежат во всех углах, и на столе, и под столом.
Я борюсь с ними. За зиму их накапливается столько, что мне хватает
их на всю весну жечь костры на дачном участке.
Сейчас я уже боюсь гадать. Жить остается мало, а жизнь становится
все трудней и трудней. Кончился високосный год, - год страшных
трагедий и непредсказуемых катаклизмов. Но что принесет нам
новый год, будет ли он лучше предыдущего? Это сказать трудно.


Рецензии
Галина, спасибо за миниатюру, в которой я увидел своё детство. Я с интересом всегда наблюдал за сестрой и её подругой, как они бросали через крышу, каждая свой валенок и потом, бежали по снегу босиком смотреть на какую сторону показывает носик валенка на "Москву" или на "Париж".

С уважением и добрыми пожеланиями-


Николай Вотановский   14.12.2022 23:42     Заявить о нарушении
Интересные были времена! Только былины и сказки могут об этом рассказать.
Время быстротечно, и, порой кажется, это было вчера.
Спасибо, Николай, что посетили мою страницу.
С уважением,

Галина Ромадина   15.12.2022 09:44   Заявить о нарушении