Кольцо Поликратеса

                Читая Шиллера. Ч. 10

                (стихотворение в прозе)

                Кольцо Поликратеса

   С крыши своего дома он с улыбкой взирал на завоеванный им Самос. "Теперь это все мое, - сказал Поликратес египетскому фараону. - Признайся, что я счастливчик." Тот с поклоном ответил: "Ты постиг божий промысел! Те, что раньше были с тобой наравне, теперь склонили голову перед твоим скипетром. Но пока жив еще твой враг, который хочет тебе отомстить, мой язык не повернется назвать тебя счастливчиком."

   Не успел еще фараон закончить, как перед тираном вырос гонец: "Да украсит твое высокое чело, повелитель, живой лавровый венок. Твой враг пал, пронзенный острым копьем. Меня прислал с радостной вестью твой верный полководец Полидор." С этими словами он вынул из черного мешка окровавленную голову.

   Фараон в ужасе отпрянул: "Я предупреждал тебя, Поликратес. В опасном море ищет твой флот сомнительное счастье." Но ликующие крики прервали его речь. К берегу причаливали корабли победителей. Удивленный гость молвил: "Сегодня счастье улыбнулось тебе. А завтра?.. Непобедимые спартанцы грозят тебе войной. Их корабли уже в пути."

   Не успело из его рта вылететь последнее слово, как грянуло дружное "Ура-а-а!" Тысяча голосов как один: "Победа! Шторм разбросал по морю их корабли. Конец войне." Но гость продолжал: "Поверь, я желаю тебе как другу счастье, однако меня страшит зависть Богов. Безграничная радость еще не шла никому на пользу. И ко мне Небо было благосклонно во всех моих деяниях. Но я заплатил высокую цену за свое счастье. Ни один на моем веку, кого Боги щедро осыпали дарами, не кончил добром. Послушай совет друга: из всех твоих сокровищ выбери то, что больше всего тебе любо, и брось его в море."

   Испуганный Поликратес ответил: "Из всего, что есть на острове, мне больше всего по сердцу это кольцо. Я хочу его подарить Богам. Тогда, может быть, они простят мне мое счастье." С этими словами он бросил кольцо в воду.

   На следующее утро один рыбак со счастливым лицом пришел к королю: "Государь, в мои сети угодила такая рыба, которая еще никому не попадалась. Я хочу подарить ее Вам."

   Повар, разделывавший рыбу, не скрывая своего восторга, поспешил к королю: "Государь, кольцо, которое Вы носили, оказалось в желудке у рыбы. Нет границ Вашему счастью!"

   Узнав об этом, гость с бледным лицом обратился к Поликратесу: "Я не могу здесь дольше оставаться. Мой друг, Боги хотят твоей смерти. Я не хочу умереть вместе с тобой."

   Сказал и был таков.


Рецензии