А. Соболевский. Памяти Виссариона Вис. Комарова

Алексей Иванович СОБОЛЕВСКИЙ

ПАМЯТИ ВИССАРИОНА ВИССАРИОНОВИЧА


Почетное чествование памяти почившего редактора-издателя «Света» Виссариона Виссарионовича Комарова - явилось грустным, но глубоко-знаменательным торжеством не для одной только семьи усопшего, но и для всех стоявших близко к изданию, для его постоянных или временных сотрудников, как начинавших под эгидою опытного редактора-публициста, так и вносивших в созданную им газету посильную лепту своего более или менее опытного литературного труда.
Покойный Виссарион Виссарионович так тесно, так всецело слился душою с созданным им публицистическим органом, издание этого органа так глубоко вошло во всю его жизнь, так осветило всю его долголетнюю деятельность, такой яркой чертою истинного «света» прошло чрез все его существование, что самая могила, кажется, бессильна порвать эту могучую связь.

*

Виссарион Виссарионович почти до самой кончины своей лично следил за ходом газеты, прочитывал весь номер от строки до строки, и уже ослабевающей, но привычной и опытной рукою, как умелый, вдохновенный капельмейстер, всем лично дирижировал, всему давал тон.
«Свет» был выразителем его души, отголоском всех его политических мнений, отголоском всех его отдаленных, сокровеннейших надежд.
Он ушел из мира утомленный, но не обессилевший, отошел бренными, усталыми силами физическими, но бодрый дух его еще здесь, среди близких ему единомышленников и сотрудников, среди общества, чутко сознающего значение понесенной им утраты...
Это сознание громко, лестно и трогательно выразилось тем чествованием, которым почтило память почившего Русское собрание, создавшееся по его почину, и до последнего дня глубоко его интересовавшее и горячо им любимое.

*

Живым, тесным кружком собрались члены Собрания в вечер, 10 февраля, посвященный памяти покойного, явились на это чествование представители всех слоев русского общества, всех фракций истинных сынов русского парода, - и как живое выглядывало из-за густых лавровых ветвей энергичное, вдумчивое лицо покойного, с одухотворенного полотна искусно написанного портрета…
Мертвым по льстят, перед покойниками не заискивают, от людей ушедших из мира не ждут никаких благ, и то, что говорится перед могильной насыпью, - говорится от души!
В заседании Русского Собрания, посвященном деятельности покойного В.В. Комарова, деятельность эта оценена всесторонне людьми, близко и хорошо его знавшими, и из сопоставления всего, ими сказанного, получилось то впечатление богатыря мысли и верного сына родной земли, образ которого, воскрешенный мощной силою кисти, встречен был всей многочисленной аудиторией тем живым, горячим приветом, который редко бывает уделом лиц, отошедших в вечность.

*

В нем не «покойника» приветствовало собрание… Оно приветствовало живую, мощную силу, оставшуюся во всем, им созданном, сказанном, сделанном... Оно приветствовало голос не умолкнувший, но еще звучащий с горячих страниц его убежденных, патриотических статей… Оно приветствовало вечно живой дух, которого не могло коснуться холодное дуновение смерти…
Уйдя от всех житейских треволнений, по-христиански подведя итоги всему покидаемому - Виссарион Виссарионович Комаров остался жить в созданном им деле, остался жить в той связи, которую впервые скрепил он, между пробуждающей мощью печатного слова и в потемках дремавшей, далекой деревни.
Газета «Свет» была истинным светом для далеких, темных уголков России, и вот почему чествования памяти создателя «Света» является близким родным чествованием для всех близких к «Свету», как крупных, так и скромных деятелей.

V.

И не одна только осиротевшая семья почившего Виссариона Виссарионовича, не одна только глубоко чувствующая эту утрату редакция, с чувством живой признательности откликнется на почетное чествование его с 10 февраля в стенах Русского Собрания... На чествование его с любовью и благодарностью откликнется и пробужденная им русская деревня, и так горячо поддерживаемый им русский приход и так глубоко понятая им русская народная школа...
На него откликнутся далекие поля благодарной Сербии... на него откликается весь славянский мир…
На это почетное чествование горячо откликнется все то, что так глубоко понимал покойный Виссарион Виссарионович своим обширным умом... все, что так искренно, так преданно любил он своим горячим сердцем.

Подпись: А. И. С.

(Свет. 1908. № 41 (12 февраля). С. 1).


Рецензии