Такая короткая жизнь

Загрустила Антонина Николаевна, все чаще просыпается ночью и долго не может уснуть. Да и сны какие-то странные снятся: то она карабкается на отвесную стену, цепляясь за железную стену, то плывет по широкой и глубокой реке, захлестывает ее волнами. Вроде бы и не в чем себя винить, жила честно, чужого не брала, работала, как могла, а на душе тяжело, как будто чего-то еще не сделала. Двух сыновей вырастила, помогла им встать на ноги. У младшего с учебой не получилось, диплом так и не заимел, но он и без диплома нашел себе работу по душе, хороший специалист, знает больше, чем иные с дипломами. Без отцов росли? Так некоторые с отцами жили гораздо хуже, чем ее сыновья, они-то ни ссор, ни скандалов не видели.

Но сыновья давно взрослые, у старшего дочка школу оканчивает, вот-вот выпорхнет из родительского гнезда. Не успеешь оглянуться, и внук доучится. Младший сын не торопится семью создавать, но живет полностью самостоятельно, справляется.

Сколько старушек ее возраста и моложе живут сейчас поодиночке, а у нее дружок сердечный спит в соседней комнате.  Много лет уже вместе. Уезжает днем в свой деревенский дом, что-то там делает, но каждый день возвращается к ней, есть с кем словом перемолвиться. Можно и в дом с ним поехать, да ей там зимой делать нечего, топить печку она не умеет, готовить там негде, дом без удобств, ни воды, ни газа. Сергей Петрович тоже ведь не сельский житель, его городская квартира стоит сейчас пустая. Как все это содержать с крошечными пенсиями? Но обузой детям и внукам быть не хочется, у них своя жизнь, где нет места старикам.


Первые смутные, расплывчатые впечатления, воспоминания. Высокие деревянные, расписные санки, куда усаживают ее, укутанную большим, теплым платком. Нет, она еще не знает, что это санки и платок, узнает позже. Ковер с красным орнаментом на чьей-то стене, не дома. Чья это была стена? Кого-то из родственников. Почему запомнилась именно она непонятно, но вот запомнилась же, чтобы всплывать время от времени яркой картинкой в памяти.

Столько вокруг неизвестного и непонятного, ей хочется узнать как можно больше о том, что ее окружает. Помогают родители, книги, но что-то так и остается непонятным. Брат старше, должен знать больше ее, но он часто начинает смеяться и дразнить ее: «Не знает! Она даже этого не знает!» Может быть, и сам не знал, но ей становится стыдно за свое незнание, она не решается больше спрашивать.  Родители тоже отвечают не на все вопросы, бабушка все время занята. Больше всего рассказывает отец, но его часто нет дома, приходит уставший, садится за учебники, тетради. Он учит  других и учится сам.

Есть еще сны, странные ощущения, что это, вот именно это с ней уже было. Чьи это ощущения? Она узнала, что ее назвали именем той, кто могла бы стать ее тетей, но умерла в двенадцать лет. Не от нее ли этот страх исчезнуть, не оставив никакого следа? Когда Антонина стала взрослая, ощущения повторяемости исчезли, но страх исчезновения остался. Страшно, что опять уйдешь в эту бездну, из которой пришла, и ничего от нее не останется, никто и не вспомнит о том, что она была. Так жалко становится каждую уходящую минуту, обидно их тратить на что-то пустое, ненужное. Как могут большинство людей не задумываться об этом и с легкостью транжирить то, что никогда больше не повторится? Счастливы те, кто верит в бессмертие, вечную жизнь души, но ей все время говорили о другом, запрещали верить, молиться, ходить в церковь.

Ей очень хочется всех любить, всем нравиться, она очень боится сделать что-то не так, вызвать насмешки, но порой все-таки делает и вызывает, переживает из-за этого. Теряется, если мать начинает кричать на нее, а кричит мать частенько и не только на нее, но другие меньше обращают на это внимания. Хотя отец тоже не выносит крики матери из-за любых пустяков. Порой она доводит его до того, что он убегает из дома, хлопая дверью. Тогда мать ложится на кровать, говорит, что у нее плохо с сердцем, просит дочку вернуть отца. Дочка бежит за отцом, обнимает его, плачет, уговаривает вернуться.

Антонине и потом нелегко общаться с людьми, слишком много думает она о том, какое впечатление на них оказывает, дичится, стесняется. С книгами легче, в них всегда можно найти много интересного.

С годами Антонина стала смелее, ее стало меньше заботить мнение других о ней, особенно тех, кто на ее взгляд не был достоин никакого уважения. Но страх исчезновения стал еще острее, тем более, когда один за другим уходили близкие ей люди. И те, кто значительную часть жизни бездумно убивали время, порой отчаянно цеплялись за каждую последнюю минуту.

Цепляться за последние минуты Антонина не  собиралась, разве можно победить то, что неизбежно для каждого. Любовалась с тихой грустью красотой оставляемого мира и думала: много ли она успела узнать о нем? Нет, не много, человек не в силах все понять и объяснить за свою короткую жизнь, а большинство даже и не пытается. И есть ли действительно кто-то, кто знает и понимает все обо всем?  Наверно, есть. А может быть, и нет. Но ничего никуда не исчезает бесследно, лишь переходит из одного вида в другой.

Она посмотрела на свет далеких звезд и закрыла глаза.


Рецензии
Временами кажется что умереть не страшно, если например во сне, страшно если через муки. Как все будет на самом деле мы не знаем и думать об этом не нужно...
Спасибо, Галина за раздумья, которые приходят, хотя их и не желаем.

Татьяна Самань   10.09.2023 22:22     Заявить о нарушении
Некоторые годами лежат беспомощные, полностью зависимые от чьей-то заботы. А кто-то добровольно обрывают свою жизнь, как мой отец и брат, для близких это очень тяжело. Трудно что-то предугадать, пусть будет так, как будет.

Галина Вольская   11.09.2023 07:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.